Особенности социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Автор: Тухикова Сусанна Маргосовна

Особенности социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

     Особенно остро ситуация складывается в детских домах и интернатах для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

     Социальное развитие детей с легкими формами психического недоразвития происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близким взрослым, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам.

            Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их назначение. У этих детей к 3м годам не формируются представления о себе и о своем «Я».

            Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и самообслуживания. Поскольку у детей с легкими формами умственной отсталости отсутствует потребность во взаимодействии с новыми людьми, у них своевременно не формируется естественная потребность подражать сверстникам.

     Без специальной социализирующей работы ребенок с интеллектуальной недоразвитием оказывается дезадаптированным, что отражается, прежде всего, на его поведении.

     Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования представлений о семье, функционале её членов, определения социальных ролей: по половому и возрастному признакам.

    Обязательна организация и проведение бесед, занятий, экскурсий по ознакомлению  с окружающей действительностью.

       Примерная тематика циклов бесед и занятий с детьми:

Ø Социальные эталоны поведения ребенка в различных ситуациях.

Ø Семья и особенности взаимоотношений между членами семьи. Роль членов семьи.

Ø Положительные образы мальчика и девочки, мужчины и женщины, мужа и жены.

Ø Профессии.

Ø Особенности общения между людьми в общественных местах.

 

      

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x