Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация проектной деятельности в начальной школе. | Ложкина Наталья Юрьевна. Работа №299244

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ложкина Наталья Юрьевна
В статье раскрыта необходимость использования образовательной технологии. Что такое метод проекта? Какова история развития метода проекта? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? (определение, назначение, продукты проекта, типы проектов, этапы работы над проектами). В статье есть ответы на данные вопросы.

В статье рассказано, как метод проектной деятельности реализуется в учебно-методическом комплексе "Планета Знаний", какие существуют  результаты использования данного метода.

 

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Сегодня, когда идёт реализация комплексного подхода в образовании, роль учителя не только дать младшим школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве. В школе нужно развивать каждого ребёнка и формировать активную позицию ученика. Для начального звена школьного обучения решение этой задачи особенно важно, так как отечественные психологи (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Д.Б, Эльконин) считают, что для детей 7-10 лет учебная деятельность является ведущей в психическом развитии. Поэтому активизация новых технологий помогает подходить к детям дифференцированно, развивает творческую деятельность и в рамках урока, и во внеурочной деятельности. В связи с этим, я обратилась к методу проектов.

Что же такое метод проектов? В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется, что проект – это

Разработанный план сооружения, устройства;

Предварительный текст документа;

Замысел, план.

В педагогике метод проектов не является новым. Он возник в 1920 г. В США. Назывался он метод проблем. Американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, организовывать деятельность ученика с учётом его личных интересов. Параллельно идеи проектного обучения возникли в России. Педагог С. Т. Шацкий в 1905 г. организовал творческую группу, которая использовала проектные методы в практике преподавания. В 1980-1990 г. г. в современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться в связи с реформированием школьного образования.

В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют ученикам приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

расширять кругозор в различных областя

х

знаний;

находить источники информации;

извлекать информацию к теме;

планировать работу над проектом;

уметь работать в группе;

доводить дело до конца.

Продуктами проекта могут быть: рисунок, поделка, рассказ, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель. макет.

Для начальной школы выделяют типы проектов:

информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления);

ролево-игровые

(участники берут на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

творческие (предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов: конкурс, театрализация, произведение изобразительного искусства);

исследовательские (включает обоснование актуальности темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы и её проверка, обсуждение результатов).

Этапы работы над проектами:

Мотивационный.

Учитель пробуждает интерес к теме проекта. Она должна вызвать интерес учеников. Началом работы может быть притча, сказка, видеоролик. Затем учитель создаёт проблему, отсюда вытекают цель и задача проекта.

Планирующий-подготовительный

.

Учитель организовывает деятельность детей. Если проект групповой, то нужно организовать детей в группы. Если нужно, то определяется роль каждого члена группы. На этом этапе устанавливаются критерии оценки результата.

Информационно-операционный.

Ученики из разных источников собирают материал, выполняют проект. Учитель наблюдает, направляет. Сам является информационным источником, помогает тем, чьих знаний и умений пока не хватает.

Рефлексивно-оценочный.

Ученики представляют проекты. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны. Учитель учит детей излагать свои мысли, выстраивать логически связно сообщение, использовать наглядность, артистические умения, умение отвечать на незапланированные вопросы. Учитель даёт оценку. Поэтому важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. За успешное завершение проекта выделяются номинации: «нужный проект», «весёлый проект», «красочный проект» и т.д.

УМК «Планета знаний» включает в себя проектную деятельность. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. УМК учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников. Темы проектов связаны с содержанием учебных предметов, они посильны пониманию ребёнка. Ведь чем младше ребёнок, тем проще проект. В учебниках есть страницы, которые помогают организовать работу над проектом.

Проектные страницы предлагают:

А) ряд тем;

Б) источники информации;

В) варианты возможных проектов.

Рабочие тетради так же включают рубрику «Работа над проектом», включены проекты по следующим темам:

Моя любимая буква.

Любимое число.

Словарик антонимов.

Знание-сила.

Устное народное творчество.

Жизнь леса.

Результаты педагогического опыта показали оптимальность метода проектов. Организация проектной деятельности не только повышает мотивацию к учению и уровень знаний. Но и помогает формировать у учеников компетентность и успешность в жизни.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×