Организация написания курсовых работ в рамках ПМ 02 «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» по МДК 02.02. Разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства на специальности 21.02.04Землеустройство ☼
Автор: Дмитриева Юлия Николаевна
Современные условия диктуют жесткие требования: рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие не только профессиональной компетентностью, но и такими качествами как коммуникабельность, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, умение избегать конфликтов и конфликтных ситуаций, работоспособность, постоянное самосовершенствование, достижение новых поставленных целей.
Эти и многие другие качества формируются в процессе всего курса обучения в колледже, но особый упор на их развитие происходит в период освоения междисциплинарных курсов в рамках профессиональных модулей.
Деятельность землеустроителя в конкретном сельскохозяйственном предприятии связана с разработкой проектов внутрихозяйственного землеустройства. В процессе освоения МДК Разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства предусмотрена курсовая работа, которая носит практико-ориентированный характер.
Курсовая работа проводится на 3 курсе в 6 семестре. Объем работы составляет 20 часов. Обеспечение процесса: ноутбуки, выход в сеть интернет, сведения о хозяйстве.
Целью курсовой работы является проведение анализа территории конкретного сельскохозяйственного предприятия или хозяйства, которое является действующим на момент составления работы.
Задачи:
- поиск и сбор данных о хозяйстве;
-обследование территории;
- определение специализации хозяйства;
- выявление соотношения сельскохозяйственных угодий;
- установление перспектив развития хозяйства.
Задача преподавателя:
- научить применять требования при оформлении текстовой и графической документации;
- закрепить навыки по сбору,систематизации и анализу текстовых данных и оформлению планово-картографического материала землепользования, полученные в процессе освоения МДК.
При составлении задания на курсовую работу ежегодно провожу анализ современного состояния сельскохозяйственных предприятий юга Красноярского края, выявляю их местоположение, специализацию, основные экономические показатели.
Написание курсовой работы, проводится в несколько этапов:
- Подготовительные работы– студентам, за полгода до начала курсовой работы выдается: задание на курсовую работу,на основании которого осуществляется сбор данных о хозяйстве(текстовая документация, планово-картографический материал).
- Выезд на предприятие и землеустроительное обследование территории – включающие осмотр территории, выявление состояния инфраструктуры, существующего поголовья скота, определение специализации хозяйства, основных пунктов сбыта продукции.
- Анализ состояния и определение перспектив развития хозяйства – заключается в изучении природно-климатических условий (климата, рельефа, почв, растительности, гидрографии), структуры сельскохозяйственных угодий (определение процентного соотношения пашни, пастбищ, сенокосов, многолетних насаждений) и расчете площадей. При изучении природно-климатических условий используются не только сведения о хозяйстве, но и анализируются интернет-ресурсы, учебная литература, на основании чего формируется представление о дальнейшем развитии сельскохозяйственного предприятия, определяются перспективы его развития (увеличение поголовья, за счет имеющихся пастбищных массивов, развитие овощеводческой, полеводческой или кормопроизводческой специализации, определение системы севооборотов в хозяйстве).
-Оформление графической части – включает подготовку чертежа землеустроительного обследования, с окраской угодий и зарамочным оформлением. Планово-картографический материал используется при защите работы, а также может быть взят за основу при подготовке выпускной квалификационной работы – проекта внутрихозяйственного землеустройства.
- Защита работы – проходит публично, студент активно использует при докладе не только планово-картографический материал, но и слайдовую презентацию, в которой отображает основные цели, задачи, этапы работы, а также результат, которого он достиг по завершению анализа.
При написании курсовой работы каждый студент получает заданиепо конкретному предприятию. В наличии есть сведения по 18 сельскохозяйственным предприятиям, в числе которых есть такие хозяйства как ЗАО «Сибирь-1» и ООО «Ильичевское», Шушенского района, ООО «Эдем», Краснотуранского района, ООО «Ермак» и ООО «Горный» Ермаковского района, АО «Нива» Бейского района, остальные предприятия находятся либо на стадии реорганизации, либо на стадии банкротства. Но использование данных об этих хозяйствах не исключается, т.к. студенты должны выполнить анализ причин реорганизации или банкротства, наметив перспективы уже на этапе межхозяйственного землеустройства – выделение земельных участков под личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерские хозяйства.
Курсовая работа оформляется в виде текстового документа, при написании которого учитываются требования, применимые при разработке ВКР, к работе подкрепляется чертеж. Студенты сдают доклад и презентацию преподавателю в электронном виде.
В ходе написания курсовой работы у студента:
- формируется представление о требованиях, предъявляемых при оформлении текстовой и графической документации, их применении на этапе написания ВКР;
- развивается навык публичных выступлений, самостоятельность при поиске необходимой информации.
Результаты защиты курсовой работы в период с 2013-2016 г. следующие:
| 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Ау | 96% | 96% | 100% |
Ку | 57% | 68% | 90% |
Сб | 3,81 | 3,83 | 4,3 |
Практико-ориентированность курсовой работы позволяет:
- формировать навык взаимодействия с потенциальными работодателями;
- создает необходимые условия для формирования умений, навыков, общих и профессиональных компетенций, необходимых для выпускников специальности «Землеустройство»:
ПК 1. Подготавливать материалы изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.