Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Ясникова Татьяна Иннокентьевна

Тема урока: Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

Цель: формирование представление об особенностях раскрытия темы любви в творчестве Булгакова на основе романа «Мастер и Маргарита»

Задачи:

обучающие - проследить, как развивается сюжетная линия Мастер - Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев; проследить связь сюжетной линии Мастер - Маргарита с фактами биографии писателя.

развивающие - совершенствовать у учащихся умение и навык художественного анализа текста, ведения диалога, развивать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

воспитывающие - воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: свободе личности, милосердию, честности, вере, любви; воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прослушивание песни Шарля Азнавура «Вечная любовь» (на русском языке).

·                   Можете ли вы объяснить, почему в начале нашего урока звучит эта песня?

·                   Чем ее слова близки к любовной линии романа «Мастер и Маргарита»?

Мы продолжаем с вами разговор о романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

·                   Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи? (на столе лежат лепестки роз, жженые листы бумаги, стоят свечи)

Конечно, главной героине романа.

·                   Как  вы думаете, о ком сегодня на уроке пойдет речь? (о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита)

Сформулируйте тему урока.

·                   Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке, исходя из темы урока?

·                   Какие стихотворные строки о любви, подобранные вами дома, мы могли бы взять эпиграфом к теме сегодняшнего урока? Обсуждение предложенных вариантов, выбор и запись наиболее удачного, по мнению учащихся:

- С милым рай и в шалаше, был бы милый по душе (пословица).

- Любовь – она бывает разной. Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной, Бывает яблоней в цвету. (О. Высотская)

- Ты – женщина, и этим ты праваИ. Бунин)

- Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. (Л. Н. Толстой)

- Твердят: вначале было слово. А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! (С. Островой)

- Я люблю тебя! Это значит – Я желаю тебе добра… (В. Тушнова)

- Нет в любви виноватых и правых… Никого здесь нельзя винить! (Ю. Друнина)

- «… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (М.Булгаков)

II. Актуализация опорных знаний учащихся. 

До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Сатана», «Черный маг», «Копыто инженера», «Князь тьмы», «Консультант с копытом» и другие. Все они были связаны с нечистой силой.

·                   А что же изменилось с появлением в жизни писателя его Музы?

III. Этап реализации новой темы

·                   А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран (просмотр видеофрагмента)

Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу. Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».

Цветы

Желтые, тревожные

Появляются, выделяются, тревожат

Нехорошие цветы, но именно они соединили Мастера и Маргариту.

Любовь.

Желтые, отвратительные, тревожные цветы… Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.

·                   Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под ножа выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни. Черное пальто – отражение бездны, символ глубины, необъятности.

Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.

·                   Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её предыстории? ( М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми).

« Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.

Маргарита испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»

·                   Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее? (По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу)

Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.

Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он, наконец, ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста.

Итак, мы понимаем, что Маргарита называется Булгаковым женщиной цвета луны не случайно, а по назначению. Луна-это и мистика (ведьма), и реальное (возлюбленная), и возвышенное (королева).

Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

Тьмою здесь все занавешано

И тишина как дне.

Ваше Величество, Женщина!

Да неужели ко мне?

Тусклое здесь электричество,

с крыши сочится вода.

Женщина, ваше величество,

как вы решились сюда?

 Б. Окуджава

·                   Куда «сюда» решилась Маргарита? (в подвальчик)

·                   Докажите, что Маргарита стала верной подругой.

·                   Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?

·                   Чем она занималась?

·                   Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?

(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Она винит себя во всём, что случилось с Мастером, так как она внушила ему веру в успех его романа. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)

То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в других ипостасях,  тем более что ведьмой её нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, если задеть её за живое, да и королевой чувствует себя почти каждая особа женского пола.

Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

Вспомните, что в переводе с латинского обозначает Маргарита? Жемчужина.

Вывод: много лет она лежала на дне, где царит…тьма, а ей нужен …свет. Но чтобы его увидеть, она должна… пройти определённый путь - путь лабиринта (прочитать определение, выделить ключевые слова)

·                   Какая связь между Воландом и лабиринтом?

О, ваш приход как пожарище,

Трудно и дымно дышать,

Но заходите, пожалуйста,

Что на пороге стоять?

Б. Окуджава

-любой лабиринт имеет вход и прежде чем войти в него нужно переступить… порог.

-порог… это граница. Граница между тьмой и светом. Известным и неизвестным.

Его, порог, должна переступить Маргарита, которая будет блуждать, но обязательно должна найти выход

·                   Если исходить из определения, что такое «лабиринт», что должна будет преодолеть Маргарита? (найти дорогу; пройти испытания; преодолеть испытания)

·                   Давайте отправимся в путь вместе с Маргаритой, чтобы раскрыть тайну…Как вы думаете какую…? (тайну её души).

Прочитать.

·                   Какой нам рисуется в Маргарита в этом эпизоде?

«Вот как приходится платить за ложь, - говорила она, - и больше я не хочу лгать. Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла».

·                   С какой мыслью переступает порог Маргарита? «Я погибаю вместе с тобою».

 - на пороге стоит женщина

- в глазах, которой…… одиночество

-в душе её … боль.

- и самое главное она устала лгать

А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.

Прослушаем аудиокнигу-эпизод «Погром в доме Латунского»

·                   Каково место эпизода в идейном замысле писателя?

·                   Каковы действия Маргариты?

·                   Какими звуками сопровождаются действия героини?

·                   Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?

 Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини; но, когда Маргарита, крушащая дом, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика, она прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму.

Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь.

Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Но для возлюбленного она была королевой, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

·                   Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?

·                   Как она ведет себя и какова ее задача?

·                   Каково ее самочувствие, какие страдания ей пришлось перенести?

·                   Почему она не напомнила Воланду о его обещании?

·                   Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?

Гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

«Только бы выбраться отсюда, – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь».

Когда же, наконец, Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает:

«Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц».

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

·        С какими мыслями покидает Маргарита лабиринт?

В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.

«… и из приоткрытой двери выпадала полоска света. И в эту приоткрытую дверь и вошла Маргарита». Полоска света – это… НАДЕЖДА.

В эту приоткрытую дверь входит Маргарита - ЖЕНЩИНА.

И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!

Вывод:  Мастер пропадёт без её веры, любви. Она заслужила счастье… «Гордая женщина!»

Маргарита прошла лабиринт, нашла выход.

Бал у сатаны отчасти нужен был Булгакову именно как испытание Маргариты: человек проверяется в испытаниях, только так можно выявить сердцевину человека.

·                   Почему Маргарита получает право на свет, а Мастер только право на покой?

Свет-это высшая награда в мире Иешуа. Булгаков не даёт пояснений, рассчитывая на думающего читателя. Свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.

·                   Кто из героев достоин света?

Маргарита, которая до конца борется за свою любовь, но, как говорит Воланд, «тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

 

 

Также цель сегодняшнего урока литературы: разговор о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника.

Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?

Мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

·                   Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя? («встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца»). Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.

Далее идет диалог 2-х пациентов «дома скорби» Мастера и Бездомного».

Обратите внимание: «Я не писатель, я – мастер». «Я – мастер», - он сделался суров».

·                   Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? Нам предстоит с вами ответить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?»

·                   Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту.

Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов».

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю Мастера и его произведения.

Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу. Роман дописан.

·                   Как литературный мир встретил версию библейской истории? (роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать»).

 

·                   Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера? (они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели Мастера до того, что он сжег свой роман).

Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман Мастера.

·                   Почему же Булгаков называет своего героя Мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос (в нем главное – талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество).

·                   Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует Мастер? (в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

Можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера. В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Отношение критики к произведениям Булгакова и Мастера тоже было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только 3 были положительными.

·                   Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой Мастера и судьбой Булгакова?» (Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется).

Но сам автор не судит уставшего героя. Левий Матвей в разговоре с Воландом говорит, что «он (мастер) не заслужил света, он заслужил покой – печальным голосом проговорил Левий.

·                   Почему покой? (в какой-то момент испугался жизни: отказался от борьбы и даже от любви).

А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение.

·                   Кто его заслужил и почему? (света заслужила Маргарита, потому что борется за свою любовь до конца).

 

Заканчивая наш урок, хочется сказать, что в романе есть нота трагизма: покой и независимость дарованы героям там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; также оказался отвергнутым своим временем и современниками сам Булгаков. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью.

 

 

IV. Домашнее задание

В доме-музее Булгакова находятся два ящика. Первый – почтовый ящик писем Любви. Прочитайте, что на нем написано: «С восьмидесятых годов существует традиция оставлять на 302-бис послания с пожеланиями любви и вдохновения. Это место стало мистическим для многих. Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов».

Второй – ящик писем Мастеру. На нем ничего не написано, но, думаю, имеется ввиду не только герой романа, но и сам Булгаков, признанный гений, Мастер.

Творческая мастерская

Напишите небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Подумайте, о чем напишите… Может, быть, о чем-то спросите писателя?

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×