Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×

Авторизация

Вернуться к авторизации

Статья Определение потребностей в занятиях физкультурой и спортом современной молодежи. Автор: Петров Никита Михайлович

Автор: Петров Никита Михайлович
В данной работе рассматривается определение потребностей в занятиях физической культурой и спортом у современной молодежи.


Автор: Петров Никита Михайлович

Определение потребностей в занятиях физкультурой и спортом современной молодежи

 

Петров Никита Михайлович

студент Краснодарской академия маркетинга и социально информационных технологий,

РФ, г. Краснодар

E-mail: zverewnick@yandex.ru

 

Аннотация: в данной работе рассматривается определение потребностей в занятиях физической культурой и спортом у современной молодежи

Ключевые слова: В процессе исследования проблемы сердечно-сосудистых заболеваний использовались методы и комплексы упражнений.

В настоящее время одной из актуальных проблем является привлечение молодого поколения к занятиям физической культурой, так как в условиях жизни общества увеличиваются требования к физической подготовленности молодежи, необходимой им для дальнейшей трудовой деятельности.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний, а также современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса.

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении.

Нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с этим огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями

Однако, как показывает практика, состояние здоровья студентов не соответствует запросам сегодняшнего дня. Это во многом обусловлено тем, что студенческая молодежь имеет низкий уровень мотивации и не сфомированность потребности к занятиям физической культурой.

К сожалению, статистика свидетельствует о том, что большинство молодежи ВУЗов имеет позитивно пассивное отношение к ФК, а около 20 % негативно относится к занятиям физическими упражнениями. Основная масса студентов отмечают положительное влияние физических упражнений на состояние здоровья, но занимаются от случая к случаю, объясняя это нехваткой времени и высокой степенью занятости.

На современном этапе у студентов не сформирована потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физкультурной деятельностью и спортом, приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и физического развития молодежи.

В связи с этим большое значение приобретает изучение структуры мотивационного комплекса в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью студенческой молодежи, поиск методов ее повышения, так как мотивация является неотъемлемым компонентом успешной физкультурно-спортивной деятельности.

В ВУЗах академические занятия по ФК проводятся по единой для всех студентов учебной программе на основе общей физической подготовки. Она не предусматривает индивидуальные возможности студента, его мотивы и потребности. Следовательно, при такой организации занятий у молодежи теряется интерес к дисциплине «Физическая культура», снижается посещаемость и эффективность занятий.

Не востребованность потенциала физической культуры ведет к ограниченности формирования личности, так как физкультурная деятельность является важнейшим компонентом целостного развития личности. В первую очередь, это обусловлено тем, что дисциплина «Физическая культура» тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма человека, но и с формированием жизненно необходимых качеств, свойств и черт личности, которые в дальнейшем необходимы молодому поколению для осуществления успешной профессиональной деятельности.

Также одним из результатов физкультурно-оздоровительной деятельности является снятие нервно-психического напряжения, что очень важно для студенческой молодежи в условиях повышенной учебной нагрузки. Это связано с тем, что активные занятия физическими упражнениями играют значительную роль в повышении психической, умственной и эмоциональной устойчивости человека. Поэтому физическая культура приобретает особую социальную значимость в развитии личности, сохранении и укреплении здоровья, а также в продуктивной профессиональной деятельности.

Для решения данной задачи, во-первых, следует учитывать индивидуальные возможности и предпочтения студентов в выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности, а во-вторых необходимо формировать у молодежи осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья. Из этого следует, что нужно разнообразить занятия по физической культуре, посредством, включения в программу высших учебных заведений игрового и соревновательного методов, нетрадиционных видов физической культуры, которые позволят в процессе физической деятельности каждому студенту реализовать собственные потребности в движении. Вместе с тем, большое значение имеет донесение до студентов взаимосвязи занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это все в целом поможет сформировать у студенческой молодежи потребность заниматься физкультурной деятельностью на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В настоящее время необходима срочная разработка и реализация государственной программы, призванной противодействовать наметившейся тенденции деградации здоровья населения России, предусматривающей целый комплекс социальных, медико-профилактических, организационных и экономических мер. Для привлечения молодежи к формированию собственного здоровья, здорового образа жизни нужно создать на государственном уровне положительное общественное мнение о физической культуре и спорте. Это действительно важно, поскольку физическая культура и спорт представляют собой особый тип творческой деятельности, их воздействие в качестве факторов позволяет формировать здоровый образ жизни населения, в частности студенческой молодежи. Однако такие воздействия носят фрагментарный, временный, несистемный характер.

Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. 

 

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и как важнейший компонент формирования целостного развития личности студента. Являясь составной частью общей культуры, она входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил.

Глубокое понимание физической культуры личности студента как общественной и индивидуальной ценности может стать реальностью для развития различных видов физической культуры в гуманитарных и технических вузах страны. Оно может способствовать формированию прогрессивных направлений в развитии общественного мнения и личностных мотивов и потребностей в освоении ценностей физической культуры.

При исследовании проблемы развития физической культуры студентов гуманитарных и технических вузов используются материалы теории деятельности и теории потребности, теории физической культуры, материалы в области педагогики, социальной психологии, социологии, теории организации и управления, пропаганды физической культуры. На наш взгляд, сегодня важное значение имеет дальнейшее раскрытие закономерностей развития физической культуры в вузах нефизкультурного профиля.

В результате теоретического обобщения имеющихся литературных данных, нам удалось проследить основные тенденции развития физической культуры студенческой молодежи в современных условиях. Ее структура и социальные функции позволяют рассматривать этот социальный феномен как органическую часть общей культуры молодого человека. Понятие «физическая культура личности» в данном случае отражает определенный уровень развития сознания, двигательных навыков и умений, физических качеств и возможностей каждого отдельного индивида. Поэтому физическая культура личности студента – это не просто его физкультурная деятельность, но и осуществление ее на вполне конкретном уровне знаний, ценностных ориентации, отношений, чувств. Это вполне осознанная и целенаправленная организация физкультурной активности для достижения необходимого уровня физического совершенства.

Различные виды физической культуры – неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация обогащают специфической информацией общую культуру личности, способствуя расширению и углублению ее знаний о человеке, позволяют составлять перспективные программы всестороннего развития молодого человека, вносить рациональные коррективы в сам процесс развития культуры студенческой молодежи.

Многолетний практический опыт подтверждает, что при формировании интересов студентов в физкультурной деятельности следует исходить из «потребности в естественном». Этот процесс, по-видимому, можно успешно осуществить при использовании «свободной самодеятельности» (физическое самовоспитание и самосовершенствование), которая преобразует физкультурную деятельность личности во внутреннее осознанное представление о ее целесообразности, как важнейшем условии подготовки молодежи к будущей жизнедеятельности. Самовыражение в различных видах физической культуры, творческое развитие, осуществление процессов самопознания, саморазвития в этой своеобразной двигательной деятельности служит одним из эффективных способов культурного развития личности молодого человека.

Социологические исследования, проведенные в гуманитарных и технических вузах, позволили условно выделить несколько групп потребностей в зависимости от характера целей и мотивов студентов в физкультурной деятельности.

1. Потребности спортивной направленности. Они отличаются единством характера спортивных целей (разряд, титул) и мотивов (стремление к достижениям). Эти потребности удовлетворяют такой вид физической культуры, как спортивная деятельность – соревновательная деятельность и подготовка к ней со всей спецификой целей, задач, средств и методов учебно-тренировочных занятий и восстановительных мероприятий.

2. Потребности в рекреационной деятельности, связанные с переменой деятельности, активным отдыхом с применением физических упражнений в щадящем режиме, элементов спортивных игр и соревнований по упрощенным правилам. Их важнейшие мотивы – укрепление здоровья, хорошее физическое развитие, красивое телосложение. Иногда в качестве руководящих мотивов физкультурной деятельности этой группы студентов проявляется желание соперничества, что можно объяснить их спортивной притязательностью.

3. Потребности реабилитационной направленности. Они присущи лицам, у которых возникают проблемы восстановления сниженных или утраченных в процессе физкультурной, бытовой, трудовой деятельности физических, психических, интеллектуальных способностей. Они смыкаются с лечебным использованием физических упражнений (ЛФК).

4. Потребности в образовательной направленности в сфере физической культуры способствуют творческому, осознанному отношению к задачам, средствам и методам физического совершенствования.

Большое значение имеет опрос экспертов с целью определения направлений регулирующего воздействия на процесс развития и формирования личных потребностей в физкультурной деятельности, ибо, после того как представления об общественных потребностях получены, возникает задача по возможности приблизить к ним потребности индивидуальные на основе использования методов педагогического и социально -психологического воздействия (формирование потребностей в условиях обучения в вузе, использование средств массовой информации в плане повышения образовательного уровня в сфере физкультурной деятельности и др.).

Это означает не ограничение индивидуального характера личных потребностей, а их воспитание в интересах самого потребителя и всего общества, что имеет особое значение в вузовской практике работы по формированию физической культуры студентов.

Анализ данных конкретно-социологических исследований показал, что потребности в физической культуре у молодежи существенно варьируют в зависимости от уровня образования, возраста респондентов, материального состояния (доходов) и ряда других факторов. Особенно отчетливо прослеживается взаимосвязь потребностей с уровнем образования индивида, его общей культуры и характером будущей профессиональной деятельности. Истинные потребности, цели и мотивы в физкультурной деятельности, а также ее результаты, в сущности, определяют духовный и моральный облик современной молодежи, уровень культуры общества в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: ТиПФК. 2000. - 274 с.

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 5, с. 2 - 7.

Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физ. культ.: восп., образов., тренир. 1996, № 2, с. 19 - 27.

Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: восп., образов., тренир., 1996, № 1, с. 27-32.

Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пос. / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 76 с.

Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пос. / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1988. - 45 с.

Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пос. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 128 с.

Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 1, с. 4 - 6.

Данилов М.С., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. и др. Экологическое и социально-биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа: IV Царскосельские чтения / Науч.-теор. межвуз. конф. с межд. участ. Т. III. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000, с. 150 - 153.

Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физ. культ.: восп., образов., тренир., 1996, № 1, с. 3-4.

Лотоненко А.В. Формирование физической культуры молодежи: Теория, методология, практика: Учеб. пос. - М.: ФОН, 1999. - 92 с.

Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура молодежи. - М.: ФОН, 1997. - 317 с.

Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физ. культ.: восп., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11 - 17.

Лубышева Л.И., Лотоненко А.В., Игнатьев А.С. Физическая культура и молодежь: Учеб. пос. - М.: ТиПФК, 2000. - 182 с.

Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты: Учеб. пос. / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 80 с.

Пономарев Н.И. Социологические функции физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1974. - 310 с.

Пономарев Н.И., Рейзин В.М. Анализ сформированности чувства "мышечной радости" после занятий физическими упражнениями // Теор. и практ. физ. культ. 1989, № 5, с. 5 - 6.

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984, с. 85 - 96.

Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 4, с. 10 - 14.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×