О проблемах занятости учащихся во внеурочное время. ☼
Автор: Игнатова Ольга Алексеевна
О проблемах занятости учащихся во внеурочное время.
Вопрос взаимодействия семьи и школы является особенно актуальным. Проблему занятости наших детей во внеурочное время мы должны решать вместе. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, происходят в свободное от учебы время. Дети очень энергичны и если их не заинтересовать каким-либо делом, то об этом впоследствии придется жалеть нам, родителям. Задача ребенка - познать новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых помочь ему в этом нелегком деле.
Чем же заняты наши дети во внеурочное время? Беседуя с ребятами, на вопрос: чем заняты вне уроков, многие ответили «выхожу в агент, смотрю телевизор, разговариваю по телефону». При этом на вопрос: чем хотели бы заниматься - отвечают «спортом, вышивать, играть в футбол». Некоторые отметили, что заняты домашними делами, помогая родителям, при этом они хотели бы ходить на секции, заниматься танцами и рисовать. В каждом классе лишь малое количество учащихся, которые читают книги.
Появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
На сегодняшний день в школе созданы условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Практика работы показывает, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе - это процесс, цель которого научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.
Педагоги находятся в постоянном поиске форм и технологий, которые эффективно бы влияли на личность ребенка и давали каждому учащемуся возможность самореализации. Создана воспитательная система в школе, позволяющая включить каждого школьника во внеурочную деятельность. В нашем понимании “массовое вовлечение” означает предоставление общеобразовательным учреждением самого широкого спектра возможностей каждому ребенку, при котором он сможет наиболее полно развить свои способности.
Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований . Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями, но как уже сказано выше, в школе получили развитие многие виды деятельности, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Можно сказать, что каждому находится дело по душе. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных и городских сценах. И выражают свою благодарность за то, что их дети заняты полезным делом. А это важный результат.
Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.