Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Автор: Холстинина Алевтина Николаевна

 

Организация проектной и исследовательской деятельности

 

обучающихся

 

 Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют развития новых педагогических технологий, развивающих навыки самостоятельного движения в информационных полях, самоопределения, умения добывать и применять знания.

Исследовательская и проектная деятельность способствует развитию склонностей и способностей конкретного обучаемого в форме индивидуальной работы: занятий, консультаций, семинаров, конференций.

Исследования и проекты как педагогическая технология применялась на уроках  и внеурочное время в школе №29 и в лицее №12. Взаимодействие учителя с ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки.

Проекты разнообразны в зависимости от обозначенных целей  и задач, актуальности и методов обработки результатов.

Исследовательские методы требуют хорошо продуманной структуры, экспериментальных и опытных работ. Это «Биоритмы и их значение» - 9 класс; «Достижения генетики и биотехнологии» - 10 класс.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – «Бактерии» в 6, 10 классах дают возможность найти источники информации, обработать их и сделать аргументированные выводы. Результаты – в виде реферата или доклада для одноклассников в зависимости от возраста и возможностей ученика.

Среди ролевых методов можно назвать проект «Экология г.Екатеринбурга», где ученики 11 класса работая в группах выбирали роли демографов, экологов,  транспортников, историков и с интересом решали сложные задачи.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты ориентированы на социальные интересы самих участников, четкие выводы и оформление работы. Здесь важно поэтапное  обсуждение, презентация полученных результатов. Это проекты «Сон и сновидения» 7 класс; «Близнецы. Реальность и суеверие» 9 класс; «Память как биологическая функция организма» 8 класс; «Алкоголизм как социальная проблема» 10 класс.

По признаку «предметно-содержательная» область выделяют два типа проектов. Монопроекты, которые проводятся в рамках одного предмета. В 11 классе «Биоразнообразие», «Охрана природы и перспективы рационального природопользования по Уралу». Проводится медиапрезентация по проектам. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и затрагивают достаточно сложную проблему. Например, «Ароматерапия», «Ферменты», «Проблемы подросткового возраста», «Алкоголизм как социальная проблема».

По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от одного до нескольких месяцев).

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

В реальной практике проекты имеют чаще всего смешанный тип, который имеет признаки исследовательских и творческих работ. В творческих проектах предполагается наличие основных этапов характерных для исследования: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы.

Темы и проблемы проектных исследований подбираются в соответствии с личностью обучающегося, его склонностями и способностями. Необходимо заинтересовать детей в работе над проектом, определить мотивацию для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Значение проектной и исследовательской деятельности учащихся очень велико, так как в процессе работы формируются следующие элементы:

Мыследеятельностные: целеполагание и формирование задачи, постановка вопроса, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм презентации, подготовка письменного отчета.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы, находить компромисс.

Поисковые: находить информацию по каталогам, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Посредством технологий проектно-исследовательской деятельности можно управлять качеством образования и создать условия для самореализации учащихся и учителя. 


Список использованной литературы

 

 

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. - М; 2008 г.

     

    2. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов /Авт.-сост. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина.– Великий Новгород, 2002.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x