ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В СПО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ☼
Автор: Корнеева Наталья Михайловна
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА В СПО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Если вы действительно хотите чего-то добиться – беритесь и делайте.
Сэр Ричард Брэнсон, предприниматель, основатель корпорации
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором обучающийся является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Данный подход лежит в основе ФГОС. Главный результат образования на сегодняшний день – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к продуктивной деятельности в той сфере, в которой он себя реализует и способность адаптироваться в социуме.
Поэтому современное производство и общество предъявляют к выпускникам средних профессиональных учебных заведений ряд требований, связанных с формированием профессиональных и общих компетенций. Достичь желаемых результатов при подготовке конкурентоспособного возможно только используя систему образования и производства.
Основным направлением данной деятельности является решение задач поставленных образовательным учреждением и работодателем.
Основной формой социального партнерства являются участие работодателей в деятельности учебного заведения.
В рамках взаимодействия выделяют следующие направления:
- осуществление стратегии развития учебного заведения с использованием механизмов взаимодействия техникума и работодателей, позволяющих формировать государственный заказ в соответствии с требованиями работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительные материальные ресурсы;
- обеспечение стажировок для преподавателей и руководителей практик на предприятиях работодателей с целью усовершенствования профессиональных компетенций и ознакомления с новыми технологиями производства;
- обеспечение обучающимся выполнение лабораторно-практических занятий и прохождение практик на производстве;
- привлечение работодателей к экспертной оценке выпускников при ГИА.
Процесс обучения в ГБПОУ «ПАПТ» по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» основывается на принципе тесного сотрудничества с работодателями наиболее крупной хлебопекарной промышленности г.Перми. Это ООО «Первый хлеб», ОАО «Покровский хлеб».
Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство - это социальная проблема. Но ее выявление и осознание всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходимо раскрыть интересы сторон (табл.1).
Таблица 1. Интересы сторон социального партнерства
| Учебное заведение | Партнер (предприятие) | Обучающийся |
Значимость социальной проблемы | База для обучения без дополнительных финансовых затрат, стажировка преподавателей спец.дисциплин (мастеров производственного обучения) | Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена то требованию предприятия | Место обучения, практики, стажировки |
Установление интересов | Трудоустройство выпускников, конкурентоспособность на рынке труда | Обновление персонала предприятия | Рабочее место после получения образования |
Формулирование целей и задач | Цель: подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного рынком труда Задачи: - создание современной материально-технической базы; - кадровое обеспечение, обеспечение стажировок преподавателей; - привлечение работодателей к разработке рабочих программ на основе ФГОС СПО; - совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования; - прогнозирование и определение потребностей в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена; - экспертная или независимая оценка выпускников работодателями; - содействие работодателей в трудоустройстве выпускников. | ||
Правила действий в процессе сотрудничества | 1- Организация круглого стола с работодателем, обсуждение форм проведения занятий, заключение договоров; 2- Экскурсия на предприятие; 3- Проведение лабораторно-практических занятий по междисциплинарным курсам (МДК) на базе предприятия; 4- Учебная и производственная практика по профессиональным модулям (ПМ) на базе предприятия; 5- Квалификационный экзамен на базе предприятия. |
Социальное взаимодействие с работодателями обеспечивает не только , но и обучение на материально-технической базе предприятия, оборудованной современной техникой.
В рамках взаимодействия проводятся круглые столы, согласование с работодателями учебных планов, по которым ведется подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Представители работодателей участвуют в проведении квалификационных экзаменов, государственной итоговой аттестации выпускников (в качестве председателей и членов комиссии).
Методические указания для лабораторно- практических работ, учебной и производственной практики определяют структуру и последовательность проведения занятий на предприятии, что позволяет студенту приобрести первоначальные умения и практический опыт в рамках формирования ПК.
Чтобы стать востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, кроме профессиональных компетенций, будущий специалист должен овладеть и общими компетенциями. Освоение ФГОС по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий" рассматривает формирование в частности таких компетенций, как:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий…
При организации и проведении занятий на предприятии обучающиеся включаются в процесс реального производства, выполняют трудовые функции в команде, выстраивают отношения с руководителями и коллегами, несут ответственность за качество выполняемых работ.
Таким образом, последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность обучения и обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития обучающихся, способствует формированию общих и освоению профессиональных компетенций.
Список литературы:
1. Журнал «Наука и образование: новое время» № 6, 2015г
2. Интернет источник : «»
3. КонсультантПлюс ФГОС СПО по специальности 19.02.03 технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий