Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСОГО ПОДХОДА | Петросян Карина Александровна. Работа №239415

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Петросян Карина Александровна
В статье изложены собственные наблюдения в работе с Ансамблем народного танца культурологического подхода в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

 

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСОГО ПОДХОДА»

 

 

 

 

Автор:

Петросян Карина Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО Дворца творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

2019 год

В современной педагогической науке и практике наиболее актуальной проблемой становится создание взаимосвязанных условий, обеспечивающих развитие человека культуры. Гуманизация образования актуализирует ориентацию воспитательно-образовательной среды на культурную самоцен- ность школьника, способного нравственно функционировать в условиях поликультурного социума. В связи с этим перед педагогами встаёт задача поиска путей создания и формирования культуросообразной среды развития ребёнка, а также использования социализирующего потенциала окружающей среды в интересах личности ребенка. Проблема создания педагогически целесообразной и эффективной воспитательной и образовательной среды изучалась такими учёными-педагогами, как Б. М. Бим-Бад, Н. Н. Гладченкова, Д. В. Григорьев, А. Н. Дахин, И. Д. Демакова, С. Д. Дерябо, Г. В. Ендрихинская, Н. Ю. Калашникова и др.

В этих новых образовательных условиях культура призвана стать инструментом обучения, воспитания, развития и социализации учащихся учреждений дополнительного образования детей.

По нашему мнению, создание культуросообразной среды обеспечивается совокупностью окружающих школьника культурных социально-ценностных составляющих:

-школьник воспринимается педагогом как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизменению;

– педагог является посредником между ребенком и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности ребёнка в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

– образование рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

– образовательное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры .

Воспитание человека культуры может быть реализовано культурологическим образованием, т. е. таким, в котором слово, речь, мысль о культуре воплощаются в научно-организованной системе – интегральном образовательном пространстве. Освоение ценностей культуры способствует становлению и развитию творческой личности. Под культурологическим подходом понимается видение процесса приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре как процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Культурологический подход обеспечивает каждому ребёнку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры и предотвращая уход личности за пределы реальной культуры региона.

В нашей модели методики организации танцевальной деятельности в культуросообразной среде центром является школьник – суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества. В этой среде каждый ребёнок может без особых усилий и преодолений применить свои силы, творческие способности, удовлетворять свои интересы и любознательность, найти импонирующую ему среду общения, доброе и сердечное отношение со стороны взрослых и сверстников. В культуросообразной среде обучения и воспитания действуют законы нравственной жизни людей: добра, милосердия, справедливости, взаимопонимания, диалога между людьми и культурами, приоритета духовных смыслов человеческой жизни. Культуросообразная среда выполняет функции социализации личности, социальной защиты, социально-психологической адаптации, что является условием воспитания у школьников таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень гражданственности и самосознания, чувство собственного достоинства и самоуважения, самостоятельность и самодисциплина, независимость суждений и уважение мнения других людей, способность ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, определять и свободно осуществлять содержание своей жизнедеятельности, способы своего развития.

Методологической основой при реализации описываемой методики является культурологический подход к воспитанию школьника, при котором он связан с культурой как системой ценностей.

Очевидно, что проводимая работа невозможна без взаимосвязи культуры, общества и образовательной деятельности. Культуросообразная воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребёнка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Одним из условий реализации данной методики является создание культуросообразной образовательной среды с целью развития человека культуры.

Создание культуросообразной среды ведется с помощью определенной методики.

Моделирование представляет собой важную составляющую педагогической деятельности, включая как метод исследования, так и способ создания моделей. В педагогике возможно моделирование как содержания образования, так и учебной деятельности. В качестве учебного средства, наша модель строилась как аппарат для преподавания именно народно-сценического танца. Разработанная модель методики организации танцевальной деятельности школьников на основе культурологического подхода представляет не только определенную педагогическую технику, но также систему методов, и организационных форм обучения, которые составляют теоретико-методическую основу данной модели и используются для диагностики самого образовательного процесса.

Созданная модель обучения имеет свои характерные черты, которые определяются особенностью и спецификой образовательного учреждения, в которой создавалась модель. В нашей педагогической работе по обучению народно-сценическому танцу на основе культурологического подхода, было необходимо создание такой системы занятий, которые раскрывали как физический, так и творческий потенциал учащихся, и в то же время прививали интерес к национальной культуре и традициям народов.

Модель создавалась в несколько этапов. На первом этапе создания модели необходимо было определить цели, которые будут лежать в основе этой модели, а также проанализировать сам эксперимент. На втором этапе необходимо было организовать непосредственно практическую деятельность, составить план педагогического исследования. На заключительном этапе был создан окончательный вариант модели.

Для реализации содержания модели должны быть созданы определенные условия, нами были спроектированы основные задачи процесса обучения так, чтобы реализация модели обучения происходила через практическую деятельность педагога. Большое значение в преподавании народно-сценического танца на начальном и последующих этапах имеет опыт других педагогов, который также следует учитывать при составлении модели. В нашем педагогическом исследовании на первом, подготовительном этапе ставилась цель найти в ходе теоретико-методологического анализа педагогические подходы и способы обучения школьников на народно-сценическому танцу. «Идеальным образцом» модели организации танцевальной деятельности была выбрана система подготовки школа танца И.А.Моисеева – особая система подготовки универсальных артистов с неограниченным сценическим потенциалом, включающим овладение всеми видами танцев, гимнастикой, акробатикой, основами актерского мастерства, теоретическими знаниями в области музыки, живописи, музыкального, балетного и драматического театра, а главное – национального фольклора.

Были также позаимствованы основные принципы работы Ансамбля народного танца И.А.Моисеева:

- принцип равенства артистов ансамбля;

- владение всеми видами танца по формуле «Все учат всё!».

Далее для создания модели организации танцевальной деятельности были отобраны подходы и технологии, воздействующие на основные «показатели» для успешного обучения: качественное освоение программы народно-сценического танца на каждом году обучения, координацию и согласованность движений, отношение и готовность учащихся к творчеству, их общее эмоциональное состояние.

На втором этапе экспериментальной работы был апробирован основной комплекс подходов и технологий педагогического метода и сделан вывод о необходимости, наряду с групповой, индивидуальной работы с учащимися в силу их индивидуальных различий, разницы в динамике состояний и отношении к занятиям. Для мониторинга состояния школьников были подобраны методики: тестирование, анкетирование, опросы и др.

Осуществлялось педагогическое наблюдение за динамикой состояния учащихся в течение каждого занятия и проявлениями телесных сигналов (зажимов, ограничений в движении, асимметрии, мышечного панциря). На третьем этапе, после анализа первичных полученных результатов, был проведен отбор и дополнение методик для мониторинга изменений в состоянии школьников.

В процессе разработки модели методики танцевальной деятельности мы выделили две группы методов: педагогические и воспитательные.

Эти группы, в свою очередь, делятся на подгруппы:

педагогические методы -

общепедагогические

(применяемые во всех случаях обучения), и

специфические

(характерные для процесса хореографического образования);

воспитательные – социализация личности и эстетическое воспитание

К общепедагогическим методам обучения можно отнести:

метод информирования

;

методы наглядных иллюстраций и демонстраций

;

методы практической деятельности

;

метод оценки качества реализации программы

;

метод смены вида деятельности

.

Метод информирования – лекции, рассказы, беседы, дискуссии, экскурсии и т.п.

Метод наглядных иллюстраций и демонстраций - показ плакатов, наглядных пособий, видеофильмов, картин и т.п.

Метод практической деятельности - выполнение творческих заданий, задание по подготовке коллективных мероприятий.

Метод оценки качества реализации программы – тестирование, анкетирование, наблюдение и т.п.

В методике организации занятий народно-сценического танца эффективными является метод как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д.

К специфическим методам относятся:

метод упражнения;

метод наглядного примера;

метод импровизации.

Метод упражнения (метод практического приучения) позволяет педагогу и учащимся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Сущность метода состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях в результате повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма, а роль сознания в действиях несколько снижается.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Надо постоянно, настойчиво упражнять учащихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.

Суть метода наглядного примера состоит в том, что я, как педагог народно-сценического танца, целенаправленно и систематически воздействую на учащихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством обучения и воспитания.

После того как хорошо освоен материал, можно предложить ребятам задание на импровизацию, это развивает творческое воображение и фантазию.

Метод импровизации. Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, я отбираю те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения.

Важная роль в методике организации танцевальной деятельности принадлежит такому виду, как воспитательная работа. Деятельность по эстетическому воспитанию и социализации личности осуществляется разными путями.

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, а также обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

метод объяснения;

метод показа;

метод личного примера.

Метод объяснения - эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово.

Метод показа - технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным.

Метод личного примера - вдохновляющий пример в действиях и поступках.

К методам социализации личности можно отнести:

метод убеждения;

метод поощрение,

метод наказания;

рефлексивный метод;

неформально-межличностный метод.

В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности

Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать значение своего труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки. В хореографическом искусстве к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой, медалью за высокие творческие успехи.

Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов воздействия на учащихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Наказание возможно в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или затем перед всеми учащимися)

Рефлексивный метод основан на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.

Неформально-межличностный метод осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких.

В методике преподавания народно-сценического танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач обучения народно-сценическому танцу.

Нельзя рассматривать каждый конкретный метод отдельно от других. Только применение совокупности методов обучения и воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать поставленной цели. Ни один метод, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех педагогических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

У детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса, знаний культурных традиций разных народов. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы хореографического (народно-сценического) жанра.

Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений, а также других народов и национальностей.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В ходе эксперимента нами отмечено, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Ведь на занятиях народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.

На занятиях танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе.

Таким образом, культуросообразная образовательная среда, созданная посредством модели организации танцевальной деятельности, обладает широкими возможностями для приобщения школьников к национальной культуре и традициям народов, предоставляют возможности для культурной идентификации личности ребёнка и развития у него национального самосо- знания.. Эти возможности создаются и широко используются в среде учреждений дополнительного образования, где непосредственно организуется воспитательно-образовательный процесс; так же присутствуют в других средах жизнедеятельности ребёнка. Данные возможности могут быть востребованы лишь при условии активности человека во взаимодействии с культуросообразной образовательной средой.

Модель методики организации танцевальной деятельности на основе культурологического подхода является эффективной, что доказано на практике.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×