Название статьи:
Особенности изучения басни на уроках литературы обучающимися с ЗПР | Русакова Ольга Владимировна. Работа №270435
Дата публикации:
19.04.2021
Автор:
Русакова Ольга Владимировна
Описание:
Автор: Русакова Ольга Владимировна
В статье описываются особенности изучения басни в 5 классе обучающимися с ЗПР. Учебник: Литература 5 класс, Коровина В.Я. Москва, Просвещение, 2020 год
Особенности изучения басни на уроках литературы обучающимися с ЗПР
Басня — это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующий лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Характерной особенностью басен является то, что в них содержится афористически сформулированный вывод, мораль, нравоучение, которое может и подразумеваться.
Изучение басен в 5 классе обучающимися с ЗПР имеет большое воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Обучающиеся знакомятся с баснями А.П.Сумарокова Кокушка, И.И.Дмитриева Муха и басней И.А.Крылова Волк на псарне. В этих трех баснях действующими лицами в основном являются и птицы, и насекомые, и животные. Сюжет их прост, состоит из двух-трех эпизодов с острой ситуацией и быстрым развитием действия, что позволяет пятиклассникам ярко представить себе происходящее и определить свое отношение к персонажам.
Психологические и педагогические исследования показали, что детям с ЗПР сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: “...иная басня... есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель”. Именно такой подход к изучению басен в 5 классе детям с ЗПР и должен принять за основу учитель.
Первая басня, с которой знакомятся пятиклассники, — “Кокушка” А.П.Сумарокова. Это несложное произведение напоминает собой разговор двух персонажей и довольно легко воспринимается и осмысливается детьми. Беседы с учащимися после чтения басни свидетельствуют о том, что все пятиклассники уясняют предметную сторону произведения, т. е. последовательность событий, соотносят поступки с действующими лицами.
С помощью учителя школьники должны понять и подтекст басни, т. е. внутреннее содержание произведения, -которое кроется за событиями и поступками героев. В беседе после чтения басни из ответов учащихся на вопросы: Каким термином можно определить разговор кукушки и грача? О чьих песнях на самом деле хочет услышать кукушка? — выявляется характер поступков героев и то, почему они совершаются. Затем поступки героев оцениваются детьми. Объясняя мотивы поступков героев, учащиеся говорят чаще всего так: “Кукушка хочет услышать хорошие слова о её пении”.
В дальнейшей работе необходимо подвести школьников к раскрытию смысла басни, помочь им понять, ради чего совершается поступок героя, выразить к нему свое отношение. Уясняя главную мысль произведения, учащиеся делают вывод о том, что “Кукушка поет очень плохо, но хочет прослыть хорошей певицей и сама себя нахваливает”.
Необходимо отметить, что в этой басне обобщающий вывод имеет непосредственно очевидный характер. Вопрос: Какой человеческий порок осуждает баснописец А.П. Сумароков?
Как видим, в 5 классе с ЗПР содержание басен и работа с ними уже требует понимания аллегорического смысла. Недостаточно, чтобы пятиклассники поняли конкретные события, которые описываются в произведении, но и услышали главную его мысль, т. е. сделали вывод, вытекающий из этих событий и поступков персонажей.
Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.
Для того чтобы дети смогли выразительно прочитать басню, учитель предлагает им условно разделить ее на части:
мораль басни (читают как совет писателя людям);
экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события (читают, как бырассказывая какую-то историю);
развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читаютстрочку медленно, с досадой);
кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и остановиться,—
развязка (Кокушка говорит: Коль люди без ума, Так я могу сплести хвалу себе сама.)
При знакомстве детей с басней И.И.Дмитриева Муха приводятся в систему знания учащихся, о басне как о литературном жанре. С помощью учителя пятиклассники вспоминают, что такое басня, какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.
Басню Муха школьники читают после небольшой предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому проникновению в смысл текста.
Работа над текстом басни начинается с выявления тех эмоциональных реакций, которые она вызвала у детей. Содержание басни вызывает у ребят смех, они чувствуют ее глубокий подтекст. При этом преобладает эстетическое восприятие текста: понимая смысл произведения, учащиеся стремятся осознать его художественную функцию, учатся за словами видеть образ, реальную жизнь.
Муха, Бык, аллегория (иносказание) которых составляет их специфику. За конкретными образами героев и их действиями учащимся необходимо понять и осознать мораль этих басен.
Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И.И. Дмитриеве как о баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества. Затем учитель читает басню И. Крылова Муха.
При работе над текстом басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего живописность сцен, выражений, образы. Поэтому работа над этой басней вначале ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся концентрируется на образах двух персонажей — Быка и Мухи.
После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя пятиклассников от сюжетной основы басни:
1. Все ли слова этой басни вам понятны?
Каких людей имеет в виду И.И.Дмитриев в выражении из басни Муха :
Случалось ли подчас вам слышать, господа: Мы сбили! Мы решили!?
Для басни И.И.Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. После трудового дня уставший и обессилевший бык идет домой, тащится, еле-еле передвигает ноги. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввел выражение поднявши нос.
Размышляя о прочитанном, можно задать такие вопросы:
Какие слова в тексте басни указывают на то, как относится автор к Быку и Мухе?
Является ли выражение мы пахали многозначным?
Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу?
Ребятам предлагается выучить басню наизусть.
Самым ярким и великим баснописцем можно назвать Ивана Андреевича Крылова.
Его басни обучающиеся читают, начиная с начальных классов.
С басней “Ворона и Лисица”дети уже знакомились в начальной школе. Она более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя.
Понимание ключевых слов басни — лесть, льстец, царь-птица, вещунья, каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже приоткрыть ее подтекст.
После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров художественного слова или учителя.
Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни и определить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой целью подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты, сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновенно происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И. Крылов осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из-за стремления к почестям и славе, из-за любви к похвалам.
Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно предложить нарисовать несколько рисунков, соответствующих определенным строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 1-2 рисунка. На следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст, иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу каждой группы.
Басня Волк на псарне была впервые напечатана в журнале Сын Отечества, ч. I, №2, в октябре 1812 года. Оригинальный сюжет этой басни основан на одном из ключевых эпизодов Отечественной войны 1812 года.
Действие басни происходит на псарне, куда по ошибке попал Волк, собиравшийся похитить овцу из овчарни. Псы моментально учуяли хищника и подняли шум. На этот шум прибежали псари и закрыли ворота, отрезав волку путь к отступлению.
Увидев, что выбраться из ловушки нет возможности, Волк пытался вести переговоры с псами, напоминая, что он приходится им дальним родственником. Волк клятвенно пообещал больше никогда не воровать овец и даже защищать их от других хищников. В ответ на речи Волка Ловчий сказал, что он хорошо знает волчью натуру и не собирается идти на мировую. После этого Ловчий спустил на Волка стаю гончих псов.
Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России.
Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне. Общий план военных действий, сообщенный Кутузову из Петербурга еще в начале сентября, заключался в том, чтобы действовать в тылу Наполеона, затрудняя отступление. Князь Волконский, присланный для получения от Кутузова объяснения его действий, доносил императору, что Наполеону трудно будет выбраться из России.
Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира.
Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который запер Наполеона в Москве, как в ловушке. По свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: а я, приятель, сед, полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.
Ты сер, а я, приятель, сед — эта фраза показывает, что Крылов в своем Ловчем ценил преимущественно и даже, может, исключительно хитрость. Такой взгляд баснописца на главнокомандующего вполне оправдывается многими историческими данными. Перед отъездом Кутузова в армию, один из его родственников имел нескромность спросить: Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона? Кутузов отвечал: Нет. А обмануть надеюсь. Почти то же самое сказал он во время Тарутинской стоянки: Разбить меня может Наполеон, а обмануть — нет. Кутузов не поддался на хитрые речи Наполеона и в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России.
Из басни Волк на псарне видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал все, что происходило. В басне Крылов выразил чувство национальной обиды и справедливую жажду мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии, под влиянием басни Волк на псарне родилась пословица Поджал хвост, что волк на псарне, занесенная в сборник Даля.
При изучении басни можно использовать такие виды заданий: выразительное чтение по ролям, описание внешности, характера Ловчего.
После прочтения можно задать вопросы:
1.Как характеры Ловчего и Волка передаются через их речь?
Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?
Можно провести работу с иллюстрациями к басне. Объяснить слова и выражения, непонятные современному человеку (хлева, лад, общий лад, ворота на запор и т. д.
Итак, в систему изучения жанра басни в 5 ЗПР классе положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Учет имеющихся у школьников знаний, умений и навыков и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.
Учитель русского языка и литературы Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск Русакова Ольга Владимировна.
Скачать работу
Басня — это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующий лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Характерной особенностью басен является то, что в них содержится афористически сформулированный вывод, мораль, нравоучение, которое может и подразумеваться.
Изучение басен в 5 классе обучающимися с ЗПР имеет большое воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Обучающиеся знакомятся с баснями А.П.Сумарокова Кокушка, И.И.Дмитриева Муха и басней И.А.Крылова Волк на псарне. В этих трех баснях действующими лицами в основном являются и птицы, и насекомые, и животные. Сюжет их прост, состоит из двух-трех эпизодов с острой ситуацией и быстрым развитием действия, что позволяет пятиклассникам ярко представить себе происходящее и определить свое отношение к персонажам.
Психологические и педагогические исследования показали, что детям с ЗПР сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: “...иная басня... есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель”. Именно такой подход к изучению басен в 5 классе детям с ЗПР и должен принять за основу учитель.
Первая басня, с которой знакомятся пятиклассники, — “Кокушка” А.П.Сумарокова. Это несложное произведение напоминает собой разговор двух персонажей и довольно легко воспринимается и осмысливается детьми. Беседы с учащимися после чтения басни свидетельствуют о том, что все пятиклассники уясняют предметную сторону произведения, т. е. последовательность событий, соотносят поступки с действующими лицами.
С помощью учителя школьники должны понять и подтекст басни, т. е. внутреннее содержание произведения, -которое кроется за событиями и поступками героев. В беседе после чтения басни из ответов учащихся на вопросы: Каким термином можно определить разговор кукушки и грача? О чьих песнях на самом деле хочет услышать кукушка? — выявляется характер поступков героев и то, почему они совершаются. Затем поступки героев оцениваются детьми. Объясняя мотивы поступков героев, учащиеся говорят чаще всего так: “Кукушка хочет услышать хорошие слова о её пении”.
В дальнейшей работе необходимо подвести школьников к раскрытию смысла басни, помочь им понять, ради чего совершается поступок героя, выразить к нему свое отношение. Уясняя главную мысль произведения, учащиеся делают вывод о том, что “Кукушка поет очень плохо, но хочет прослыть хорошей певицей и сама себя нахваливает”.
Необходимо отметить, что в этой басне обобщающий вывод имеет непосредственно очевидный характер. Вопрос: Какой человеческий порок осуждает баснописец А.П. Сумароков?
Как видим, в 5 классе с ЗПР содержание басен и работа с ними уже требует понимания аллегорического смысла. Недостаточно, чтобы пятиклассники поняли конкретные события, которые описываются в произведении, но и услышали главную его мысль, т. е. сделали вывод, вытекающий из этих событий и поступков персонажей.
Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.
Для того чтобы дети смогли выразительно прочитать басню, учитель предлагает им условно разделить ее на части:
мораль басни (читают как совет писателя людям);
экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события (читают, как бырассказывая какую-то историю);
развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читаютстрочку медленно, с досадой);
кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и остановиться,—
развязка (Кокушка говорит: Коль люди без ума, Так я могу сплести хвалу себе сама.)
При знакомстве детей с басней И.И.Дмитриева Муха приводятся в систему знания учащихся, о басне как о литературном жанре. С помощью учителя пятиклассники вспоминают, что такое басня, какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.
Басню Муха школьники читают после небольшой предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому проникновению в смысл текста.
Работа над текстом басни начинается с выявления тех эмоциональных реакций, которые она вызвала у детей. Содержание басни вызывает у ребят смех, они чувствуют ее глубокий подтекст. При этом преобладает эстетическое восприятие текста: понимая смысл произведения, учащиеся стремятся осознать его художественную функцию, учатся за словами видеть образ, реальную жизнь.
Муха, Бык, аллегория (иносказание) которых составляет их специфику. За конкретными образами героев и их действиями учащимся необходимо понять и осознать мораль этих басен.
Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И.И. Дмитриеве как о баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества. Затем учитель читает басню И. Крылова Муха.
При работе над текстом басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего живописность сцен, выражений, образы. Поэтому работа над этой басней вначале ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся концентрируется на образах двух персонажей — Быка и Мухи.
После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя пятиклассников от сюжетной основы басни:
1. Все ли слова этой басни вам понятны?
Каких людей имеет в виду И.И.Дмитриев в выражении из басни Муха :
Случалось ли подчас вам слышать, господа: Мы сбили! Мы решили!?
Для басни И.И.Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. После трудового дня уставший и обессилевший бык идет домой, тащится, еле-еле передвигает ноги. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввел выражение поднявши нос.
Размышляя о прочитанном, можно задать такие вопросы:
Какие слова в тексте басни указывают на то, как относится автор к Быку и Мухе?
Является ли выражение мы пахали многозначным?
Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу?
Ребятам предлагается выучить басню наизусть.
Самым ярким и великим баснописцем можно назвать Ивана Андреевича Крылова.
Его басни обучающиеся читают, начиная с начальных классов.
С басней “Ворона и Лисица”дети уже знакомились в начальной школе. Она более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя.
Понимание ключевых слов басни — лесть, льстец, царь-птица, вещунья, каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже приоткрыть ее подтекст.
После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров художественного слова или учителя.
Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни и определить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой целью подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты, сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновенно происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И. Крылов осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из-за стремления к почестям и славе, из-за любви к похвалам.
Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно предложить нарисовать несколько рисунков, соответствующих определенным строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 1-2 рисунка. На следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст, иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу каждой группы.
Басня Волк на псарне была впервые напечатана в журнале Сын Отечества, ч. I, №2, в октябре 1812 года. Оригинальный сюжет этой басни основан на одном из ключевых эпизодов Отечественной войны 1812 года.
Действие басни происходит на псарне, куда по ошибке попал Волк, собиравшийся похитить овцу из овчарни. Псы моментально учуяли хищника и подняли шум. На этот шум прибежали псари и закрыли ворота, отрезав волку путь к отступлению.
Увидев, что выбраться из ловушки нет возможности, Волк пытался вести переговоры с псами, напоминая, что он приходится им дальним родственником. Волк клятвенно пообещал больше никогда не воровать овец и даже защищать их от других хищников. В ответ на речи Волка Ловчий сказал, что он хорошо знает волчью натуру и не собирается идти на мировую. После этого Ловчий спустил на Волка стаю гончих псов.
Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России.
Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне. Общий план военных действий, сообщенный Кутузову из Петербурга еще в начале сентября, заключался в том, чтобы действовать в тылу Наполеона, затрудняя отступление. Князь Волконский, присланный для получения от Кутузова объяснения его действий, доносил императору, что Наполеону трудно будет выбраться из России.
Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира.
Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который запер Наполеона в Москве, как в ловушке. По свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: а я, приятель, сед, полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.
Ты сер, а я, приятель, сед — эта фраза показывает, что Крылов в своем Ловчем ценил преимущественно и даже, может, исключительно хитрость. Такой взгляд баснописца на главнокомандующего вполне оправдывается многими историческими данными. Перед отъездом Кутузова в армию, один из его родственников имел нескромность спросить: Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона? Кутузов отвечал: Нет. А обмануть надеюсь. Почти то же самое сказал он во время Тарутинской стоянки: Разбить меня может Наполеон, а обмануть — нет. Кутузов не поддался на хитрые речи Наполеона и в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России.
Из басни Волк на псарне видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал все, что происходило. В басне Крылов выразил чувство национальной обиды и справедливую жажду мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии, под влиянием басни Волк на псарне родилась пословица Поджал хвост, что волк на псарне, занесенная в сборник Даля.
При изучении басни можно использовать такие виды заданий: выразительное чтение по ролям, описание внешности, характера Ловчего.
После прочтения можно задать вопросы:
1.Как характеры Ловчего и Волка передаются через их речь?
Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?
Можно провести работу с иллюстрациями к басне. Объяснить слова и выражения, непонятные современному человеку (хлева, лад, общий лад, ворота на запор и т. д.
Итак, в систему изучения жанра басни в 5 ЗПР классе положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Учет имеющихся у школьников знаний, умений и навыков и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.
Учитель русского языка и литературы Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск Русакова Ольга Владимировна.