Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация форм воспитательной работы | Киселёва Нина Вячеславовна. Работа №301705

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются вопросы использования  различных форм воспитательной работы, отчего  зависит их выбор и содержание работы.Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Их выбор зависит от цели и содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, от мастерства педагога  и от особенностей коллектива детей. Форма воспитательной работы  - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации.

Ключевые слова: формы работы, укреплению коллектива, реализовывают и обогащают, воспитательный процесс

Н. В. Киселёва

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №

Барабинского района Новосибирской области

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

В статье рассматриваются вопросы использования различных форм воспитательной работы, отчего зависит их выбор и содержание работы.

Ключевые слова: формы работы, укреплению коллектива, реализовывают и обогащают, воспитательный процесс.

N. V. Kiseleva

primary school teacher,

Municipal budgetary educational institution

"Secondary school No. 3"

Barabinsky district of the Novosibirsk region

ORGANIZATION OF FORMS OF EDUCATIONAL WORK

The article deals with the use of various forms of educational work, which determines their choice and the content of the work.

Key words: forms of work, team strengthening, realize and enrich, educational process.

Понятие форма организации воспитания употребляется в широком и узком смыслах. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.

Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Их выбор зависит от цели и содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, от мастерства педагога и от особенностей коллектива детей. Форма воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы. Формы организации воспитания характеризуют организацию целостного воспитательного процесса, а не отдельные воспитательные мероприятия, в процессе обучения воспитанников.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Традиционная форма воспитательной деятельности познавательного характера, с возможностью использовать как составную часть другой формы или самостоятельно. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Викторина – это игра, участники которой, отвечая на вопросы, стремятся к победе. Игра выполняет организующую функцию, она учит детей объединяться и , помогает педагогу делать шаги на пути сплочения коллектива. Эта форма может использоваться для информирования учащихся и служить средством отработки организаторских и коммуникативных умений, решать изобретательские задачи. Игра – путешествие способствует осознанию взглядов, отношений или ценностей через «прохождение» воспитывающих ситуаций.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.

Экскурсия способствует развитию творческого потенциала воспитанников, формированию навыков коллективного взаимодействия, создаёт комфортную обстановку для общения. Более полное определение экскурсии дал В.А. Гердт в начале 20 века, который рассматривал экскурсию, как форму общественно-просветительской работы и на первый план выдвинул её воспитательное значение: интеллектуальное, эмоциональное и морально-этическое.

Сущностью экскурсии является органическое неразрывное единство в ней показа с рассказом. При отсутствии показа экскурсия превращается в лекцию или беседу. Если лишить её анализа и пояснений, объяснений увиденного, то она предстанет перед её участниками просто осмотром достопримечательностей.

Беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу или проблеме. Педагог выслушивает и учитывает мнение, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Этическая беседа – форма этического просвещения и метод нравственного воспитания. Главное назначение – сформировать твёрдую нравственную позицию. Помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения. Внеплановые этические беседы возникают непреднамеренно. Поводом для их проведения становятся конкретные факты, события, поступки детей. Организуются либо по «горячим следам», либо немного позже, когда у детей происходит их осмысление.

Субботник – форма воспитательной деятельности трудового характера, которая ограничена по месту и времени. Организуется на безвозмездной основе и характеризуется практической трудовой деятельностью воспитанников. Субботник может быть организован в форме игры для большей заинтересованности детей и стимула в нём поучаствовать.

Социальные акции - массовая форма организации воспитательной деятельности детей. Она представляет собой большое комплексное мероприятие или комплекс мероприятий, объединённых одной целью и тематикой. Это социально значимое событие, продолжительность которого зависит от поставленных задач. При подведении итогов необходимо провести анализ акции, который поможет сделать выводы, учесть замеченные недостатки и преодолеть их при проведении следующей акции. Необходимо понять, удалось ли донести до участников акции идею, которая отражалась в осуществлённых действиях.

Ещё одна важная форма массовой воспитательной работы классный час, способствующий формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют и час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Классный час – одна из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Классный час выполняет различные функции.

Формы работы: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания. Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания.

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания, процесс воспитания можно представить себе как цепочку воспитательных дел. Урок, кружок, экскурсия, вечер отдыха, игра на свежем воздухе или в школьном помещении, прогулка в лес, классное собрание, многодневный поход или летняя экспедиция - все эти дела могут рассматриваться как формы воспитания, но только в том случае, если педагоги целенаправленно используют их для осуществления воспитательного процесса.

 

Список литературы:

Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие – 3-е изд.,

перераб

. и доп.- М.:

Юристъ

, 1997.- 512с.

Подласый

И.П. Педагогика: учебник – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 432с.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.

Сластенин

, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.

Шиянов

. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512

с

.

Википедия

– свободная энциклопедия

ru. m. wikipedia.org

Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ/ В.И Бочкарев–

М.

, 2001.

Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник/А.Ф.Воловик, В.А. Воловик – М., 1998.

Титова, С.А. Духовно-нравственное воспитание / С.А.Титова, – Минск, 2006.

Зубра, А.С.  Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С.Зубра, 2001.

Лизинский

, В.М. Приемы и формы в воспитании/

В.М.Лизинский

, – М., 2004.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×