Особенности речи у младших школьников как психолого- педагогическая проблема.

Автор: Мозжегорова Стелла Александровна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Экскурс в историю данной проблемы позволяет определить речь как правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции. Речью же называют и конкретные случаи использования знаков языка.

Обучать ребенка речи – значит помогать ему усваивать (запоминать) «материю языка» (тренировать органы речи), облегчать понимание смысла знаков языка – лексического и грамматического (тренировать интеллект), учить выражать оценку реальности с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства); облегчать запоминание литературной нормы, т.е. традиции употребления (сочетаемости и возможности взаимозаменяемости) языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений), их звукового и графического оформления, тренировать память.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в школьном возрасте и рассматривается в современном школьном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познания окружающего мира, развитием личности в целом.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, памяти, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовой культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развития устной монологической речи в школьном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни ребёнка содержится в трудах С. Полоцкого (1629 – 1680), А.Д. Кантимира (1708 – 1744), А.П. Сумарокова (1717 – 1777). Особая роль в  обучении русских детей на родном языке принадлежат М.В. Ломоносову (1711 – 1765), осуществившему реформу русского языка и выступавшему за национальное образование и воспитание на родном языке. Видные деятели в области народного просвещения, литературы: И.И. Бецкой (1704 – 1795), Н.И. Новиков (1744 – 1818), А.Н. Радищев (1749 – 1802), О.Е. Гугель (1804 – 1842), В.Ф. Одоевский (1803 – 1869), А.И. Герцен (1812 – 1870), В.Г. Белинский (1811 – 1848), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861) настойчиво боролись за воспитание и обучение детей с ранних лет на родном языке.

Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежат К.Д. Ушинскому (1824 – 1870). Он доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения.

К.Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку. Преподавание отечественного языка имеет три цели:

·                   развитие дара слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи;

·                   усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

·                   усвоение грамматики, или логики языка.

В исследованиях, выделяются 3 основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи школьников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во – первых структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во – вторых функциональная (формирование навыков владения языком его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в – третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Проблема развития речи школьников была и остаётся в центре внимания психологов и педагогов, в настоящее время она разработана достаточно полно. Исследования по разным проблемам развития речи в школьном возрасте подтвердили необходимость изучения закономерности и особенности становления речи школьников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи, обучению языку. Это формирование у школьников разных  структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);

·                   элементарного осознания явления языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);

·                    языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразовании, синтаксиса);

·                   речевой активности, воспитания интереса и внимания к родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью  система     последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает:

·                   отбор речевого содержания, доступного для ребёнка-младшего школьника, и его методическое обеспечение

·                   вычленение приоритетных линий освоении речи (в словаре это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений, в монологической речи- развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

·                   уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

·                   преемственность содержания и методов речевой работы  между дошкольными учреждениями и начальной школой;

·                   выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

·                   взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребёнком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение следующих вопросов: взаимодействия языка и речи, развитие языковой способности как основы овладения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ребёнка – школьником; особенности развития речи – устной и письменной, диалогической и  монологической – в разных типах высказываний (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.

Согласно А. А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется  целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения  умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти звуковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, ещё не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое даёт ребёнку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличать правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово, какому-то классу явлений языка, уже известных ему, то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка. Оно развивается и тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывании.

Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления младших школьников – наглядно-действенное и наглядно-логическое, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.

Исследования психологов доказали, что овладение языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Поэтому необходимо формировать осознание явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольников. Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказано во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связано рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, события), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные выражения и использовать разнообразные средства для  связи не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отображает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи младших школьников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности, как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которая проявляется в выборе языковых, изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа задуманного ребенка.

Обучение младших школьников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нрав сенного воспитания. Здесь существенное виляние оказывает, прежде всего, воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Обучение младших школьников родному языку, развитие речи предоставляют богатые возможности для решения задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (перессказыванию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, высокий уровень развития речи младших школьников включает:

·      владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

·      развитую культуру общения, умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;

·      знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

·      умение читать (элементарное владение грамотой).

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x