Особенности разработки и реализации социальных проектов | Кожевникова Елена Александровна. Работа №274296
Автор: Кожевникова Елена Александровна
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Метод проектов даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.
Подробнее хотелось бы остановиться на социальных проектах.
Социальный проект
Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт:
направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);
предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
командный характер работы над проектом;
проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Цель социального проектирования – привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами.
Основные задачи:
а) повышение уровня культуры учащихся за счет получения дополнительной информации;
б) формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе;
в) закрепление навыков командной работы;
г) совершенствование полезных социальных умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.)
Этапы (шаги) социального проекта:
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
7. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
8. Проведение запланированных мероприятий.
9. Подготовка к защите проекта.
10. Презентация (защита проекта).
11. Анализ результатов работы.
I. Разработка социального проекта
Этап 1 (шаг 1) Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Этап 3 (шаг 3) Определение целей, задач социального проекта
Этап 4 (шаг 4) Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
Этап 5 (шаг 5) Определение необходимых ресурсов и составление бюджета
II. Практическая реализация проекта
Этап 6 (шаг 6) Поиск деловых партнеров.
Этап 7 (шаг 7) Проведение переговоров. Получение необходимых ресурсов
Этап 8 (шаг 8) Проведение запланированных мероприятий
III. Итоги работы над проектом
Этап 9 (шаг 9) Подготовка к защите проекта
Этап 10 (шаг 10) Презентация (защита) проекта
Этап 11 (шаг 11) Анализ результатов работы
Основные разделы текста проект
1. Название проекта – должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
2. Название организации – исполнителя – название, адрес, телефон, адрес электронной почты.
3. Авторы проекта - учащиеся
Руководитель (куратор) проекта - педагог
4. География проекта – территория реализации проекта, участники проекта.
5. Сроки выполнения проекта – если проект проходит по этапам , указываются сроки выполнения каждой его стадии.
6. Актуальность проекта – определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект.
7. Цель и задачи проекта.
8. Содержание и механизм реализации – подробно прописывается, в каких направлениях каким образом, когда, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Самой важной частью механизма реализации является план. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям. Указываются конкретные сроки проведения мероприятий.
9. Предполагаемые результаты. Это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. Результаты должны соответствовать цели и задачам проекта.
10. Перспективы развития проекта. Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.
11. Финансовое обоснование проекта. (Бюджет, ресурсы)
Проектная деятельность положительно оценивается и педагогами и учащимися. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной педагогике.
Кожевникова Елена Александровна,
методист МУ ДО ЦДТ, Г.о. Подольск Московская обл.
Особенности разработки и реализации социальных проектов
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.
Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта.
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы.
Метод проектов даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами.
Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно -
деятельностный
подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.
Подробнее хотелось бы остановиться на социальных проектах.
Социальный проект
Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт:
направленность проекта на решение
остро-значимых социальных
проблем
;
осуществление в процессе
проектной деятельности
перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к
локальному
(на уровне школы, микрорайона, города
);
предложение и обоснование
реальных путей решения
рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
командный характер работы
над проектом;
проведение в рамках работы над проектом
социологического исследования
в том или ином виде;
осуществление
взаимодействия с общественностью и властными структурами
, направленного на достижение целей проекта.
Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:
социальные
явления
(например, алкоголизм, курение,
игромания
, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
социальные отношения
(например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
социальные институты, их деятельность
(различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
социальная среда
(места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).
Цель социального проектирования – привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами.
Основные задачи:
а) повышение уровня культуры учащихся за счет получения дополнительной информации;
б) формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе;
в) закрепление навыков командной работы;
г) совершенствование полезных социальных умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.)
Этапы (шаги) социального проекта:
Изучение общественного
м
нения и определение актуальной
социальной проблемы.
Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Определение целей и задач социального проекта.
Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
Проведение
запланированных
мероприятий.
Подготовка к защите проекта.
Презентация (защита проекта).
Анализ результатов работы.
I. Разработка социального проекта
Этап 1 (шаг 1) Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы.
Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения материалов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.
Этап 3 (шаг 3) Определение целей, задач социального проекта
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того, как будет сформулирована цель проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают её. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленной цели. От четкости и осознанности формулировок цели и задач проекта будет зависеть его успех.
Этап 4 (шаг 4) Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реализации
Этап 5 (шаг 5) Определение необходимых ресурсов и составление бюджета
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация. В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы.
II. Практическая реализация проекта
Этап 6 (шаг 6) Поиск деловых партнеров.
После того, как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству.
Этап 7 (шаг 7) Проведение переговоров. Получение необходимых ресурсов
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
Этап 8 (шаг 8) Проведение запланированных мероприятий
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий. Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.
III. Итоги работы над проектом
Этап 9 (шаг 9) Подготовка к защите проекта
Весь собранный материал надо сгруппировать в портфель команды. Он состоит из двух разделов: Демонстрационного и документального.
Демонстрационный раздел. Можно оформить в виде презентации , которая будет включать фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно представлять окружающим суть данного проекта.
Документальный раздел. Готовится папка документов, где логика работы над проектом представлена более полно и доказательно.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления .
Этап 10 (шаг 10) Презентация (защита) проекта
В рамках этого этапа происходит устная защита проекта , где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Этап 11 (шаг 11) Анализ результатов работы
Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
- Какой была атмосфера проведения социального проекта?
- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
- Чему научились в ходе реализации проекта?
- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
Основные разделы текста проекта
Название проекта
– должно быть броским
, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
Название организации
–
исполнителя
– название, адрес, телефон, адрес электронной почты.
Авторы проекта
-
учащиеся
Руководитель (куратор) проекта - педагог
География проекта
– территория реализации проекта, участники проекта.
Сроки выполнения проекта
– если проект проходит по этапам
,
указываются сроки выполнения каждой его стадии.
Актуальность проекта
– определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект.
Цель и задачи проекта.
Содержание и механизм реализации
–
подробно прописывается
,
в каких направлениях каким образом, когда, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Самой важной частью механизма реализации является план. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям. Указываются конкретные сроки проведения мероприятий.
Предполагаемые
результаты.
Это
то, что предполагалось
достичь, воплотив проект в жизнь. Результаты должны соответствовать
цели и
задачам проекта.
Перспективы развития проекта
.
Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.
Финансовое обоснование проекта.
(Бюджет, ресурсы)
Проектная деятельность положительно оценивается и педагогами и учащимися. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной педагогике.
Типичные ошибки при социальном проектировании
1. Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп.
2. Переоценка своих сил и возможностей проектной группы.
3. Провозглашение «красивой» идеи без дальнейших усилий по ее реализации, то есть без доведения до практических результатов.
4. Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
5. Неправильно сформулированные цели и задачи; начало деятельности по проекту не от проблематики к цели, а от цели к проблеме; не продуманы этапы реализации проекта.
Одним из важных моментов в использовании социального проектирования является определение критериев оценки проекта. В качестве примерных могут быть предложены следующие критерии:
Социальная значимость проблемы
Самостоятельность суждений, выработанных в ходе работы над проектом
Научный кругозор и теоретическая грамотность
Нестандартность и оригинальность решений
Логичность и последовательность
Обоснованность суждений
Реалистичность
Грамотность оформления результатов работы.