«Настольная игра как метод игротерапии дошкольников» ☼
Автор: Легкова Светлана Нколаевна
Современные дети в своей повседневной жизни всё реже встречаются с игрой. Совсем недавно игра способствовала быстрому установлению контакта с ребёнком, снятию ситуативных тревожных проявлений, обусловленных новым местом и новым взрослым. Игра в рамках игротерапии теперь выступает не только средством, но и целью. Самое главное сначала научить детей играть, показать им радость самого процесса, увлечь за собой и привить культуру игры в целом. Только тогда игра может стать средством для достижения других целей в развитии ребёнка.
Настольные игры обладают большим потенциалом для решения обозначенной проблемы.
Любая настольная игра даже в условиях ограниченного общения может стать стимулом для разворачивания игрового процесса. Настольная игра будет нести на себе отпечаток игры по правилам и сюжетно-ролевой, формируя у ребёнка игровые навыки.
Необходима экспертиза уже существующих настольных игр. Существуют, так называемые, «эрзац»-игры, которые в большей степени мешают развитию игровых навыков и направлены, прежде всего, на потребность в быстром получении удовольствия.
Также необходима классификация настольных игр по разным основаниям: количество игроков, игровой материал, степень азартности и т.д.
Настольная игра всегда была одним из средств психотерапии. Стоит обозначить те преимущества, которыми обладает любая настольная игра, будь то специальная психологическая или обычная, но используемая психологом:
1 Любая настольная игра – это всегда игра, которая уже несёт в себе терапевтические возможности. Строить общение, устанавливать контакт с ребёнком через игру намного легче. Настольная игра как бы снимает необходимость сопротивляться.
2 В поле игры становятся равными. Ребёнок признаёт в психологе равного игрока и эксперта по правилам игры.
3 Даже если инструкция игры не предполагает погружения в роль, сама настольная игра ее задаёт. Из роли всегда намного легче проявлять себя и пробовать новое.
4 Настольная игра предполагает ситуацию «выигрыша», которая является символом выхода из проблемной ситуации, овладения нужным навыком.
5 Настольная игра способна задавать и поддерживать уровень необходимой безопасности для работы с личным материалом ребёнка.
Конечно же нельзя утверждать, что настольная игра – это панацея от чего-либо. Но мы увидели, что настольная игра действительно обладает рядом преимуществ, заложенных внутри её самой, которые в совокупности с профессиональными навыками специалиста будут особенно выгодны в работе с определённой группой детей. Начинать применение настольной игры нужно в дошкольном возрасте.
Любая настольная игра будет интереснее, а игровой материал ценнее, когда дети станут участниками её создания. Например, можно приготовить игровое поле или его часть. Замкнутым детям это поможет легче вступить в игровой процесс, а для агрессивных детей их вклад в общее дело будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций.
Перед игрой можно предложить детям выполнить фигурки из разных материалов и использовать их вместо фишек.
Старшие дети могут сами придумывать основу для игрового поля, истории и вводные для игры, а также правила для игры. Перед тем как ввести свои правила, стоит только спросить детей: «Какая интересная игра получилась! А как играть в эту новую игру?» - ответы не заставят себя ждать, а ведущий всегда сможет скорректировать предложения детей.
Используемая литература: Н.В.Зеленцова-Пешкова «Игротерапия для дошкольников»