Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей. | Козлова Екатерина Алексеевна. Работа №334437

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представляю вашему вниманию свою разработку на тему: "Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста."

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Аспекты этого процесса отражены в ФГОС ДО. Один из основных принципов дошкольного образования, это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Именно созданный и накопленный народный опыт помогает формировать ценности и моральные нормы. Основной целью воспитания является забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями 

 

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании

детей дошкольного возраста.

Доклад подготовила

Козлова

Екатерина Алексеевна

МБДОУ № 105 д/с «Умка»

 

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Один из основных принципов дошкольного образования, это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Именно созданный и накопленный народный опыт помогает формировать ценности и моральные нормы. Основной целью воспитания является забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие. Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества. Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, трудолюбие.

Г. А. Урунтаева выделяет дошкольный возраст для создания наиболее благоприятных условий нравственного развития детей. Автор отмечает: «Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строиться взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения».

Формирование нравственных привычек формируется на бытовом и предметном уровне, это когда взрослый сам демонстрирует способы поведения в той или иной ситуации, потом совместно с ребенком прорабатывает их, затем следует самостоятельное выполнение ребенком «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал В. Г. Белинский.

Особенность семейной детской среды состоит в многообразии межличностных отношений, в наличии возможности восстановления родственных связей, естественного стимулирования, сохранения и развития дружбы и любви между родными, духовного обогащения личности национальными эстетическими, этическими ценностями, привития уважения к ним, приучения детей к систематическому труду на земле своих предков, придания смысла чувству привязанности к "малой родине".

В нашей многонациональной стране эффективность нравственного воспитания дошкольников зависит от знаний педагога быта, национальных особенностей и культуры детей, от систематического обращения к средствам и методам воспитания, вовлекать в работу родителей с учетом особенностей семейного воспитания.

Дошкольный возраст — период, в котором есть интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Возникновение «внутренних этических инстанций» по обоснованию Л. С. Выготского, является механизмом их усвоения, одним из основных новообразований дошкольного возраста.

Обратимся к словам А. В. Запорожца, который считал, что «дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности». «Если уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, — пишет А. В. Запорожец, — не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Во избежание «нравственного формализма», нужно максимально взрослому включиться в процесс и активно теорию подкреплять практикой, чтобы возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям.

В. А. Сухомлинский писал, о том, что «нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства»

Нравственность выстраивается на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, порядочность, честность, уважение к людям, готовность к сопереживанию и взаимопомощи. Эти ценности всегда были и есть в каждом обществе.

Социально — нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является народная педагогика.

Р. С. Буре проводя анализ народной педагогики, содержащий ситуации, имеющие моральный смысл, выделила ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания дошкольниками нравственного смысла действий главных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам. Самая доступная восприятию детей форма — описание конкретного поступка и его оценка писателем.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведения художественной литературы активно воздействуют на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. О влиянии художественной литературы на социальный опыт дошкольников отмечает Л. П. Стрелкова. По мнению автора: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности». Она раскрывает особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей. Произведения искусств, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». Художественная литература является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому очень важно приобщить ребенка к литературе начиная с раннего возраста.

«Крайне важно, — писал В.Брюсов, — чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное»

Стоит отметить тот факт, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в народной педагогике: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Лев Николаевич Толстой говорил о том, что «русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

З. А. Гриценко в своих трудах «Литературное образование дошкольников» устное народное творчество — словесный фольклор называет специфическим искусством, которое изначально существовало только в устной форме. Массово собирать и издавать его стали поздно. В России, например, в конце 18 века. Устное народное творчество передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения. Следовательно, кроме устности, специфической чертой словесного фольклора является вариативность. По мнению автора, фольклор — устное народное творчество, является народным искусством, не только потому, что оно в большей степени создавалось и хранилось широкими народными массами, но прежде всего потому, что в нем нашли отражение народные культурные и нравственные традиции, образ мысли и представлений о мире, народный уклад жизни, склад ума и характера. То есть то, что ныне называют менталитетом.

Знания, накопленные нашими предками о жизни, природе, людях нашли отражение в сказках, легендах, песнях, поговорках, загадках, народных приметах, и т. д. С искусством народа дети знакомятся от матери с первой услышанной в раннем возрасте колыбельной песни, пестушки, потешки, сказки.

Исходя из вышесказанного хочется отметить что богатый опыт народный педагогики используется педагогами на практике в недостаточной мере. Поэтому рекомендуем включать устное народное творчество, но только в образовательную деятельность детей, но и во все режимные моменты.

В своей практической работе я использую педагогическую ценность устного народного творчества, внедряю авторские разработки по мотивам народной педагогики. Так, например, авторские материалы «Пестушки для самых маленьких» направлены на развитие эмоционально-положительного общения ребенка. «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» направлены на развитие мелкой моторики рук. «Игры и развлечения детей дошкольного возраста» направлены на развитие социализации детей, вызывает интерес и желание играть в совместные игры. Сказка для детей младшего дошкольного возраста такие как: «Курочка ряба», «Три медведя», «Теремок» и.т.д способствуют усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывают отрицательное отношение к грубости, жадности, учению умению играть не ссорясь, помогая друг другу и вместе радоваться успехам. Формируют элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Воспитывают эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать), а также имеют живой отклик на внимательное отношение к родителям. Другие авторские произведения по мотивам народной педагогики направлены на социально-нравственное воспитание детей.

Я считаю, что устное народное творчество является культурным наследием, хранилищем ценного опыта, обладающего тайным смыслом, оно не только описывает идеальные качества личности человека, такие как: трудолюбие, дружелюбие, рассудительность, уважение к родителям и любовь к Родине, но и создают в нашем сознании образ идеального человека и гражданина великой страны. Поэтому мы взрослые должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7

лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 80 с.

Григорьева А. А. Теория и практика семейной

этнопедагогики

народа

саха

. Автореферат.

-

М.: Институт

педагогики социальной работы Российской академии образования

, 1999. – 32 с.

Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. Учреждений

высш

. Проф. образования /З. А.

Гриценко.-

М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.

Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник/С. А. Козлова, С. В.

Кожокарь

, С. Е. Шукшина, А. Ш.

Шахманова

. — М.: ИНФА-М,

2016.-

146 с.

Стрелникова

Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М, 1985. — 95 с.

Урунтаева

Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних

педаг

. учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 336 с.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×