Программа внеурочных занятий по курсу "Смысловое чтение" 8-9 класс | Наталья Владимировна Вантеева. Работа №334438
В данной статье представлена программа внеурочных занятий по курсу "Смысловое чтение" для 8-9 классов. В программе присутствует переречень государственных документов, пояснительная записка,где описываются особенности курса, указываются планируемые результаты (личностные, предметные, коммуникативные). В содержании курса представлены все основные темы и их полный состав. Тематическая часть курса выглядит в виде основных блоков с указанием общегаколичества часов и основного содержания. Блоки разбиты на отдельные зантия по темам в календарно-тематическом панировании занятий на 18 часов с видами деятельности при освоении темы.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смысловое чтение» для 8-9 классов
Содержание.
Введение
1. Планируемые результаты освоения курса
2. Содержание курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом»
3. Тематическое планирование по курсу
4. Календарно-тематическое планирование занятий
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами спецкурса в соответствии с ФГОС. В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение - «смысловое чтение».
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Рабочая программа основного общего образования по курсу «Смысловое чтение» реализуется в части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений: в 8 классе - 18 часов (0,5 часа в неделю), в 9 классе – 18 часов (0,5 часа в неделю).
Основная цель программы: создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачами данного курса являются:
1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовно-нравственное развитие личности и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Курс «Основы смыслового чтения и работы с текстом» не предполагает оценивание. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные
Выпускник научится:
•осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
•использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные
Ø Регулятивные
Выпускник научится:
• элементарным навыкам работы с книгой;
• умениям ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
• элементарным навыкам чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Ø Познавательные
Выпускник научится:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
• осуществлять смысловое чтение;
• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
• находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
• находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
• выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
• понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
• объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
• сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
• интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
• задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• прогнозировать содержание текста;
• находить скрытую информацию в тексте.
Ø Коммуникативные
Выпускник научится:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• определять цели, распределять функции и роли участников;
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные
Выпускник научится:
• использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
• определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
· выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
· структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
· составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
• приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
· подбирать аргументы, формулировать выводы;
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
• оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
• оценивать не только содержание текста, но и его форму.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для 8-9 классов очно – заочной формы обучения разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "(в действующей редакции);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в действующей редакции);
Образовательной программой основного общего образования
МБОУ СОШ
5
Программой Воспитания МОУ «СОШ №5» г.
Иркутска
на 202
0
– 202
4
учебный год.
Программа курса «Cмысловое чтение» является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ 5
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Программа курса «Смысловое чтение» в 8-9 классах рассчитана на 2 учебных года на 36 часов:
8 класс (0,5 часа в неделю) – 18 часов,
9 класс (0,5 часа в неделю) – 18 часов.
Рабочая программа имеет цель:
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Данный курс нацелен на реализацию стратегии смыслового чтения и работы с текстом, являющейся составной частью основной образовательной программы основного общего образования.
Ведущий принцип:
принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство всех заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Как часть образовательной программы «Смысловое чтение» МОУ «СОШ № 5»г. Иркутска тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.
8 класс
1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.
9 класс
1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками, выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА
8-9
КЛАССЫ
Тематическое планирование, 8 класс
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
Основные виды деятельности
1
Текст: поиск информации
5
Самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д..
2
Текст: преобразование и интерпретация
6
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
3
Текст: оценка информации
7
Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.
18
Тематическое планирование, 9 класс
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
Основные виды деятельности
1
Текст: поиск информации
4
Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
2
Текст: преобразование и интерпретация
6
Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.
Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.
3
Текст: оценка информации
8
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2020-2021 учебный год
8 КЛАСС (18 часов в год, 0,5 часа в неделю)
Дата
Номер урока
Тема урока
Формы контроля
Текст: преобразование и интерпретация
1.
Специальные тексты
2.
Конспект: Анализ текста
Конспект статьи учебника
3.
Тезис: Анализ текста
Тезисы статьи учебника
4.
Выписки: Анализ текста
Выписки из статьи учебника
5.
Различение темы и подтемы специального текста. Работа с текстом.
Тезисы статьи учебника
Текст: поиск информации и понимание прочитанного
6.
Выделение главной и избыточной информации. Работа с текстом
Работа над сжатием текста
7.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Работа с текстом
Сжатое изложение
8.
Разные источники информации по заданной теме.
Работа с текстом
9.
Разные источники информации по заданной теме. Интерпретация и анализ текста
Сообщение по теме
10.
Самостоятельная организация поиска информации
Работа с текстом
11.
Самостоятельная организация поиска информации: Интерпретация и анализ текста
Реферативное сообщение
Текст: оценка информации
12.
Разные точки зрения. Создание текста-схемы
Анализ текста
13.
Информация из разных источников и жизненный опыт. Интерпретация и анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту
14.
Анализ разных источников информации. Сопоставление информации
Работа с текстом. Анализ текста
15.
Смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей. Работа с текстом
Сжатое изложение
16.
Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов). Анализ текста
Сочинение-рассуждение
17.
Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им: Анализ текста
Сочинение-рассуждение
18.
Собственная точка зрения: Анализ текста
Изложение с элементом сочинения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2021-2022 учебный год
9 КЛАСС (18 часов в год, 0,5 часа в неделю)
Дата
Номер урока
Тема урока
Формы контроля
Текст: преобразование и интерпретация
1.
Создание и интерпретация текста
2.
Заголовок текста
Работа над основной мыслью текста и выбором заголовка
3.
Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт: Анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту
4.
Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту
Текст: поиск информации и понимание прочитанного
5.
Поиск информации: Интерпретация и анализ текста
Анализ текста
6.
Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: Анализ текста
Работа над развернутым тезисным планом
7.
Поиск внетекстовых компонентов: Анализ текста
Анализ текста
8.
Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.) Интерпретация и анализ текста
Составление таблиц, схем, графиков
9.
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Интерпретация и анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту
10.
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления.
Сочинение-рассуждение по тексту
Текст: оценка информации
11.
Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера: Интерпретация и анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту
12.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Анализ текста.
Сочинение-рассуждение по тексту
13.
Формулировка выводов из предъявленных посылок. Анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту (выводы)
14.
Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста: Анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту (заключение)
15.
Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста): Анализ текста
Анализ текста
16.
Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее выявление.
Работа с текстом
17.
Оформление и представление собственного текста: Интерпретация и анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту
18.
Итоговая работа
Сочинение-рассуждение по тексту
Литература
Н.Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. - Пособие для учителя: М., 2011.