«Надо, надо умываться, по утрам и вечерам» ☼
Автор: Солдатова Елена Витальевна
Тема: «Надо, надо умываться, по утрам и вечерам»
Цель. Формирование культурно-гигиенических навыков при ознакомлении с художественной литературой на примере сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Задачи.
Образовательные: повторить произведение К. Чуковского «Мойдодыр»; подвести детей к пониманию, что чистота — залог здоровья; повторить названия принадлежностей ухода за собой; Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
Развивающие: развивать стремление к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчесываться, когда это необходимо;
Воспитательные: Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование. Иллюстрации к сказке К. Чуковского «Мойдодыр», предметы ухода за собой, разноцветные следы, кусочки туалетного; коробочка; киоск, мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое; для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля; письма в конвертах разного цвета; мыльные пузыри.
Предварительная работа. Чтение сказки «Мойдодыр».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Вводная часть.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним грязного мальчика, убегающего от мочалки, мыла, щеток. Вы не знаете, из какой книги убежал этот мальчик?
(Из книги К. Чуковского «Мойдодыр»).
Д/и «Вспомни и прочти»
Воспитатель. Сейчас я вам буду показывать фрагменты из сказки К. И. Чуковского, а вы должны вспомнить и прочесть отрывок, подходящий к фрагменту.
Воспитатель. Дети, а почему от мальчика убежали все вещи? (Потому что он был грязным)
Воспитатель. А что же нужно делать, чтобы не быть грязными? (Мыться, умываться, купаться).
Воспитатель. А если мы не будем мыться, умываться, купаться, что с нами случится? (От нас могут убежать вещи. Мы можем заболеть и т. д.).
(Раздается стук в дверь)
2. Основная часть.
Воспитатель. Ой, ребята кто-то стучится? Хотите посмотреть кто это? (Да!)
Воспитатель. Тогда пойдемте, посмотрим все вместе. А пойдем мы с вами по разноцветным следам. (Воспитатель и дети все вместе идут по следам, и находят посылку. Возвращаются, открывают посылку. В ней: мыло, мочалка, зубная щетка и зубная паста, шампунь, полотенце, расческа, ножницы).
Д/и «Что за вещи?»
Воспитатель. Ребята, что же это такое и для чего нужны все эти предметы?
(Дети (перечисляют): умываться, чистить зубы, мыться в ванне или душе, расчесываться, подстригать ногти).
Воспитатель. Молодцы! А как мы с вами умываемся?
Физкультминутка «Умываемся» (выполняется под речитатив, стоя на ногах)
Водичка, водичка, – подставить ладони «под струю воды».
Умой мое личико, – «помыть водой» лицо.
Чтобы глазоньки блестели, – протереть глаза кулачками.
Чтобы щечки краснели, – слегка потереть щечки ладонями.
Чтоб смеялся роток, – улыбнутся.
Чтоб кусался зубок – сомкнуть губы: «ам».
Воспитатель. А для чего нам нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи).
Воспитатель. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нем сказать? (Дети обследуют кусочки мыла, гладкое, душистое, скользкое, розовое, белое, желтое, теплое и т. д.). Воспитатель обобщает ответы детей: мыло имеет цвет, запах, форму.
Воспитатель. А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает разным. (Дети приходят в импровизированный киоск, где на полочках лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое).
Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.
Опыт «Чудо мыло». В колбочки с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится. С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены.
Игра “У кого пена выше и пышнее? ”(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение). Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Далее воспитатель говорит детям, что нам пришли два письма. В этих письмах советы, но советы совершенно разные. Давайте прочитаем и решим, каким же из советов мы воспользуемся. Читает письма из разных конвертов, а дети после обсуждения решают, какой из советов правильный.
Никогда не мойте руки
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Воспитатель. Дети помните, что случилось с мальчиком после встречи с крокодилом? (Он прибежал домой и умылся).
Воспитатель. Правильно, и стал чистым и красивым.
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня были все молодцы, вы много знаете. И надеюсь, что вы вырастите сильными, здоровыми. Самое главное помните всегда, чтобы быть здоровым
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!