«Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе» ☼
Автор: Позднякова Лилия Рифовна
«Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе»
Процесс обучения это процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Поэтому, развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Задачи современного образования: • воспитание подлинно свободной личности; • формирование у детей способности самостоятельно мыслить; • самостоятельно добывать и применять знания; • тщательно обдумывать принимаемые решения; • чётко планировать действия; • эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах В своей работе я стала эпизодически применять парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал положительные результаты. И думаю, что именно групповая технология наиболее приемлема при формировании компетентностей учащихся, что предполагает новый стандарт. Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику. Основные цели групповой работы:
• развитие мышления учащихся; • создание благоприятных условий для учебного самоопределения; • формирование навыков организаторской работы; • формирование рефлексивных способностей. Педагоги, применяющие на уроках работу в малых группах, отмечают её высокую эффективность в скорости решения учебных задач на уроках разных предметов. Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что: · возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; · меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; · сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; · растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; · учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей. Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы: · Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться · Создаю в группе дух единой команды · Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы · Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты · Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся · Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
O Повышается учебная и познавательная мотивация O Снижается уровень тревожности учащихся
O В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. O Улучшается психологический климат в классе O
Минусы
O Групповой работе надо сначала научить O Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий O Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников O Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный При групповой работе действуют также воспитательные задачи: · умение слушать и слышать; · правильно воспринимать обучающую задачу; · умение правильно относиться к своей работе и коллективной; · умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей; · умение подчиняться правилам поведения в группе; · умение преодолевать трудности, конфликты; · это мощный фактор психического развития учащихся; · общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости; · практикуются контроль и оценка ситуации; Виды групповой работы:
Мозговой штурм.
· Используется для генерации идей. · Соблюдается жесткий регламент. · Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста). · После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Поведение учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по- разному: 1. Он может контролировать. 2. Организовывать. 3. Оценивать работу учеников. 4. Участвовать в работе группы. 5. Предлагать участникам разные варианты решений. 6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. Существует много идей рассадки учащихся для работы в группе. Могу предложить некоторые из них: Как может происходить деление на группы? 1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору. 2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности 3. По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. 4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». 5. По выбору педагога В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. Основные противопоказания при организации работы в группе: · Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
· Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, · Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь). Вот некоторые «нельзя» при организации работы в группе: · Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка) · Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. · Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).
Первые шаги в обучении работе в группе
1 этап.
Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются на группы на основе психологической совместимости.
2 этап:
парная работа
3 этап:
групповая работа
Исследования.
Отдельно хочу остановиться на включение в работу по группам заданий исследовательского характера. Не всем детям под силу провести исследование в одиночку. Когда исследование проводится на обычном уроке, то есть с целым классом, некоторые дети неизбежно выпадают из процесса или являются наблюдателями. Работа же в маленьких группах располагает к тому, чтобы каждый ребёнок участвовал в исследовании, искал и находил ответы на вопросы, высказывал и отстаивал своё мнение. Интересно наблюдать за обучающимися, когда перед ними поставлена задача исследовать прямоугольный параллелепипед (математика, 2 класс) на предмет определения количества вершин, рёбер, граней, поиска равных граней. Группе выдан перечень вопросов, у каждого ребёнка в руках параллелепипед, склеенный на уроке труда и цветные карандаши, чтобы подтвердить свою правоту. Все без исключения вертят в руках свою поделку, отмечают нужное цветными карандашами, считают, спорят, приходят к единому мнению. Несколько минут, но какая сосредоточенность, напряжённая работа мысли, радость озарения. Литературное (или внеклассное) чтение. Исследование по теме “Как выбрать книгу в библиотеке?”(На примере сборника рассказов В. Драгунского “Хитрый способ”.)Задания (программы исследования) выдаются учащимся в письменном виде (каждой группе своё). При этом первой группе не разрешается во время работы открывать книгу, второй группе можно рассматривать только титульный лист, третьей группе следует перелистать книгу, но воспользоваться лишь иллюстрациями, четвёртая группа работает с оглавлением и аннотацией, помещённой в конце книги. После завершения работы в группах и выступления представителей каждой из них учитель организует подведение итогов. Которое включает в себя не только повторное формулирование гипотезы обучающихся о предполагаемом содержании конкретной книги, но и привлечение внимания детей к проблеме самостоятельного выбора книги для чтения. Ведь они только что потренировались сделать всё для того, чтобы этот выбор в каждом конкретном случае был наиболее удачным. Групповая технология даёт: · каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера · возможность самоутвердиться · даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.