Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации
Название статьи:

Опыт работы «Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста».

Дата публикации:
06.05.2021
Автор:
Безгина Светлана Павловна
Описание:

Автор: Безгина Светлана Павловна
Опыт работы с родителями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
Детский сад № 50 Теремок
Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста.
Опыт работы
воспитателя I квалификационной категории
МБДОУ ДС №50
Теремок
Безгиной Светланы Павловны
г. Озерск
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………. 3
Научно-методическое обоснование ……………………………. 6
Активные формы работы с родителями как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста………….... 9
Результаты работы……………………………………………... 16
Вывод……………………………………………………………. 19
Список литературы…………………………………………….. 20
Приложение…………………………………………………….
Введение
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Актуальность опыта связана с тем, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности ребенка.
В соответствии с законом Об образовании в Российской Федерации одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. А одним из условий успешного сенсорного развития ребенка является педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.
Для того чтобы повысить педагогическую грамотность родителей и привлечь их к взаимодействию, чтобы совместно решать проблемы сенсорного воспитания детей, я продолжила тему Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель опыта: повышение уровня педагогической культуры родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Для достижения этой цели мной были намечены следующие задачи:
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы;
Повысить педагогическую грамотность родителей;
Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
Создать игротеку по сенсорному воспитанию;
Научить родителей использовать в работе с детьми игровой материал.
При реализации опыта были использованы различные формы организации деятельности:
Родительские собрания, в том числе и тематические;
Мастер-классы;
Проектная деятельность;
Беседы;
Консультации (устные и фронтальные);
Анкетирование;
Выставки совместных работ детей и родителей;
Проведение совместных мероприятий;
Оформление наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.
С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе:
Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ.
Обогатить предметно-развивающей среду по сенсорике
Разработать информационно-консультативный и практический материал для родителей
1. Научно-методическое обоснование
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались такие педагоги и психологи как: Е.П.Арнаутова, Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В.Козлова, О.В.Солодянкина.
Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова и Е.П.Арнаутова в своих работах предлагали формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
А.В.Козлова и Е.П.Арнаутова раскрывали необходимость саморазвития воспитателей и родителей. Также Е.П.Арнаутова, О.В.Солодянкина и Т.Н.Доронова предлагали интерактивные формы работы педагогов с семьями.
В работах Е.П.Арнаутовой, Т.Н.Дороновой решающим условием эффективного взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Они говорят о необходимости диалогичности во взаимоотношениях между педагогами ДОУ и родителями.
В настоящее время многие ученые: Е.П.Арнаутова, О.Л.Зверева, О.А.Куревина, О.В.Огороднова, Л.В.Свирская признают, что взаимодействие ДОУ и семьи нужно осуществлять на основе партнерских отношений, которые построены на принципах активности, индивидуализации, комплексности и рефлексии их результатов, в условиях открытого педагогического пространства. Взаимодействие воспитателя и родителей может являться профессиональной помощью семье, при которой педагоги и родители постоянно будут обмениваться опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы.
Таким образом, в работе воспитателя одной из задач является задача заинтересованности родителей, предлагая все новые и разнообразные формы взаимодействия.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями.
Традиционные формы могут быть коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, педагогическое просвещение, развлечения и праздники, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов, библиотека для родителей, семинары - практикумы с элементами тренинга и другое.
К индивидуальным формам относят: индивидуальные педагогические беседы, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи и другое.
К наглядно – информационным формам относят видеоорганизации различных видов деятельности с детьми, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, ширмы, педагогические информационные стенды (Уголок для родителей), папки-передвижки и другое.
Традиционные формы работы помогают организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями. Но применение данных форм не всегда приводит к возникновению интереса у родителей.
В настоящее время особой популярностью, как у воспитателей, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Под нетрадиционными формами подразумевается применение элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы, проектная деятельность, соревнования и т.д.
Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм
Информационно - аналитические (почтовый ящик)
Досуговые (совместные досуги, праздники)
Познавательные (семинары-практикумы)
Наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей)
Данные формы сотрудничества воспитателей с семьей весьма результативны, если уделять должное внимание педагогическому содержанию и не увлекаться развлекательной стороной мероприятия.
Смысл нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, способствовать пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду педагогов ДОУ, приобщить к жизни детского сада.
Е.П.Арнаутова писала о методическом аспекте работы с родителями. Она выделяла основные методы для взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников:
1. Словесные, наглядные, практические (беседы, консультации, папки-передвижки, выставки, семинары-практикумы и др.).
2. Репродуктивные, поисковые, исследовательские, проблемные (лектории, конференции, круглые столы и др.).
3. Активные и интерактивные (родительская школа, клуб по интересам и др.).
Таким образом, содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы. Главное — правильно и целенаправленно спланировать работу по взаимодействию с родителями воспитанников. Также от качества работы педагога зависит уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень развития ребенка.
2. Активные формы работы с родителями как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Тему углублённой работы Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста я веду уже на протяжении 9 лет, ведь как показывает практика работы в дошкольном учреждении – многие родители недостаточно обогащены воспитательным опытом, плохо информированы в вопросах развития ребенка.
Постоянно проводится родительское собрание, где раскрываются важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке, и проводится анкетирование с целью выяснения интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей
Анкетирование
Ответы родителей на анкету
2016г.
2018г.
2020г.
Знают что такое сенсорика и мелкая моторика
20%
62%
78%
Считают необходимым сенсорное развитие в раннем возрасте
83%
93%
96%
Играете ли вы с детьми в игры, направленные на развитие формы, цвета, величины
22%
31,8%
38,2%
Готовы посещать творческие мастерские по теме сенсорного развития ребенка
100%
100%
100%
Хотят научиться делать игры самостоятельно
71%
73,4%
76%
Анализ анкет показал, что снизилось количество родителей, не имеющих представление о сенсорном развитии и воспитании ребенка. Вырос (но не намного) процент родителей (с 22% до 38,2%), которые играют с детьми в игры, направленные на развитие формы, цвета, величины.
Отрадно, что родители стали считать важной данную тему сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте и готовы посещать творческие мастерские по этой теме. Таким образом, анализ результатов анкетирования родителей показал необходимость проведения:
целенаправленной работы по сенсомоторному развитию детей с использованием дидактических игр, практического и занимательного материала для расширения знаний детей о свойствах, качествах предметов, их форме, цвете, величине;
просветительской работы с родителями.
Поставленную перед собой цель: повышение уровня педагогической культуры родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста, я реализовывала через разные формы работы с родителями.
Кроме традиционных родительских собраний, проводятся тематические родительские собрания. Так с 2016 по 2021гг были проведены такие тематические собрания как: Королева Сенсорика, Библиотека страны Сенсорики, Кризис 3 лет. Как его пережить и другие. В конце собрания каждый родитель получает буклет. Такая форма удобна и полезна тем, что его можно взять с собой домой и внимательно прочитав, воспользоваться рекомендациями и советами. (Приложение № 4)
Опыт работы показывает, что не все родители понимают значимость манипуляций пальцев рук. Мало внимания уделяют детям в самостоятельности в выполнении тех или иных действий. Становится всё больше родителей выполняющих работу за своих детей (например, при одевании и раздевании малыша). Это происходит от нехватки времени, а самое главное – терпения. Поэтому я обязательно провожу тематическое собрание Развиваемся, играя, где рассказываю о важности пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей. На собрании я знакомлю родителей с комплексами пальчиковой гимнастики, которые не только радуют детей, но и развивают речь и мелкую моторику.
Ведь одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит и гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы – важны для формирования чувства уверенности у ребенка.
После теоретической части родители с удовольствием превращались в детей и играли в пальчиковые игры. Больше всего им нравилось играть с карандашами (только карандаш должен быть с гранями):
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
и массажными колечками от мячиков Су Джок:
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Также родителям нравится такая форма работы как мастер-классы, где они получают практическую помощь по вопросам развития ребенка. За 2016-2021гг. было проведено несколько мастер-классов.
В феврале 2017 и январе 2019гг. прошли мастер-классы на тему Дидактические игры по сенсорному воспитанию руками родителей. Несмотря на то, что современные производители предлагают множество игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, мы решили уделить внимание самодельным дидактическим играм. На мастер-классе родители охотно поделились опытом и представили разнообразные игры, которые они сделали своими руками. (Приложение № 1)
В конце января 2020г. прошел мастер-класс Тактильная книга. (Приложение №2) Конечно сейчас много интересных книг можно купить в магазине, но по своему опыту замечаю что, детей больше привлекает то, что сделано своими руками. В этом уникальность тактильных книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую. Каждая тактильная книга создается в единственном экземпляре. Читая такую книгу (ощупывая предметы пальчиками), дети знакомятся со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т.д. нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.
Была проделана большая работа. В результате родители представили разные виды тактильных книг. Это и дидактические – предметные, тематические, игровые (представили родители Таисии М, Софии С. , Андрея Ш., Вани Л.). И ассоциативные – книги-сказки (книги по сказке Колобок сделала мама Миши Ф.и Севы У.) Некоторые объекты в книгах могли издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть. Все представленные работы заслуживали только похвалы! Приняв участие по изготовлению тактильных книг, родители открыли для себя новые способности. А мы с удовольствием используем их в своей практике.
В марте 2020г, по инициативе родителей, был проведен еще один мастер-класс. Он также был посвящен книгам, но теперь не тактильным, а книжкам-малышкам.
Родители были ознакомлены с техникой изготовления книжек-малышек. И опять результаты превзошли ожидания. У взрослых открылись безграничные таланты. Были изготовлены книжки-малышки по разнообразным темам. В них оказалось много красочных картинок. (Приложение № 3) Но самое главное, что они были снова сделаны руками родителей для детей.
Ещё одной успешной активной формой работы с родителями, является совместная проектная деятельность. Совместно с семьями наших ребятишек были реализованы такие проекты: Путешествие в зимний лес(2016г), Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста (2017г.), В гостях у сказки Колобок (2021г.).
Основная задача проекта Путешествие в зимний лес была в том, чтобы наглядно познакомить родителей с комплексом дыхательной гимнастики для детей.
Цель проекта Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и родному дому.
Одной из задач проекта В гостях у сказки Колобок было обогащение сенсорного опыта детей и привлечение родителей к творческому процессу.
(Приложение № 5)
В течение последних трех лет (в 2017, 2019 и 2020гг.), в конце зимы, мы проводим спортивное развлечение с элементами сенсорного развития Отважные карапузы. Ребята, вместе с папами и мамами, не только соревнуются в ловкости, но и показывают свои знания и умения: варят суп из нужных продуктов, собирают боеприпасы (шарики) определенного цвета, собирают пирамидки и находят игрушки нужного размера именно белого цвета. В таких совместных мероприятиях родители видят своих детей в совершенно других условиях. И это способствует сплочению и лучшему пониманию, как взрослых, так и детей. (Приложение № 7)
Кроме этого, я регулярно приглашаю родителей на открытые занятия. Так первое занятие по сенсорике В гости к солнышку я провела в 2016.
В начале у меня были сомнения, как поведут себя дети, увидев своих родителей. Но в ходе занятия мои сомнения развеялись. Привыкшие к совместным мероприятиям вне образовательной деятельности, ребятишки, во время всего хода занятия, были активны. И присутствие на занятии родителей их не смутило. С тех пор я стараюсь всегда приглашать родителей на занятия. И родители с удовольствием откликаются.
Далее были занятия Репка (ноябрь 2016г.), Строим дом для зайчика (2017г.), Колобок (2018г и в 2021 он-лайн.)
На открытом занятии Колобок (2018г) родители были не в качестве зрителей, а в качестве полноценных участников-артистов. Так папа Вани И. сыграл роль медведя, а мама Алисы Б. роль - колобка. Она настолько артистично вжилась в роль, что дочка её даже не узнала.
Открытые занятия много дают родителям. Они получают возможность не только наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, и сравнивать поведение и умение своего ребенка с поведением и умением других детей, но и проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества, и повысить педагогическую компетенцию в вопросах образовательной деятельности.
Также в своей работе я использую разные средства наглядной пропаганды: информационный стенд Уголок для родителей, письменные и устные консультации на актуальные для родителей темы, ширмы, папки-передвижки, картотеки с подробным описанием игр. Так, по запросам родителей, мною был подготовлен цикл консультаций по играм с водой, песком, крупами и с пуговицами для детей раннего возраста.
Регулярно в приемной оформляются выставки, как с детскими работами, так и совместными детско-родительскими работами. Выставки помогают привлечь внимание родителей к образовательному процессу, проследить динамику в развитии творческих способностей детей Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своего малыша, оставив без внимания организованную выставку.
Также активное взаимодействие с семьями наших ребятишек проходит у нас в виде совместной продуктивной деятельности. Ещё на родительских собраниях мы уделяли большое значение предметно-развивающей среде ДОУ. Раскрыли ее возможности и значимость в жизни детей дошкольного возраста. Мы предложили родителям быть непосредственными участниками, создающими предметно-развевающую среду. Объясняя назначение зон развития, раскрывая их цели и задачи, мы непосредственно вовлекали родителей в этот процесс. В результате этого, для создания комфортной для детей среды, много пособий, дидактических игр, тренажеров было изготовлено с помощью наших родителей.
Совместные работы оказались очень разнообразными, интересными и творческими.
Для развития мелкой моторики ребятишек наши папы изготовили несколько бизибордов. Это увлекательные сенсорные доски, как для мальчиков, так и для девочек. На них расположены различные элементы, с которыми дети могут играть, не боясь при этом получить травму. Папы сделали нам несколько классических бизибордов. Один (самый большой) мы прикрепили к стенке шкафчика. Он постоянно находится в группе. Другие у нас настольные. Дети самостоятельно могут их брать и играть с ними.
Мамы сшили нам несколько сенсорных юбок и ковриков. Все это помогает развивать мелкую моторику, концентрировать внимание на предметах, изучать самые простые фигуры, формы и цвета, тренировать память и логическое мышление. (Приложение № 6)
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях, - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Поэтому мы хвалим своих родителей при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
Таким образом, результат проведенной работы показал, что совместное творчество воспитателей и родителей обогащает предметно-развивающую среду и объединяет коллектив группы в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей.
3. Результаты работы.
По результатам итогового анкетирования родителей (март 2021г.) отмечена положительная динамика повышения грамотности родителей в вопросах сенсорного развития и воспитания детей.
Анализ ответов показал, что:
91% родителей стали более компетентными в вопросах сенсорного развития детей;
87% родителей стали целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей детей;
78% родителей ознакомились с консультациями по данной проблеме;
70% родителей не просто прочитали и прослушали консультации, но и предварили их в жизнь;
Все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своего ребенка.
Процентное соотношение полученных данных отражено в диаграмме
Сравнительный анализ педагогической грамотности родителей с 2020 - 2021гг.
В результате проделанной работы у детей также прослеживается положительная динамика:
дети соотносят геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывают их на образец;
умеют группировать предметы по форме;
различают основные цвета, подбирают их по образцу;
различают качества предметов: тяжелый – легкий; мягкий – твердый, а также различают температуру: холодный – теплый:
выделяют величину предмета.
Я считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста при тесном взаимодействии с родителями была успешной. Поставленная мною цель была достигнута.
4. Вывод.
Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствующих всестороннему развитию ребенка.
А использование активных форм совместно с традиционными формами взаимодействия с родителями, помогли повысить уровень родительской компетентности в вопросах сенсорного развития ребенка раннего возраста и повысить сенсорную культуру детей.
Также я не останавливаюсь на достигнутом. Я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, строить социальное партнерство так, чтобы родители были заинтересованы в успехах своих детей и стремились помочь в создании необходимых для этого условий.
Список литературы
Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / Г.Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детских садов/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение,2005.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А.Работа с родителями в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.- С. 44–49.
Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и воспитателя детского сада. – М.: семья - М.: Мозаика-Синтез 2007г
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. изд. Творческий центр Сфера. М, 2005
10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для Просвещение,1983
11.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996.
12.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. Изд. Аркти, М. 2005.
13.Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
14. Современные формы работы ДОУ с родителями http://infourok.ru
15. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ http://Gigabaza.ru
Приложения
Приложение №1 Дидактические игры сделанные руками родителей
Приложение № 2 Тактильные книги руками родителей
Приложение № 3 Книжки-малышки
Приложение № 4 Буклет Пальчиковая гимнастика малышам
Приложение № 5 Проект В гостях у сказки Колобок
Проект В гостях у сказки Колобок
для детей первой группы раннего возраста (с 1,6 – 2 лет)
Безгина Светлана Павловна, воспитатель МБДОУ ДС № 50 Теремок
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.
Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной формепоказать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого.Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.
Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки Колобок) развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с народным творчеством на примере сказки Колобок
Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
Побуждать детей отвечать на вопросы
Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.
Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
Пополнять и обогащать словарный запас детей:
- существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
- прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
- глаголами: постудить, покатился.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке Колобок.
Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
Обогащается сенсорный опыт детей.
Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.
Этапы работы над проектом:
I ЭТАП - Подготовительный:
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по даннойтеме.
Дидактические игры:
Катится Колобок или нет? на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
Собери героев сказки (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
Найди такую же картинку на развитие внимания
Провести колобка по тропинке: на развитие внимания, мелкой моторики;
Наглядно-дидактические пособия:
Картинки и иллюстрации к сказке
Макет по сказке Колобок
Тактильная книга Колобок
Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
подборка пальчиковой гимнастики
3. Разработка ОД по развитию речи.
II ЭТАП - Основной:
Деятельность с детьми:
Чтение русской народной сказки Колобок;
Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
Драматизация сказки Колобок;
Разучивание пальчиковой гимнастики;
Проведение дидактических игр;
П/и Пройти по дорожке колобка: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
П/и Догони Колобка: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
Развитие движений Колобок: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
Дыхательные упражнения Чей колобок дальше катиться? - укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
Проведение артикуляционная гимнастики Варенье:выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
Игровая ситуация Построим дом для колобка;
Проведение НОД Колобок по речевому развитию;
Оформление выставки детских работ.
Взаимодействие с родителями
Выставка творческих работ Такой разный Колобок
Консультации:
Прививаем детям любовь к сказкам
Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова.
III ЭТАП - Заключительный:
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале Продлёнка
Презентация проекта
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой Колобок, рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.
Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники - аппликация рваной бумагой.
Совместно с родителями была создана выставка Такой разный Колобок, тактильная книга Колобок и сделан макет по сказке.
Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.
Презентация проекта: Выставка работ по теме Наш веселый Колобок (дети); Такой разный Колобок (родители)
Приложения:
Пальчиковая гимнастика Быстро тесто замесили
Конспект НОД Колобок по речевому развитию.
Подборка фотографий продуктивной деятельности.
Список литературы:
Русская народная сказка Колобок;
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-336;
Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст – М.: Карапуз.- 2010;
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.- М: ООО Издательство Дом. ХХ век.-2008.-249с.;
6. Рыжова, Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей - М.: Сфера, 2017. -869c.
Приложение
1. Пальчиковая гимнастика Быстро тесто замесили
Быстро тесто замесили,
(Раскрываем и закрываем ладони.)
На кусочки разделили,
(Имитируем отщипывание.)
Раскатали все кусочки
(Трем ладошку о ладошку.)
И слепили колобочки.
(Показываем два кулачка.)
2. Конспект НОД Колобок по речевому развитию.
ОО Речевое развитие, Познавательное развитие
Вид деятельности: НОД
Цель: побуждение у детей желания и умения повторять звукоподражание и слова из текста сказки.
Задачи:
Развивающая:
- развивать умение отвечать на вопросы
- развивать артикуляционный аппарат ( У-у-у, Р-р-р, Тяв-тяв)
- развивать внимание, память
- развивать мелкую моторику рук.
Обучающая:
- учить внимательно слушать сказку
- побуждать детей к проговариванию слов и звукоподражанию.
Воспитательная:
- воспитывать интерес и любовь к сказкам
Предварительная работа:
- чтение сказки Колобок
- артикуляционная гимнастика Вкусное варенье
- показ настольного театра Колобок
- рассматривание иллюстраций к сказке Колобок
- рисование колобка пальчиками по крупе
- изготовление родителями поделок Колобок.
Планируемый результат: дети произносят звукоподражание и проговаривают отдельные слова; дети делают колобка из мятой бумаги.
Оборудование: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа по сказке Колобок: дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса; листочки бумаги по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель рассказываетсказку сопровождая её демонстрацией фигурок на фланелеграфе.
Воспитатель: Жили- были дед и баба. Испекла бабка деду колобка: Пальчиковая гимнастика Быстро тесто замесили
Быстро тесто замесили,
(Раскрываем и закрываем ладони.)
На кусочки разделили,
(Имитируем отщипывание.)
Раскатали все кусочки
(Трем ладошку о ладошку.)
И слепили колобочки.
(Показываем два кулачка.)
И положила его на окно остудить. Лежал колобок, лежал, надоело ему, спрыгнул он с окошка на травку и покатился в лес. Катится колобок, а навстречу ему зайчик
Заяц: Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою: Я колобок, колобок, колобок румяный бок. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя уйду!
Воспитатель. И покатился колобок дальше по дороге, только заяц его и видел. Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк
Воспитатель: Как воет волк?
Дети: У-у-у.
Волк. Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою: Я колобок, колобок, колобок румяный бок. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя, волк, уйду!
Воспитатель: И покатился колобок дальше по дороге, только волк его и видел. Катится колобок, катится, а навстречу ему идёт медведь
Воспитатель: Как рычит медведь?
Дети: Р-р-р.
Медведь. Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня! Я тебе песенку спою: Я колобок, колобок, колобок румяный бок. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя, медведь, уйду!
Воспитатель: Ребята, голодный медведь хочет съесть колобка. Давайте выполним упражнение варенье, медведь съест его и не станет есть колобка.
Проведение артикуляционной гимнастики Вкусное варенье. Цель:выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка.
Открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Воспитатель: И покатился колобок дальше по дороге, только медведь его и видел. Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса.
Воспитатель: Как тявкает лиса?
Дети: Тяв-тяв.
Лиса: Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня! Я тебе песенку спою:
Лиса: Сядь ко мне на носик и пой.
Колобок: Я колобок, колобок…
Воспитатель: А лиса Ам! и съела колобка!
Воспитатель: Ребята, кто испек колобка?
Дети: баба.
Воспитатель: кого повстречал колобок в лесу?
Дети: зайца, волка, медведя и лису.
Воспитатель: кто съел колобка?
Дети: лиса.
Воспитатель: ребята, давайте все вместе сделаем для бабушки и дедушки колобка. Возьмем лист бумаги в руки и сомнем его. ( Воспитатель показывает, как надо сделать, а дети повторяют.) Молодцы, ребята! Что вы сделали?
Дети: колобка.
Воспитатель: давайте покажем нашим гостям колобков.
Дети показывают колобков и уходят
3. Подборка фотографий продуктивной деятельности.
Строим дом для колобка
Выставка творческих работ родителей Такой разный Колобок
Выставка детских работ Наш веселый Колобок
( аппликация рваной бумагой)
Февраль 202
Приложение № 6 Продуктивная деятельность в работе с родителями.
Наши бизиборды
Сенсорные юбки
Приложение № 7
Спортивное развлечение с элементами сенсорного развития Отважные карапузы.
HYPER13PAGE HYPER15
32
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×