Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности и основные проблемы подросткового периода | Антонина Егоровна Яковенко. Работа №334389

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Переходный возраст является самым трудным и сложным из всех детских возрастов. В этом возрасте наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Настроение подростков подвержено резким эмоциональным перепадам. Происходит переход  от детства к взрослости. Изменения во внешности также влияют на характер и поведение подростков. Они преживают из-за этого и порой не понимают что с ними происходит.  В статье описаны основные проблемы подросткового периода. Также рассказывается об особенностях в поведении подростков в период взросления.  

Особенности и основные проблемы подросткового периода

 

Подростковый возраст – это возраст, который относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Главная особенность подросткового возраста - резкие изменения, затрагивающие все стороны жизни. В этот период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием, настроение подростков подвержено резким перепадам. Это может приводить к ухудшению дисциплины. Важнейшими чертами подросткового возраста являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость. Подростки стараются продемонстрировать себя, свою взрослость, удовлетворяя потребности в самопознании и самоутверждении, но они не всегда знают, как понять других. Это может затруднять взаимодействие с родителями, педагогами и друг с другом.

Подросткам трудно с собой, и порой внутренний хаос начинает прорываться наружу. На уроках в школе, в окружающем социуме ведут себя демонстративно, игнорируют требования педагогов, родителей и взрослых людей со стороны, проявляют негативизм. В этот период ухудшается качество учебной деятельности, проявляются различные нарушения в поведении, низкий уровень умения противостоять негативным внешним факторам, неумение строить контакты в социуме.

Переходный период самый трудный и сложный из всех детских возрастов. На данном этапе происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения.

У подростков также ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т.д.

Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на различные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

Именно в этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы. Их значение в становлении личности подростка снижается и усиливается влияние сверстников. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением. Это могут быть спортивные секции и кружковая занятость, но могут быть и такие места, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с близкими, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Таким образом, семейные взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяются отношения со старшими членами семьи, в которых из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно меняется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения. К сожалению, в неблагоприятных условиях это может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.

Внешность для подростка также имеет очень большое значение. Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него также характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Из наблюдений и бесед с несовершеннолетними можно выделить основные проблемы:

- высокий уровень тревожности

- проблемы с адаптацией в социуме

- недостаточное развитие навыков общения со сверстниками

- низкий уровень учебной мотивации

Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально адаптированный человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×