Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей. | Сергеева Ольга Михайловна. Работа №234882

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сергеева Ольга Михайловна
В статье затронута тема актуальности обучения ире в шахматы детей дошкоьного возраста.Автор знакомит с этапами ознакомления детей ире в шахматы.

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.
Социально-экономические преобразованияв обществе диктуют необходимостьформирования творчески активной личности, которая будет обладать способностями как эффективно, так и нестандартно решать жизненные проблемы. Данные умения безусловно закладывается в раннем детстве, в последующем является условием развития личности человека, его успешной деятельности. В связи с этим перед институтом семьи и институтом образования встает важная задача развития творческого потенциала детей. На сегодняшний день одним из направлений психического развития детей, начиная с дошкольного возраста является развитие сторон личности, ориентированное на развитие креативности.
В трудах отечественных ученых креативность выступает как специфическая черта мышления, которая отличается от других психических процессов. В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывают с понятием творчество.
Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Воспитание и развитие креативных способностей детей дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный, комплексный процесс. Правильным будет использовать как традиционные (общеизвестные) технологии, так и инновационные. Под инновационными технологиями мы понимаем систему методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Одной из инновационных технологий можем выделить игру в шахматы. Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития как интеллектуальных, так и креативных способностей детей.
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Общеизвестно, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся.
В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Занятие шахматами с первых же дней знакомства учат детей логически мыслить и рассуждать. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения.
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Во время занятий шахматами у детей вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации (мнемические процессы) интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Нельзя не отметить тот факт, что дети учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают их к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия тихонями и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремленность. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребенка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нем новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Тема моего самообразования Обучение детей старшего дошкольного возраста шахматам.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что можно пробовать начинать обучение азам игры в шахматы уже в этом возрасте.
Если в старшем возрасте я ставила цели:
Развитие интеллектуальных способностей детей при обучении игре в шахматы.
Ознакомление детей с азами древней игры.
Привитие интереса к игре в шахматы.
Обучение детей игре в шахматы.
То у детей младшего возраста на первый план я ставлю - привитие интереса к игре в шахматы. Интерес ребенка - это первый шаг к успеху в развитии интеллектуальных его способностей.
Этапы знакомства детей с шахматной игрой:
Чтение стихотворения о шахматной игре.
Просмотр мультфильмов о шахматной игре.
Путешествие по Шахматной стране со сказочными героями.
Знакомство с шахматной доской.
Знакомство с шахматными фигурами.
Чтение стихотворений о шахматных фигурах.
Игры на закрепление пройденного материала.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Надеюсь, что дети получат огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами станет одной из самых любимых интеллектуальных игр.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×