Наблюдения в природе осенью. ☼
Автор: Мочалова Светлана Анатольевна
С наступлением осени преобразилось все до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.
Русский народ был очень наблюдателен, до нас дошло много примет и поговорок.
Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.
Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени, укрывает землю – когда листком, когда снежком.
Первый день ноября на Руси считался началом зимы. У ноября – изо льда корона, из инея – перстенек, снегом низан поясок.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если пузыри от дождя по воде – продолжительное ненастье.
Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде.
Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает – к дождю.
Перед дождем дождевые черви выползают из нор.
Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.
От осени к лету поворота нету.
Весна и осень – на дню погод восемь.
Сентябрь - первый месяц осени.
1. Обратите внимание детей на красоту осеннего ковра, на наряд деревьев и кустарников. Определить окраску листвы различных деревьев: жёлтая и оранжевая у клёна, коричневая – у липы, вяза, дуба, красная - у осины, зелёная – у сирени. Пройти по опавшим листьям. Они ещё не шуршат. Предложить поднять несколько листьев, понюхать их. Листья свежие, пахучие. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора».
2. Обратить внимание на состояние солнца. В каком месте появляется солнце и где оно в эти часы было летом. Вечером обратить внимание, где заходит солнце.
3. Рассмотреть утренний иней на листьях. Интересно посмотреть на пролетающих журавлей. Прочитать рассказ М. Пришвина «Журка». Поймайте летающую паутинку и покажите паучка – «лётчика».
4. Обратить внимание на кустарники. Подойдя к акации, предложить детям поднять её лист с земли. Это не удаётся. Дети увидят, что лист рассыпается на дольки. Покажите чёрные закрученные пустые стручки акации. Вспомнить, какие они были летом.
5. Сравнить лиловые листья черёмухи с окраской листьев других деревьев. Вспомнить, каким был лист осины летом, каким он стал теперь. Рассмотреть плод и семена жасмина.
6. Труд взрослых в саду. Покажите, как копают ямы для посадки, как выполняют различные работы по уходу за деревьями.
7. В цветнике. Георгины едва держат свои тяжёлые, пышные, яркие головки. Стройными рядами стоят гладиолусы с причудливыми цветами, заканчивающимися в виде изящного шпиля. Пушистые яркие головки астр окаймляют клумбу.
8. В конце сентября возьмите с собой коробочки и соберите семена. Возьмите только сухие. Детей привлекают зелёные, упругие семена, объяснить, что они не созрели.
9. Наблюдать, когда появится пух на головках астр. Выдерните пушинки и покажите детям белые столбики семян, плотно прижатых друг к другу. Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие, терпение.
10. Труд в цветнике. Можно вместе с детьми сажать выкопанные в июле луковицы цветов (нарциссы, тюльпаны, гладиолусы). Весной они опять зацветут.
11. Очень нравится детям наблюдать за таким природным явлением, как листопад. Наблюдая с детьми за этим явлением, можно предложить детям «превратиться» в листочки, покружиться вместе с ними.
Октябрь – второй месяц осени. Время отлёта птиц на юг.
1. Всё чаще бывает пасмурная погода – хмурое небо, моросящий дождь. Обратить внимание, как изменились облака – нет больше лёгких, перистых и кучевых. Над головой висят тяжёлые, слоистые, небо кажется низким.
2. В редкие солнечные дни проследите, откуда появляется солнце. Длиннее ли путь солнца по сравнению с летом.
3. Когда земля замерзнет, покажите какая она твёрдая. Лужи затягиваются полосками льда. Падают первые снежинки.
4. Посмотрите на берёзу. На ней есть еще коричневые листочки. Они тихо шелестят. Рябина, хотя и без единого листочка, очень нарядная, вся в красных гроздьях ягод, а старая золотая лиственница возвышается над всеми деревьями. Земля под ней усыпана шелковистой светлой хвоей.
5. Под дубом поищите жёлуди. Рассмотрите глянцевую с колпачками кожуру желудей. Падают и «носики» у клёна, вертятся они на ветру. Вспомните, какими тёмными и красными были дуб и клён летом. Прочитать стихотворение «Песня о жёлуде» С.Я. Маршака.
6. Покажите детям, что лист рябины, как и лист акации, которую наблюдали ранее, поднять нельзя: он рассыпается на дольки.
7. В октябре некоторые травы продолжают ещё жить, на газоне цветут одуванчик, пастушья сумка. Дать детям задание проследить за дальнейшей жизнью этих молодых растений.
8. Предложить детям поставить кормушки для птиц и каждый день класть в них корм. Перечислить знакомых птиц, вспомнить, какие улетели на юг, какие еще живут рядом, спросить, чем они питаются.
9. Если георгины и гладиолусы ещё не убраны, то в начале октября это надо сделать. Вынести на участок носилки, тачки, ящики. Определить место, куда складывать клубни для просушки. Воспитатель выкапывает клубни, дети относят их в помещение, луковицы гладиолусов укладывают в пакеты и тоже относят в помещение.
10. Наблюдение за бальзамином канадским. Растение всё увешано небольшими грушевидными плодами. Предложить дотронуться до самого толстого плода, он мгновенно с треском раскроется и из него разлетятся чёрные круглые блестящие семена.
Ноябрь – третий месяц осени. Выпадение первых снегопадов.
1.Во время прогулки поговорите с детьми о том, что погода изменилась, стало мрачно, серо… Небо низко повисло. Нигде нет голубого просвета, замёрзла земля, на крышах сидят хмурые вороны, зверям теперь холодно в лесу. Прочитать стихотворение Блока «Зайчик».
2. Если выглянет солнце, заметьте, где оно появляется, долго ли бывает на небе. Ветер низко пригибает кустарники и ветви деревьев. На деревьях и кустарниках нет листвы, только на дубе шелестят сухие коричневые листья. Но рябина по-прежнему красива, скоро за ягодами прилетят снегири и свиристели.
3. Как только замёрзнет земля в цветнике, можно начинать подземный сев. Воспитатель выносит семена цветов или овощей, сеет их, дети засыпают землёй и придавливают совочками.
4. В конце ноября дети начинают наблюдать зимние явления природы. Живая природа только замирает на время. Ветки деревьев в мороз ломаются с хрустом как льдинки, а внесёшь их в комнату – они распускаются.
5. Уточните представление детей о том, что поздней осенью природные явления больше сходны с приметами начала зимы. Дни еще стали короче, а ночи еще длиннее; все реже светит солнце; небо плотно закрыто низкими тучами.
6. Нудный осенний дождь иногда сменяется мокрым снегом, а в ясные дни утром лужи покрыты тонким ледком. Совсем засохла трава, отцвели последние цветы, насекомые окончательно исчезли, улетели перелетные птицы.
7. Расскажите дошкольнику, что звери тоже готовятся осенью к встрече зимы: они меняют свой редкий летний мех на зимний – густой и теплый. Активизируйте в речи прилагательные: ярко-рыжая, серебристый, белый, пушистый, теплый; глаголы: перелинять, линять, рыщет, ложится в спячку.
8. Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с наступлением зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.
9. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.
10. Наблюдение за птицами. Последние птицы забились под крыши. Не слышно ни весёлых трелей, ни звонкого чирикания. Так же тихо и в лесах. Уже впали в спячку ежи, готовится залечь в берлогу медведь.
Таким образом, наблюдая за изменениями в природе и обсуждая это со своим ребенком, мы развиваем его речь, пополняем словарный запас, развиваем память, внимание и мышление.