Статья «О скверном и святом…, или Берегите русский язык!» . Автор: Булгакова Лариса Вячеславовна

Автор: Булгакова Лариса Вячеславовна
Данная статья представляет собой методическую разработку урока русского языка в 8 классе, основными целями которого являются следующие: выяснить причины «загрязнения» русского языка;  привести обучающихся к пониманию его истинной красоты; научить ценить и беречь русское слово.  


Автор: Булгакова Лариса Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«О скверном и святом…,

или Берегите русский язык

 

 

 

 

 

БУЛГАКОВА ЛАРИСА ВЯЧЕСЛАВОВНА

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока русского языка

Класс – 8.

Тип занятия – урок «открытия» нового знания (исследование).

Цель урока: выяснить причины «загрязнения» русского языка; привести обучающихся к пониманию его истинной красоты; научить ценить и беречь русское слово.

Предполагаемые результаты:

Личностные: 

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

владение

такими видами речевой деятельности, как

аудирование

и чтение

;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или

аудирования

;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

.

Предметные:

представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

 понимания  особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании у

стных и письменных высказываний.

Задачи:

Обучающие:

учить

постановке проблемных вопросов и определению причин

«загрязнения» русского языка;

обогащать словарный запас

обучающихся

;

совершенствовать культуру речи и письма.

Развивающие:

развивать критическое мышление

обучающихся

;

формировать УУД (личностные

,

регулятивные, познавательные

, коммуникативные

)

;

развивать умение

анализировать, сравнивать, обобщать

,

применять новые знания;

выявлять

творческие, речевые способности

об

уча

ю

щихся

.

Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение

к родному языку

, ценностное отношение

к слову;

созда

ва

ть благоприятную атмосферу

поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

организов

ыв

ать

взаимодействие

обучающихся

в групповой и парной работе

.

Формируемые компетенции: коммуникативная, лингвистическая, языковая.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисково- исследовательский, системно - деятельностный подход.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы: презентация, музыкальный файл, раздаточный материал, сигнальные карточки, наглядности на доске (портреты).

Межпредметные связи: литература, музыка.

Подготовительный этап: проведение обучающимися анонимного анкетирования и обработка результатов, подбор текстов гимна русскому языку.

План-конспект урока

I этап. Организационный момент.

Деятельность учителя.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Настрой на продуктивную работу. Предложение просмотреть в You Tube видеоролик о проблемах русского языка (https://youtu.be/jPfQpedwV0Q).

Деятельность обучающихся.

Приветствие учителя. Просмотр видеоролика.

Формируемые УУД. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха.

II этап. Актуализация знаний. (Мотивация к учебной деятельности).

Деятельность учителя.

Учитель предлагает просмотреть слайды (2- 3) с высказываниями о русском языке, поразмышлять над ними.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся анализируют высказывания, обсуждают их с одноклассниками, называют предполагаемую тему урока.

Формируемые УУД.

Принцип целостности. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование). Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

III этап. Целеполагание и мотивирование.

Деятельность учителя. Учитель предлагает записать число и тему.

Затем произносит слова: «К. Г. Паустовский когда – то написал: «С русским языком можно творить чудеса». Мог ли он предположить, что его слова приобретут иронический смысл? Современный язык ежедневно удивляет не только лингвистов, но и обычных граждан нашей страны. В мире, где привычно наблюдать, как природа, мораль и многое другое засорено, не приходится удивляться и тому явлению, что чистоты нет даже в языке. Язык – признак культуры, духовное наследие, он объединяет нас с тем великим богатством, которое нам вверено для сохранения и приумножения предками. Относясь несерьёзно к их «завещанию», мы незаметно для себя попираем и ценности своего великого народа. Что мы оставим своим детям? На какой основе вырастет следующее после нас поколение? Вот те вопросы, которые волнуют меня. Изменения в языке происходят как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Изменениями со знаком «минус» считаются изменения, которые противоречат самой структуре языка. К ним относится факт экологии языка, предполагающей защиту от нежелательных языковых явлений. Так отчего же мы должны «спасти» наш родной язык?»

Потом учитель предлагает обучающимся поставить цель урока.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся ставят цель урока: выяснить причины «загрязнения» русского языка.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, регулятивные УУД.

IV этап. Ввод нового материала.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает самостоятельно назвать проблемы русского языка, причины его «загрязнения», а затем сверить с информацией на слайде (слайд 4)[1; 34].

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся самостоятельно называют проблемы русского языка: молодёжный сленг, чрезмерное употребление иностранных слов, инфернальная лексика (сквернословие), слова-паразиты и речевые штампы, канцелярит, массовая безграмотность. Затем сравнивают названные проблемы с информацией на слайде. Также зачитывают отчёт по анкетированию «Использую ли я жаргонизмы» (Приложение 1). Делают выводы, что 90% обучающихся класса используют в речи жаргонизмы.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД.

V этап. Первичное закрепление.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает остановиться на первых трёх проблемах и найти способы их решения. Обучающиеся делятся на две группы (по вариантам), получают текст (Приложение 2) [3;17], в котором они должны определить жаргонизмы (молодёжный сленг) и «очистить» от них язык. Учитель направляет, консультирует.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся работают с текстом. В случае затруднения обращаются к членам группы или учителю. Затем «по цепочке» зачитывают исправленный вариант текста.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, познавательные  УУД.

VI этап. Применение нового знания в стандартной ситуации.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает задания.

1. Установить соответствие между словами-жаргонизмами и их тематическими группами (Приложение 3)[5]. Работа проводится в парах (на каждом столе карточка). Учитель консультирует в случае необходимости.

2. Заменить заимствованные слова на русские синонимы (Приложение 4)[4]. Данная работа индивидуальная. Два ученика работают у доски.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся работают в парах.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся работают индивидуально. У доски 2 ученика с карточками. Проверка проводится с помощью сигнальных карточек (разноцветных стикеров (жёлтые – правильно, зелёные – возможно, розовые – ошибка).

Формируемые УУД.

Познавательные, регулятивные  УУД.

VII этап. Перенос в новые условия.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает послушать стихотворение Э.Асадова «О скверном и святом» (читает подготовленный ученик) и проанализировать (тексты на столах учеников) (Приложение 5)[6;115] (слайд 5).

Вопросы для анализа:

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется? (Оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («Мать»– «мат»).

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова).

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей).

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся слушают текст. Анализируют по вопросам.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД.

VIII этап. Домашнее задание.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает задание на выбор:

1. Подготовить сообщение об истории возникновения сквернословия.

2. Написать творческую работу с использованием канцелярита, слов-паразитов и речевых клише.

3. Подобрать примеры грамматических и речевых ошибок в письменной речи.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся выбирают задание из предложенных учителем (сами оценивая свои возможности).

Формируемые УУД.

Познавательные, регулятивные  УУД.

IX этап. Подведение итогов.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД.

X этап. Оценивание работы.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу и работу одноклассников.

Деятельность обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, проводят самооценку. Самые активные получают не только отметки, но и грамоты. Затем читают подобранные к уроку гимны русскому языку (Приложения 7,8) [7,8], чтобы подчеркнуть его красоту и богатство.

Формируемые УУД.

Коммуникативные, регулятивные УУД.

XI этап. Рефлексия.

Деятельность учителя.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои

впечатления, полученные на уроке, подчеркнув фразы в табличке (Приложение 6).

Формируемые УУД.

Регулятивные УУД.

В заключение урока учитель предлагает прослушать Гимн русскому языку, написанный Ильёй Резником (слайд 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Е. Д. Ващенко Русский язык и культура речи// Ростов н/Д, 2003. - 352 с.

2. И. Мизинина Современный русский язык и культура речи// ОлмаМедиаГрупп// Просвещение, 2011.- 240с.

3. В. Роньшин «Охота на Красную Шапочку»//- Издательство: АСТ, Астрель, 2003. – 30с.

4. З.Е.Александрова Словарь синонимов русского языка// Просвещение, 2001.- 239с.

5. М.А. Грачёв Словарь современного молодёжного жаргона// М.: Эксмо, 2006. – 672 с.

6. Э.Асадов Избранное// Русич, 2002. – 140с.

7.Н.Ливенская Гимн русскому языку// https://www.stihi.ru

8.Л.Марачкина Гимн русскому языку// https://www.chitalnya.ru/work

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N/n

Название ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1. Видеоролик

Просмотр в You Tube

https://youtu.be/jPfQpedwV0Q

 

2. Презентация

Диск, бумажный вариант

 

3.Раздаточный материал (приложения)

Диск, бумажный вариант

http://www.coolreferat.com

https://www.stihi.ru

https://www.chitalnya.ru/work

4. Гимн русскому языку

Диск с аудиозаписью

 

5. Фотоотчёт

Фотографии урока

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x