Статья Описание и результаты опытно-исследовательской работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии в процессе обучения лепке.. Автор: Капитан Татьяна Александровна

Автор: Капитан Татьяна Александровна
В статье описана опфтно-эксперементальная работа по формированию познавательных УУД на уроках технологии. 


Автор: Капитан Татьяна Александровна

Описание и результаты опытно-исследовательской работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии в процессе обучения лепке.

Теоретически обосновав проблему создания педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии в процессе обучения лепке, была проведена опытно –исследовательская работа, целью которой явилась проверка результативности комплекса уроков технологии по обучению лепке, направленных на формирование у младших школьников познавательных учебных универсальных действий.

Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

Определить начальный уровень

сформированности

познавательных учебных универсальных действий у обучающихся 1 класса.

Провести формирующий этап исследования по совершенствованию формирования у детей 1 класса познавательных учебных универсальных действий посредством уроков технологии по обучению лепке.

Провести итоговую диагностику по определению изменений уровня

сформированности

познавательных учебных универсальных действий до и после проведения комплекса уроков технологии по обучению лепке.

Опытно – исследовательская педагогическая работа по формированию у обучающихся познавательных учебных универсальных действий проводилась с сентября 2016 года по январь 2017 года на базе МАОУ «Средняя образовательная школа №1» города Перми.

Опытно- исследовательская работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Возраст испытуемых 7-8 лет.

На первом этапе были сформулированы задачи эксперимента, проведён констатирующий этап исследовательской работы, который был необходим для того, чтобы установить исходное состояние сформированности познавательных учебных универсальных действий используя диагностику.

На втором этапе опытно –исследовательской работы предполагалось разработать комплекс уроков лепки по программе Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология» (УМК «Школа России») для формирования познавательных учебных универсальных действий. Данному этапу соответствуют методы: анализ методической литературы, разработка конспектов уроков, с включением заданий направленных на развитие познавательных учебных универсальных действий, беседа, наблюдение, анализ, внедрение педагогического опыта.

Третьем этап предполагал проведение контрольной диагностики с целью выявления динамики уровня сформированости у детей познавательных ууд, сравнение результатов с гипотезой, обобщение материалов исследования и формулирование выводов. Методы педагогического исследования: анкетирование, обработка количественных и качественных результатов.

Опишем содержание каждого этапа опытно- исследовательской работы подробнее.

Констатирующий этап.

Целью констатирующего этапа исследования является выявление исходного уровня сформированнности у младших школьников познавательных учебных универсальных действий.

При проведении констатирующей диагностики решались следующие задачи:

Определить критерии оценки и уровни

сформированности

у младших школьников познавательных учебных универсальных действий;

Подобрать диагностические материалы для исследовательской работы;

Выявить исходный уровень

сформированности

познавательных учебных универсальных действий;

Проанализировать деятельность учителей начальных классов по использованию методических приёмов для

форирования

познавательных учебных универсальных действий на уроках технологии а обучении лепке.

Для начала были определены критерии оценки уровня сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных данных

-Умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

-Владение операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений

-Уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

- Умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие).

Констатирующий эксперимент проводился с помощью стандартизированной методики для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене, которая соответствует заданным критериям. Данная методика позволила выявить уровень сформированности познавательных учебных универсальных действий у обучающихся 1 «б» и 1 «в» классов.

При обсуждении результатов мы учитывали не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые познавательные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

На основании выявленных критериев были разработаны уровни сформированности познавательных ууд, характеристика которых представлена в таблице [Таблица 1].

Таблица 1

Сформированность познавательных УУД у обучающихся 1 «в» класса.

 

№ теста

Критерий

Максимальный балл

Количество человек

 

 

 

В.у.

С.у

Н.с.у.

Низ.у.

О.н.у.

I

Умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

26 баллов

3

9

9

2

2

II

Владение операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений

 

26 баллов

1

11

3

4

6

III

Уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

23 балла

1

 

7

8

9

IV

Умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие).

25 баллов

11

11

 

1

2

 

Итого:

100 баллов

1

10

12

1

1

 

Таким образом, анализ результатов методики показал, что детям сложно устанавливать логические связи и отношения между понятиями, также вызывают затруднения операции обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов.

Изданной таблицы можно увидеть какие критерии в большей степени западают у обучающихся, над чем нужно больше работать внедряя педагогический опыт во время формирующего этапа.

Анализ результатов методики показал, что 40 % детей имеют средний уровень развития познавательных учебных универсальных действий, а 48% ниже среднего уровня. [Таблица 2].

Таблица 2.

Кол-во баллов, соответствие уровня

Количество человек

%

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития (в.у.)

1

4 %

79-60 баллов - средний уровень (с.у.);

10

40 %

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития (н.у.);

12

48 %

39-20 баллов - низкий уровень развития (низ.у.);

1

4 %

Меньше 20 баллов - очень низкий уровень (О.н.у.).

1

4 %

 

Рисунок 1

Таблица 3

Сформированность познавательных УУД у обучающихся 1 «а» класса.

 

№ теста

Критерий

Максимальный балл

Количество человек

 

 

 

В.у.

С.у

Н.с.у.

Низ.у.

О.н.у.

I

Умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

26 баллов

8

10

3

4

3

II

Владение операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений

 

26 баллов

1

12

5

3

7

III

Уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

23 балла

2

7

5

6

8

IV

Умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие).

25 баллов

11

9

2

1

5

 

Итого:

100 баллов

6

6

13

1

2

 

Таблица 4

Кол-во баллов, соответствие уровня

Количество человек

%

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития (в.у.)

6

21,5 %

79-60 баллов - средний уровень (с.у.);

6

21,5 %

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития (н.у.);

13

46 ,5%

39-20 баллов - низкий уровень развития (низ.у.);

1

3,5 %

Меньше 20 баллов - очень низкий уровень (О.н.у.).

2

7 %

 

Рисунок 2.

Сравним результаты диагностики среди учащихся 1 «в» и 1 «а» классов.

Анализ результатов показал, что уровень развития познавательных ууд у учащихся 1 «в» класса развит ниже уровня учащихся 1 «а» класса. Наблюдение показало наличие у детей 1 «в» класса затруднений при выполнении диагностических заданий. Дети часто обращались за помощью к учителю. Принятие учебной задачи большинством учащихся происходило только после дополнительных разъяснений учителя.

На основании анализа результатов наблюдения мы сделали вывод о том, высокий уровень сформированности познавательных ууд выявлен только у 4% обучающихся в 1 «в» классе (1 чел.)

Формирующий этап.

Цель второго этапа экспериментальной работы – организовать и провести целенаправленную работу по формированию познавательных ууд обучающихся 1 «в» экспериментального класса на уроках технологии по обучению лепке.

В ходе проведения формирующего этапа эксперимента мы учитывали результаты констатирующего эксперимента. В основу содержания формирующего эксперимента были положены педагогические условия гипотезы исследования.

План экспериментальной работы был составлен на основе программы по технологии Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой (УМК «Школа России»).

Свою работу мы постарались организовать так, чтобы уроки технологии были интересными, познавательными, способствующими формированию познавательных ууд у младших школьников. Тематический план экспериментальных уроков представлен в таблице (Приложение ).

Рассмотрим фрагменты наиболее интересных экспериментальных уроков.

Первый урок мы провели по теме «Материалы для лепки. Что может пластилин?»

На этапе постановки цели и формулировании темы урока детям было дано задание:

- Ребята, рассмотрите слайд, вам предложены картинки с различными материалами. Перечислите их? (Нитки, бумага, пластилин, ткань, природные материалы, тесьма, тесто, глина). Скажите, на какие две группы мы можем их разделить? (Ответы детей: Которые можно использовать для лепки и которые нельзя).

В этом задании детям нужно было на основании существенных признаков классифицировать виды материалов, также эти умения применяются при составлении кластера в конце урока на тему «Пластилин».

На втором уроке в данном разделе по теме «В мастерской кондитера. Как работает мастер?» при знакомстве с профессией кондитера детям в ходе беседы предлагается ответить на вопросы:

- А вы хотите стать веселыми кондитерами?

-Давайте вместе сформулируем тему урока и подумаем, какие задачи будут стоять перед нами.

(Дети формулируют тему и задачи с помощью учителя)

 - Для этого нам нужно познакомиться с профессией повара – кондитера и научиться готовить как он.

- Давайте я расскажу вам об этой профессии, а вы мне поможете в этом. (Дети заполняют пропуски в тексте).

- Профессия кондитера очень сложная, и в то же время очень интересная, творческая и… вкусная. Каждый из вас, наверное, был в кафе, или покупали в магазине вкусные ……….. и ………... Как красиво они украшены: и ………., и ……….., и различными ……….., и ………... Сколько продается в магазинах разных видов ……….. и ………….. Это всё приготовил ………– кондитер!

При выполнении данного задания у детей происходит выделение необходимой информации, для решения рабочих задач.

Также идёт забота над словарным запасом:

- А еще кондитеры пекут вкусные пирожки. Давайте сыграем с вами в игру. Я буду называть продукт, а вы называете начинку

 "Назови правильно"(с мячом)

Из черники – черничная

Из малины – малиновая

Из вишни – вишнёвая

Из клубники — клубничная

Из слив – сливовая

Из яблок – яблочная

Из груш – грушевая

Из меда – медовая

Из картошки – картофельная

Из мяса – мясная

Из грибов – грибная.

В это же время происходит работа над умением построить речевое высказывание и умение анализировать изделия:

Анализ образцов изделий (учебник с.24 -25)

- Из каких деталей состоят эти изделия? (Большая деталь основы и маленькие детали украшения.)

- Как соединить маленькие детали с основой? Надо ли их приклеивать? (Не надо приклеивать, пластилин липкий и сам удерживает все части изделия.)

- Какая форма у деталей основы и украшения?

- Как сделать такую фигурную деталь основы?

Также присутствует упражнение на установление последовательности событий при составлении плана работы –это формирует умение устанавливать причинно-следственные связи.

Посмотрите на слайд. Расставь пункты плана в нужном порядке:

Приготовь детали для украшения.

Скатай шар.

Отдели часть от бруска.

Придай форму.

Раскатай лепёшку.

Укрась.

Следующий фрагмент урока по теме «В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?». Цель урока - познакомить с обитателями морей и аквариума, технологией выполнения фигур рыб; способствовать развитию технологических приемов работы с пластилином. На этапе освоение новых знаний и способов действий детям даётся задание:

-Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Во время просмотра обратите внимание на форму морских обитателей, их окрас. (Просмотр познавательного мультфильма о морских обитателях.)

Беседа о морских обитателях.

- Как рыбы передвигаются в воде?

- Чем покрыто тело рыбы?

- Какого размера бывают обитатели моря?

- Как по внешнему виду определить рыб? Какую форму они имеют, окрас, цветосочетание?

- В теплых водах Индийского или Тихого океанов обитают яркие рыбки-клоуны, герои многих мультфильмов. Такое необычное прозвище рыба-клоун получила из-за яркой окраски и сходства с гримом цирковых актеров-клоунов. Цвет тела рыбы-клоуна может варьироваться от розового до огненно-желтого и красного. А еще есть рыба-бабочка, губан, скалолаз, рыба-попугай, морская бабочка, кардинал и даже рыба-муха. Они также привлекают нас яркими красками, необычностью внешнего вида.

В данном фрагменте большое количество познавательного материала. При просмотре мультфильма детям необходимо выделить признаки объектов для выполнения в дальнейшем учебной задачи. При беседе по вопросам дети анализируют морских обитателей, обращая внимание на их окрас, размер, форму.

Конспекты этих и других уроков даны в приложении.

Таким образом, в ходе проведения формирующего этапа экспериментальной работы мы проверяли эффективность педагогических условий, заявленных в гипотезе: формировали у учащихся познавательный интерес, включали в процесс обучения специальные упражнения, задания направленные на развитие познавательных УУД.

Контрольный этап.

Основная цель контрольного этапа экспериментальной работы: выявить динамику уровня сформированности познавательных ууд у младших школьников и определить эффективность формирующего этапа экспериментальной работы.

На данном этапе эксперимента нами решались следующие задачи:

Провести повторную диагностику уровня

сформированности

познавательных

ууд

у младших школьников;

Сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа экспериментальной работы.

На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное обследование учащихся с помощью методик, которые аналогичны использованной на констатирующем этапе, а также с помощью метода наблюдения.

Для выявления динамики сформированности ууд мы использовали:

1. Методика «Выделения существенных признаков»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия 

2. Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Данные методики представлены в приложении.

В ходе выполнения практической работы на уроке мы наблюдали за тем, как учащиеся сверяют свою работу с образцом, анализируя образец с выделением существенных признаков замечают детали, которые необходимо учитывать при изготовлении изделий. Это влияет на структурирование знаний, учащимся становится проще выбирать наиболее эффективные способы решения задач, а также осуществлять рефлексию способов и условий действия.

Анализ результатов выявил, что уровень сформированности ууд у учащихся также повысился. Наблюдение показало наличие у детей умений построения логической цепочки действий, составление целого из частей – работа над проектом «Аквариум». Дети уже реже стали обращаться за помощью к учителю. Но, задания, требующие постановки и формулирование проблемы, все еще вызывают у учащихся затруднения. Также затруднения вызывают самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

На основании анализа результатов наблюдения мы сделали вывод о том, что у % учащихся – высокий уровень сформированности познавательных ууд, а на констатирующем этапе детей с высоким уровне было выявлено 4% (1 чел.), у % – средний и у % низкий уровень, что на ниже, чем на констатирующем этапе.

Наблюдение показало, что у учащихся повысился уровень сформированности ууд. На основании сравнительного анализа данных таблиц мы сделали вывод, что высокий уровень познавательных ууд сформирован у % учащихся, что на % выше, средний – у % учащихся, что на % выше и низкий – у % учащихся, что соответственно, на % ниже, чем на констатирующем этапе.

 

Экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. На основе изученного теоретического материала мы определили следующие критерии сформированности познавательных ууд:

-Умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

-Владение операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений

меть установить логические связи и отношения между понятиями.

- Умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие).

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень сформированности познавательных ууд. Обобщив данные, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы сделали вывод, что развитию познавтельных ууд у младших школьников на уроках технологии уделяется недостаточно внимания.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована система уроков технологии по обучению лепке, на которых формировались познавательные ууд младших школьников. В основу содержания формирующего эксперимента были положены педагогические условия гипотезы исследования.

После проведения формирующего этапа эксперимента было проведено повторное обследование младших школьников с целью выявления динамики сформированности познавательных ууд. Обобщив данные, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, мы сделали вывод, что уровень сформированности познавательных ууд повысился, что говорит об эффективности проведённой работы и подтверждении гипотезы исследования.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x