Образ былинного героя Ильи Муромца в литературе и искусстве | Шафикова Лайсан Шамсуровна. Работа №255624
Автор: Шафикова Лайсан Шамсуровна
Целью данной работы является проведение анализа раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла, в балладе А.Толстого «Илья Муромец» и современном фольклоре, в картинах В.М.Васнецова, в одноименном фильме Александра Птушко и современной мультипликации.
Исследовательская работа
Образ былинного героя Ильи Муромца в литературе и искусстве
Содержание
I. Введение
1.1.Аргументация выбора темы
1.2. Цели и задачи
1.3. Предмет исследования
1.4. Объект исследования
1.5. Методы исследования
1.6. Практическая значимость
1.7. Актуальность темы
II. Основная часть
2.1. Илья Муромец: миф или реальность
2.2. Илья Муромец - центральная фигура русского эпоса
2.3. Образ Ильи Муромца в балладе А. К.Толстого
2.4.Образ Ильи Муромца в современном фольклоре
2.5. Былинные сюжеты в живописи
2.6. Образ богатыря в кинематографии и мультипликации
2.7.Богатырская тема в музыкальном искусстве
2.8.Анкетирование школьников на тему:«Что вы знаете об Илье Муромце?»
III. Заключение
IV. Список литературы и интернет-источников
V. Приложение
I. Введение
1.1. Аргументация выбора темы
Одним из средств воспитания чувства любви к Родине, чувства гордости за наше героическое прошлое является знакомство с произведениями литературы и живописи. Своим исследованием мы попытаемся доказать, что образ былинного богатыря, действительно, является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Как раскрывается образ героя Ильи Муромца в былинах, балладе А.Толстого и насколько полно показан образ богатыря в одноименном фильме? Каким изобразил художник В.Васнецов этого героя в своих известных полотнах? Какие музыкальные произведения посвящены ему? Эти вопросы и стали отправной точкой для нашего исследования.
1.2. Цель работы: провести анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла, в балладе А.Толстого «Илья Муромец» и современном фольклоре, в картинах В.М.Васнецова, в одноименном фильме Александра Птушко и современной мультипликации.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
Прочитать былины киевского цикла об Илье Муромце, балладу А.Толстого, изучить картины В.М. Васнецова, посмотреть худож
е
ственный фильм «Илья Муромец», одноименные мультипликац
и
онные фильмы 1958 и 2007 годов выпуска, выявить доминиру
ю
щие черты Ильи Муромца, которые формируют его как былинного богатыря;
Провести анкетирование школьников и изучить анкетные данные;
Сделать статистические выводы по результатам анкет.
1.3. Предмет исследования – тексты былин киевского цикла об Илье Муромце, баллада К.Толстого «Илья Муромец», современные анекдоты, фильм-сказка «Илья Муромец» (1956г.), одноименные мультипликационные фильмы.
1.4. Объект исследования – образ былинного героя Ильи Муромца.
1.5. Методы исследования: чтение былин; просмотр фильма; поиск и сбор информации; систематизация материала; обобщение; сопоставление, выводы.
1.6. Практическая значимость исследования : включение материалов работы в уроки внеклассного чтения по литературе, а так же использование данного исследования на уроках истории и МХК.
1.7. Актуальность темы
Почему данная тема исследования актуальна в настоящее время? Мы считаем, что не может быть настоящего и будущего без прошлого. Чтобы лучше разбираться в современном искусстве, необходимо знакомиться с первоисточниками. Нельзя, чтобы образ былинных богатырей у школьников создавался только на примерах развлекательных мультиков. Наше исследование вводит в мир прекрасного, приобщает к лучшим образцам отечественной художественной культуры, формирует патриотическое отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
Былины-это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности, выразив национальное сознание восточных славян.
Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Основное значение былин заключалось в сохранении исторической памяти народа, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.
Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить мечом и огнем.
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Одним из таких былинных героев является Илья Муромец. Знаменитый богатырь является олицетворением всего лучшего в русском народе.
«Образ Ильи Муромца — выдающееся создание русской эпической поэзии, одно из «гигантских обобщений жизненного опыта народа» (Горький) — явился великим вкладом коллективной творческой мысли русского народа в общую сокровищницу мирового искусства»1.
Тема героических подвигов Ильи Муромца с давних пор звучала в русском искусстве. Мы встречаемся с этим былинным героем в поэзии, литературе, музыке, живописи.
II.Основная часть
2.1. Илья Муромец: миф или реальность
Самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса - Илья Муромец. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска.
«Илья Муромец — центральный герой русского эпоса. О нем сложено наибольшее количество песен, в целом образующих как бы его поэтическую биографию». 2
2.2. Илья Муромец - центральная фигура русского эпоса
Илья Муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса. О нем существует наибольшее количество былин, и ему посвящена целая научная литература. Главнейшие сюжеты былин об Илье Муромце следующие: Илья получает богатырскую силу, встреча его с Святогором, поездка Ильи в Киев и встреча с Соловьем Разбойником, три поездки Ильи, ссора Ильи с князем Владимиром, Илья в Царьграде, Илья и Жидовин, Илья и Идолище, бой Ильи с паленицей.
По данным филолога СА.Абзелева, насчитывающего пятьдесят три сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем семнадцати из них.
Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине – вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами.
Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но, несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.
2.3. Образ Ильи Муромца в балладе А. К.Толстого
А. К. Толстой не раз обращался к славному историческому прошлому, к известным фольклорным сюжетам. Образ Ильи Муромца из одноименной баллады был взят автором из русских былин.
Первые же строфы стихотворения создают выразительную картину, в которой каждый элемент превращается в значащую деталь (броня «с простым набором», «хлеба кусок», «богатырский конь»), помогающую представить сильную фигуру Ильи Муромца.
Но Толстой не стремится рассказать о подвигах славного богатыря. Илья Муромец — подлинный народный герой; он не дорожит роскошью, но его задевает недостаточное уважение со стороны князя.
Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед.
В балладе «Илья Муромец» Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя.
Называя богатыря ласково «дедушкой», Толстой рисует идеальный образ героя, который ему глубоко симпатичен.
Рисуя героев киевской Руси, Толстой восхищается их мужеством, самоотверженностью и патриотизмом, но не забывает, что это живые люди, готовые любить и радоваться красоте мира. Поэтому многие его баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны.
2.4.Образ Ильи Муромца в современном фольклоре
В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов.
1.Лес. Узкая дорога. Едет на своей кляче Д’Артаньян. Навстречу ему Илья Муромец на коне.
Д’Артаньян:
— Месье, я — подданный великой Франции, Вы обязаны меня пропустить!
— Уйди.
— Господин, я — великий мушкетер, Вы обязаны уступить мне дорогу.
— Уйди, я тороплюсь!
— Месье, если вы не уступите мне дорогу, я буду вынужден вызвать Вас на дуэль и убить Вас!
Д’Артаньян выхватывает шпагу, и они уходят за кусты. Через пять минут выходит из-за кустов Илья Муромец, вытирает меч и говорит:
— Хулиганье, чуть глаза проволокой не выколол…
2. Едет Илья Муромец по лесу. На дереве сидит и задорно свистит Соловей-Разбойник. Илья хватает палицу и метает в Соловья, тот падает. Очнушись через некоторое время под деревом, возмущённо произносит:
— Тридцать лет ездит, хоть бы раз промахнулся!
3.Пришли басурманы на границу Киевской Руси, а их Илья Муромец встречает:
— Выходи самый сильный на бой.
Выходит самый сильный.
Илья:
— Нет, мал ты. Бери еще 10000 с собой.
Заходят они за горку. Через некоторое время история повторяется. И так несколько раз. На н-ный раз недобитый выползает из-за горки и хрипит:
— Не верьте! Их там двое.
Как видим, Илья Муромец в этих анекдотах представлен сильным, мужественным защитником своей Родины, своего народа.
2.5. Былинные сюжеты в живописи
М.В.Васнецов (1848-1926) в основном известен публике по героическим картинам, сюжеты которых взяты из русских героических эпосов. Достаточно взять полотна « Богатыри» и «Витязь на распутье».
Картина «Богатыри»( 1898) – не только самое известное творение художника, но и, пожалуй, самая известная картина во всей русской живописи. Репродукции «Богатырей» можно увидеть и в школьных учебниках, и в иллюстрированных журналах, и в рамках на стенах в помещениях…
В центре – Илья Муромец. Он нетороплив, степенно осматривает степные просторы из-под поднесённой ко лбу руки. В левой руке у богатыря надёжный широкий щит и крепкое длинное копьё. С правой руки свисает на ременной петле тяжёлая палица. Широкий упрямый лоб, плотно сжатые губы, прямой и открытый взгляд чёрных глаз говорят о несгибаемой силе воли, о прямоте и честности его души. Илья уже немолод, серебром сверкает борода, выбилась из под шлема седая прядь.
Спокойно стоит вороной конь под Ильёй, сила и уверенность передаётся ему от могучего седока. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника. Двинься он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем промчит он по степи, оставляя за собой облако клубящейся пыли.
Справа от Ильи Муромца на белом коне с развевающейся гривой приподнялся в стременах Добрыня Никитич – сын богатого князя из города Рязани. Богатырь нетерпелив в своём стремлении очистить землю от врагов, он воинственно поигрывает вытащенным наполовину из ножен мечом. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нём мощи и силы Ильи Муромца, но это его достойный собрат. Богатством украшения и оружия, нарядностью одежды он выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит горит и переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах.
Совсем иначе решён образ Алёши Поповича. Не силой богатырской сражается он с врагами, а главным образом находчивостью, смекалистостью, ухваткой. Он самый младший из богатырей, хорош собой и прекрасно знает это. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алёша хитёр и смекалист. Безусловно, он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. И поэтому Алёша выбрал для себя лук и стрелы, из которого на расстоянии можно поражать врагов. Гусли, которые Алёша придерживает рукой, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги были изгнаны с русской земли.
Изображены богатыри на фоне типично русского пейзажа. Пологие холмы, леса, луга, поросшие дикой травой, маленькие елочки у ног богатырских коней. Мы зримо ощущаем начинающуюся осень: пожелтел ковыль, небо покрыто свинцовыми тучами, ветер колышет траву.
Под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» В.Васнецов написал еще одну картину «Витязь на распутье».
На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина. Боевой конь, его верный соратник тоже стоит с опущенной головой. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
Мрачное настроение картине добавляет характерный фон: неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо.
Мрачный фон также подчеркивает настроение работы Васнецова.
В обеих этих картинах воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни.
2.6. Образ богатыря в кинематографии и мультипликации
Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографии.
« Илья Муромец» -первый советский широкоэкранный художественный фильм по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце. Премьера состоялась 16 сентября 1956 года.Режиссер фильма- Александр Птушко. Киносказка «Илья Муромец» стала первым советским широкоэкранным фильмом, выпущенным в прокат.
Я посмотрел этот фильм и могу сказать, что он меня поразил размахом съёмок и постановкой трюков, сражений и массовых сцен. По некоторым данным, в картине участвовало невероятное количество массовки – более 100 тысяч человек. А ведь фильм был снят в далеком 1958 году!
Но, помимо большого количества массовки, фильм примечателен и сложными комбинированными съёмками, использованием огромных, управляемых сложными механизмами кукол.
Таким страшным и громадным показан здесь Змей – Горыныч – большой летающий дракон с тремя головами, из пастей которых извергается сжигающее всё вокруг пламя. Но не одни только битвы делают эту сказку чем- то большим, чем просто хорошее детское кино. Смотреть «Илью Муромца» могут не только дети, но и взрослые. Кино не снято для какой то определённой аудитории – недаром в своё время лента стала большим событием в отечественном кино и чемпионом проката.
Костюмы богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича — были изготовлены в соответствии с изображенными на живописном полотне В. Васнецова «Богатыри».
Посмотрев фильм, я пришел к выводу, что при написании сценария использовались в той или иной мере сюжеты многих известных былин об Илье Муромце: «Исцеление Ильи Муромца», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Бой Ильи с сыном»», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Три поездки Ильи Муромца».
В картине сыграли замечательные советские актеры Б. Андреев, А. Абрикосов, Н. Медведева, Н. Мышкова, С.Столяров, М. Пуговкин и другие.
Думаю, актеру Борису Андрееву полностью удалось воплотить на экране роль Ильи Муромца. От этого образа исходила могучая, былинная сила: «Не посрамлю меча богатырского!», «Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде такову славу: Русь-земля не пуста стоит!» Богатырское телосложение, истинно русское лицо, твердый характер помогли актеру сыграть эту замечательную роль.
Однажды на съемочной площадке произошел курьезный случай.
В Ялте снимался фильм «Илья Муромец», где Андреев играл главную роль. На съемочную площадку пришел здоровенный милиционер, долго разглядывал Андреева, затем покачал головой и сказал:
- Нет, не то… Слабак. А еще Муромца играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее тебя буду…
Андреев молча поднялся, обхватил милиционера поперек туловища и с размаху забросил в море.
Назавтра в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который «топит в море милиционеров».
Андреев прочитал это, страшно рассердился и дал зарок больше не появляться в Ялте. Слова своего он не нарушил, и много лет спустя, уже пожилым человеком прибыл с туристическим теплоходом в Ялту, но на берег так и не сошел.
После этого случая у режиссера А Птушко не было никаких сомнений в выборе актера на главную роль.
Успех фильму обеспечили талантливая режиссура, великолепная игра актёров и, конечно же, очень бережное отношение к тексту былин.
Создателям фильма удалось средствами и возможностями кинематографа того времени передать образ былинного богатыря Ильи Муромца, созданного народным творчеством. Он богатырь-крестьянин, отличается большой духовной силой, наделен могучей физической силой. Илье присущи такие нравственные качества как патриотизм, чувство справедливости, мужество, смелость. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.
Думаю, что этот фильм приобщает к лучшим образцам отечественной кинематографической культуры, формирует патриотическое отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
В XX-XXI веке, помимо кино, в числе искусств, способных серьезно воздействовать на интеллектуально-духовную составляющую сознания, оказывается анимация.
Продолжая традиции кинематографа, современные создатели анимации тоже обращаются к былинным сюжетам и героям («Илья Муромец Соловей-разбойник»(1978), режиссер И. Аксенчук, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и др).
После просмотра мультфильма 1978 года я пришел к выводу, что между ним и текстом былины существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007, режиссер – Владимир Торопчин) - красивый и веселый мультфильм о Князе Киевском и народном герое - Илье Муромце.
Илья Муромец в этом мультфильме больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде. Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.
Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать и уважать, потому что они настоящие защитники русской земли.
2.7.Богатырская тема в музыкальном искусстве
Богатырская тема с давних пор звучала и в русском музыкальном искусстве. В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Её премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге. Симфония «Богатырская» - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.
Слушая эту музыку, представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков.
Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора.
Тема героизма русских богатырей присутствует и в произведении другого композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра. Его Симфония № 3 « Илья Муромец»- памятник славянской культуре.
формТретья симфония "Илья Муромец", написанная для расширенного (особенно в медной группе) состава оркестра, - самое монументальное оркестровое сочинение
Создавая в музыке повествование о жизни и подвигах народного героя Ильи Муромца, композитор не счел возможным отойти от наиболее распространенной былинной версии.
Четыре части симфонии — «Калики перехожие. Илья Муромец и Святогор», «Соловей-разбойник», «У Владимира Красна Солнышка», «Подвиги и окаменение Ильи Муромца» — соответствуют четырем этапам жития легендарного богатыря.
В 1914 году решением Попечительного совета за симфонию «Илья Муромец» Глиэру была присуждена Глинкинская премия.
2.8.Анкетирование школьников на тему:
«Что вы знаете об Илье Муромце?»
Я провел анкетирование школьников, где хотел узнать осведомленность, мнение окружающих: что знают об Илье Муромце, из каких источников получены знания. В моем опросе приняли участие 90 детей с 1 по 9 классы. Результаты опроса:
Таким образом, лишь незначительная часть школьников знакома с именем и подвигами былинного героя из художественной литературы, большая часть школьников знает об Илье Муромце только по мультипликационным фильмам, К сожалению, никто из опрошенных не смотрел художественный фильм Александра Птушко «Илья Муромец». Удручает то факт, что учащиеся не знаю названия известного полотна В.Васнецова «Богатыри».
III.Заключение
В соответствии с поставленной целью и задачами проведено исследование проблемы поиска национального героя в русском героическом эпосе, лирических произведениях и живописи, музыке, кино и мультипликации. В результате изучения литературы по данному вопросу нами были сделаны следующие выводы.
Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. Центральное место в былинах занимает герой-богатырь, удалью и силой которого восхищаются слушатели. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Самым известным героем в русских былинах является Илья Муромец.
Илья Муромец – самый загадочный герой русского эпоса. Он – единственный из богатырей, чьи подвиги прослеживаются в целом цикле былин. В фольклоре Илья Муромец традиционно изображается сильным, смелым, могучим, благородным. У славного богатыря есть та сила, которая делает каждого русского человека способным на подвиги.
Тема героических подвигов Ильи Муромца с давних пор звучала в русском искусстве. Мы встречаемся с этим былинным героем в поэзии, литературе, музыке, живописи.
К сожалению, образ былинного богатыря у школьников создавался только на примерах развлекательных мультиков.
Образ былинного богатыря, действительно, является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
IV. Список литературы и интернет-источников
Примеры творческой разработки образа Ильи Муромца в позднейший пер
и
од жизни эпоса см.:
Астахова
, I, вступительная статья;
Астахова
. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.
2. О.А.Сухова, Ю.М.Смирнов. Илья Муромец Москва. Художник и книга. 2007
3. С.Б. Хведченя. Русский богатырь Илья из града Мурома//Уваровские чтения-II. Москва 1994г
4.А. Соболевский. К вопросу о прозвище былинного Ильи. Этнографическое обозрение. №3 1890г
5. Интернет-сайт http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=100
6.Интернет-сайт - http://www.schastje.ru/forum/index.php?showtopic=5783
7.Интернет-сайт-http://artecomasterskaya.blogspot.co.il/2012/07/blog-post_25.html
Примеры творческой разработки образа Ильи Муромца в позднейший период жизни эпоса см.: Астахова, I, вступительная статья; Астахова. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.
Астахова, I, № 27 ( стр. 537)