Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ | Маслова Марина Мирзохидовна. Работа №363496
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается значимость логопедической коррекции в комплексной системе обучения и воспитания таких детей. Анализируются современные методы и подходы, используемые в коррекционной педагогике, а также приводятся исследования ведущих специалистов в данной области. Статья предназначена для логопедов, дефектологов, педагогов коррекционных школ и всех заинтересованных в эффективном обучении детей с ОВЗ.
Ключевые слова: логопед, коррекционная педагогика, дети с ОВЗ, речевые нарушения, индивидуальный подход, инклюзивное образование, коррекционные технологии.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Маслова Марина Мирзохидовна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Коррекционная школа "Надежда" города Южно-Сахалинска"
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается значимость логопедической коррекции в комплексной системе обучения и воспитания таких детей. Анализируются современные методы и подходы, используемые в коррекционной педагогике, а также приводятся исследования ведущих специалистов в данной области. Статья предназначена для логопедов, дефектологов, педагогов коррекционных школ и всех заинтересованных в эффективном обучении детей с ОВЗ.
Ключевые слова: логопед, коррекционная педагогика, дети с ОВЗ, речевые нарушения, индивидуальный подход, инклюзивное образование, коррекционные технологии.
Работа учителя-логопеда в коррекционной школе является важным элементом в системе специального образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто имеют различные речевые нарушения, которые препятствуют их полноценному обучению, социализации и развитию. Логопедическая коррекция направлена на устранение или минимизацию речевых нарушений, что способствует успешной интеграции ребенка в образовательную среду и общество в целом.
Дети с ОВЗ могут иметь различные формы речевых нарушений, среди которых наиболее распространенными являются:
Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной иннервации органов речи.
Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное органическими поражениями нервной системы.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон головного мозга.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи.
Афазия – утрата ранее сформированной речи в результате поражения головного мозга.
Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) – специфические расстройства, препятствующие освоению навыков чтения и письма.
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ строится на нескольких ключевых принципах:
Индивидуальный подход – учет особенностей речевого развития каждого ребенка, его когнитивных возможностей и эмоционального состояния.
Комплексный подход – взаимодействие логопеда с другими специалистами (психологами, дефектологами, неврологами, педагогами).
Системность и последовательность – логопедическая работа проводится поэтапно, от диагностики до закрепления навыков.
Игровой метод – использование игровых упражнений и техник для повышения мотивации детей.
К эффективным методам коррекционной работы относятся:
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Сенсомоторные упражнения.
Логопедический массаж.
Применение мультимедийных технологий в обучении.
Рассмотрим особенности работы с разными категориями детей с ОВЗ. У детей с нарушением слуха важно развивать остаточный слух, использовать жестовую речь, тактильные методики. Важную роль играет работа по формированию фонематического слуха и постановке артикуляции.
Для детей с нарушением интеллекта необходимо упрощение материала, многократное повторение, использование визуализации, ритмических упражнений. Логопедическая работа с детьми с ДЦП направлена на коррекцию артикуляционных и дыхательных нарушений, развитие мелкой моторики. Основное внимание в работе с детьми с аутизмом уделяется развитию коммуникации, социализации, обучению альтернативным методам общения (картинки, жесты).
Ведущие исследователи в области логопедии, такие как Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, подчеркивают значимость ранней диагностики и комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Современные исследования показывают, что сочетание традиционных методов с цифровыми технологиями (логопедические приложения, интерактивные игры) повышает эффективность работы с детьми с ОВЗ.
В заключение можно отметить, что работа учителя-логопеда в коррекционной школе требует высокой квалификации, терпения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Современные методы и технологии позволяют повысить эффективность коррекционной работы и помочь детям с ОВЗ адаптироваться в образовательной среде и обществе. Важно продолжать научные исследования и внедрять новые методики для повышения качества логопедической помощи.
Список литературы:
Бабакова Е. Н., Зотьева Е. Н., Киселёва Е. В. Коррекционное сопровождение обучающихся с ОВЗ: взаимодействие специалистов школьного психолого-педагогического консилиума // Теория и практика современной науки.
2023. №8 (98). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-vzaimodeystvie-spetsialistov-shkolnogo-psihologo-pedagogicheskogo-konsiliuma
Пивоварова Е.В., Колганов С.Н. Нейропсихологические занятия с детьми. – 2 ч. Ч.1. –
М.:АЙРИС
– пресс, 2015
Стрельникова А. С, Веселкова Е. А. Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-1.