Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проект "Русская изба"" | Бурдюгова Юлия Юрьевна. Работа №209004
Автор: Бурдюгова Юлия Юрьевна
Статья о создании мини-музея "Русская изба", о том, как помогает она воспитывать у детей интерес и любовь к родным и близким, к своей Родине и своему народу. Развивает познавательную активность у дошкольников, желание знать прошлое своей земли.
МБДОУ «Детский сад № 57»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через проект «Русская изба»
воспитатели: Бурдюгова Ю.Ю.
Пупкова Е.Ю.
г. Воронеж
2019г.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к прошлому нашего народа. К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Незначительные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, Прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Считаем, что знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, русскими народными праздниками - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
В наше время, когда очень много разнообразных развлечений, а это компьютеры, телефоны, развлекательные центы и многое другое, наши дети катастрофически мало знают о русской народной культуре.
Именно поэтому мы решили разработать и провести долгосрочный проект «Русская изба». Основной задачей стало введение детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. В своей группе мы создали уголок русской избы, в которую вместе с родителями собрали уже много различных предметов быта из старины. В нашей избе уже есть: чугунный утюг, прялка, чугунки, кочерга, ухват, деревянная посуда, люлька-качалка, плетеные корзинки, чесалка, а также керосиновая лампа. Подарили нам и старинное убранство женщины Воронежского края, лапти и многое другое.
Сначала, через игровую деятельность, мы знакомили детей с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действия с ними. Провели много интересных игровых занятий, на которых дети узнавали что-то интересное. Например, в ходе занятия «От лучины до лампочки», детям было очень интересно наблюдать за процессом горения лучины, свечки, керосиновой лампы. Они сравнивали - от чего становится светлее в комнате, делали выводы, чем можно заниматься при таком освещении. На данный момент наша группа старшая, поэтому подчеркивается преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая лампа-электрическая лампочка; чугунный утюг на углях-электрический утюг и пр Дети сами поняли, как изменилась жизнь людей с появлением электричества. Организация таких занятий предполагает познавательно-исследовательскую деятельность самих детей, так как им самим надо было сделать вывод, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Конечно, в помощь детям загадываются интересные загадки, используются пословицы и поговорки.
В избе висят старинные павло-посадские платки. Дети любовались их красотой, спрашивали, как их раскрашивают, и нам пришлось глубже изучить историю их создания. Смотрели видео о том, как создавались платки, сколько труда вкладывали люди, создавая узоры, набивая их на ткань. Узнали, какие платки носили женщины. (Один платок тонкий, для красоты, другой для того, чтобы было тепло). Рассмотрели несколько авторских натуральных платков
Большой интерес вызвало занятие «Русская ярмарка». В гости к детям приходил Петрушка, который направлялся на ярмарку и потерял один платок и печати, с помощью которых мастера создавали узоры на платках. У детей была задача помочь Петрушке, смастерить печати из картошки, сделать эскизы узоров на маленьких платочках, а потом вместе расписать большой платок узорами. Дети очень увлеклись занятием. И в последующие дни мы вместе учились создавать все новые и новые красивые узоры. Все платки были вывешены на выставку русских народных мастеров.
Дети очень любят играть в «русской избе», они уже сами распределяют роли: девочки любят, качая люльку с куклой, напевать колыбельные песни. Один подметает, другой моет посуду в тазике, третий гладит утюгом и т.д. Хозяйка готовит обед, и все садятся за стол, но первым должен сесть обязательно хозяин, так было принято в старину. Все уважали старших и слушались их. После «работы» все садятся на лавочку и запевают русские народные песни. Дети очень любят играть в русские народные игры, как в группе, так и на прогулке. Самая любимая их игра - «Горелки».
Иногда в гости приходит домовенок Кузя. Он представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Дети вместе с ним садятся на печку и слушают русские народные сказки. Еще Кузя большой друг ребят, всегда с ними играет и обязательно приносит с собой какой-нибудь подарок. Он рассказывает детям о далеком прошлом, его истории вызывают у них большой интерес . Однако Кузя плохо ориентируется в современной жизни и часто просит детей рассказать ему, что они о ней знают. А еще ребята устраивают показ сказок, с помощью кукольного театра или костюмов.
В избе, конечно, есть Хозяйка, вместе с нею дети занимаются творчеством. А точнее – это лепка из теста посуды и ее роспись, создание из пряжи и шерстяных ниток кукол, в которые играли дети в старину. Дети уже хорошо знают разные виды росписей – «Гжель», «Хохлома», «Городец» и многие другие, используют их в своих рисунках и поделках. Вместе с хозяйкой дети пекут пироги, а потом устраивают чаепитие, приглашая своих родителей на посиделки. Родители приходят в гости и приносят к чаю бублики, баранки, карамельки-подушечки, что очень любили раньше. На посиделках дети показывают родителям русские народные танцы: с платками, «Калинка», поют русские народные песни, частушки, играют вместе с родителями в русские народные игры и водят хоровод. Родители поделились своими впечатлениями, что вместе с детьми они узнают много нового о русском прикладном творчестве. Всем очень нравятся такие совместные праздники и мы решили на этом не останавливаться, а продлить наш проект, приглашая в гости детей из других групп. Благодаря нашему проекту дети заинтересовались русской народной культурой, обычаями. Ребята узнали, с каким уважением и любовью относились дети к своим родителям и просто старшим людям. Они стали активно использовать в речи потешки, заклички, загадки. Умеют самостоятельно играть в русские народные игры, активно используя считалки. Знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства. Участвуют в русских народных праздниках, охотно наряжаясь в национальные костюмы, распевая частушки и русские народные песни. Знают историю русского народного костюма. Используют атрибуты «русской избы» в самостоятельной деятельности и бережно к ним относятся – и это прекрасный итог работы, которую мы продолжаем.