НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ | Кулешова Ольга Александровна. Работа №238891
Автор: Кулешова Ольга Александровна
В статье рассмотрен генезис поведенческих нарушений и агрессивного поведения у младших школьников с интеллектуальной недостаточность.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Поведение в науке рассматривается с разных точек зрения. И представляется как деятельность и как общение, взаимодействие людей в различных социальных структурах.
Нарушенное поведение выражается нарушением правил и норм, принятых в обществе. Главными признаками нарушенного поведения у детей считаются побеги из дома (особенно если они приобрели систематический характер), жестокое отношение, как к другим людям, так и к животным, непосещение школьных занятий, ложь, совершение противоправных действий, таких как воровство и вандализм.
Одной из психологических проблем депривированных детей является агрессия. Агрессивное поведение проявляется в двух формах: гетероагрессии (т.е. агрессии, направленной на другой субъект) и аутоагрессии (т.е. агрессивного поведения, направленного на самого субъекта агрессии).
Агрессия (виды):
–физическая – ребенок совершает определенные действия, направленные против кого-либо, или наносит вред предметам (дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.);
–вербальная – ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других;
–косвенная – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Изучение процесса развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью помогает понять его не как проявление определенных задатков или изъянов, не как вариант нормы, а как результат заболевания, вызывающего своеобразие развития. Однако и это развитие, как показали исследования, проведенные О. Л. Леонтьевым, Л. С. Выготским, все-таки формирует новые связи накопления жизненного опыта, овладения знаниями и навыками, поступательное движение вперед.
А. И. Фурманов утверждает, что агрессивное поведение можно наблюдать уже в раннем детском возрасте.
Русский психолог В. М. Махова, изучая эмоциональное реагирование детей с интеллектуальной недостаточностью на проблемные ситуации, обнаружила, что дети с нарушением интеллекта отдают предпочтение деструктивным способам решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией.
Проявления агрессивности в поведении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является следствием неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и сверстниками; низким статусом ребенка в группе; неудачами в совместной со сверстниками деятельности, обусловленными как трудностями операционного характера (неразвитость базовых социальных умений), так и изменениями мотивационной стороны деятельности (например, преимущество эгоистичных мотивов общения); недовольство потребностей в признании.
Психологическими предпосылками агрессивности детей с интеллектуальной недостаточностью могут стать следующие особенности: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам, неумение сдерживать себя.
Итак, можно выделить следующие общие характерологические особенности агрессивных детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью:
- высокий уровень личностной тревожности, восприятие большого количества ситуаций как угрожающих;
- слабое осознание собственных эмоций, низкий уровень эмпатии;
- самооценка, настроенная на негативное восприятие себя окружающими;
- эмоциональное зацикливание на ситуации, что происходит сейчас; неумение предвидеть последствия своих действий;
- слабый контроль над своими эмоциями;
- ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного (девиантного) поведения.
Агрессия детей с интеллектуальной недостаточностью по отношению к родителям, воспитателям, сверстникам, как правило, чрезвычайно жестокая: приступы или драки совершаются без достаточного понимания опасности телесных повреждений. Наряду с физической агрессией оказывается и вербальная. Часто агрессивное поведение является прямым повторением того, что дети сами получают от других. Укреплению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в интернате или школе. Так как развитию агрессивных проявлений способствует проблемы в межличностных отношениях. Ребенок с трудом налаживает отношения со сверстниками, с трудом воспринимает правила и нормы социального поведения.
Характерной для детей с интеллектуальной недостаточностью является аутоагрессия, что возникает в ответ на обиды, наказания, конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, делают на коже порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при наличии каких-либо трудностей. Аутоагрессия чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков.
В младшем школьном возрасте основной задачей психокоррекции является формирование и развитие навыков и умений жизнедеятельности и поведения на основе проявления субъектных, внутриличностных регуляторов поведения.
«Коррекция поведения – исправление поведения ребёнка педагогическими и психологическими методами»
Рекомендуют использовать следующие методы:
– беседы;
– ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях;
– арт-терапия;
– трудотерапия;
– игротерапия;
– поручения;
Положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут достигнуты, если правильно подобрать индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей с нарушением интеллекта.