Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование коммуникативной технологии физкультурного образования в процессе освоения основных видов движений (ОВД) старшими дошкольниками ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шкурова Светлана Александровна

В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.

Что же такое коммуникация?

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Возникает вопрос, а что подразумевается под словом информация?

Информация – это первоначальные сведения, передаваемые одними людьми другим устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи и приёма этих сведений. Информация является основой педагогической коммуникации. Значимость информации для результативности воспитательно-образовательного процесса, в том, чтобы «создать такие условия, чтобы ребенок захотел знать и уметь, пропустив через себя необходимую информацию».

Основными условиями успешности овладения дошкольниками движениями (информацией) на занятиях по физической культуре являются:

 Личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком на основе полноценной реализации функций педагогической коммуникации;

 Качество ППРС, созданной взрослым для организации и проведения занятий;

 Рациональная форма проведения занятия, учитывающая этапность овладения детьми движениями;

 Отбор доступного детям данного возраста двигательного содержания, использование эффективных методов и приемов в зависимости от степени их здоровья и физической подготовленности.

Наша задача рассмотреть более детально первое условие успешности овладения дошкольниками ОВД на занятиях по физической культуре.

Исходя из специфики движений детей 5-6 лет и особенностей их формирования в условиях специально организованного обучения, необходимо сделать следующие выводы:

1. Занятия по физической культуре являются ведущей формой обучения детей ОВД;

2. Физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста предполагают варьирование способов взаимодействия педагога с ними на основе изменения содержания функций педагогической коммуникации;

3. Изменение характера взаимодействия педагога с ребенком на занятии по физической культуре влечет повышение качества занятий и, как следствие, обеспечит успешность овладения ребенком движениями.

Наиболее часто в процессе физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста используются следующие формы проведения занятий:

• Занятие традиционной структуры – обучающего характера. Используется в основном на начальном этапе овладения ребенком движением (первый этап);

• Занятие-тренировка – закрепляющего характера. Используется на этапе совершенствования движения, когда у ребенка сформирован двигательный навык и есть возможность на его основе наращивать амплитуду движения, регулировать нагрузку, формируя физические качества и свойства дошкольника (второй этап);

• Занятие сюжетного характера – уровень двигательного творчества, создание образа тела на основе имеющихся двигательных навыков и моторного опыта (третий этап);

• Занятие-игра – закрепление умения использовать движения в игровой ситуации, проявлять физические и морально-волевые качества (третий этап).

Естественно, что формы организации физкультурных занятий, направленные на повышение работоспособности у детей, будут более эффективными при реализации коммуникативной технологии физкультурного образования, при выполнении педагогом необходимых коммуникативных функций.

Наиболее значимыми функциями педагогической коммуникации являются:

 Информационная (получение информации о начале и конце движения, его качественных и количественных параметрах, ориентация в пространстве и пр.);

 Эмоционально-экспрессивная (выражение лица, интонации, выразительность движений педагога и т. п.);

 Управляющая (управление педагогом собой в процессе коммуникации и воздействия на детей с целью получения результата от коммуникации).

 

Использование коммуникативного подхода в процессе освоения ОВД старшими дошкольниками проходит в четыре этапа:

 

1 этап: Планирование педагогической коммуникации занятий по физической культуре и взаимодействие педагога с детьми в их организации и проведении.

 

На данном этапе необходимо, прежде всего, освоить способы и средства педагогической коммуникации. Особое внимание надо уделить невербальным средствам и способам, что позволит успешно варьировать информативное содержание занятий по физкультуре, учитывая форму проведения занятия, этап обучения, психологические особенности детей. При планировании занятий по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста необходимо подробно прописывать содержание коммуникативного взаимодействия – со стороны педагога и предполагаемого – со стороны детей, так как коммуникация процесс двусторонний. Такое планирование требует тщательной подготовки, работы над собой, продумывания содержания взаимодействия на занятии.

В целом, алгоритм планирования будет выглядеть следующим образом:

1. Форма проведения занятия.

2. Функции педагогической коммуникации.

3. Содержание педагогической коммуникации, реализуемое педагогом.

 

Рассмотрим алгоритм планирования педагогической коммуникации на примере занятия традиционной структуры. 

Функции и содержание педагогической коммуникации:

 Информационная функция

Вербальная: Подробное объяснение техники движений, сопровождаемое показом. Объем передаваемой информации - максимальный. Использование в речи большого количества прилагательных, характеризующих данное движение. Дифференциация характера информации в зависимости от темпа ее усвоения разными детьми. Используемые команды носят характер сообщения (развернутые), например: ”С правой ноги, шагом марш!” 

Невербальная: Целостный показ движения. Детальный показ основы техники и деталей техники движения. Обязательны подкрепляющие жесты. Голос педагога ровный, спокойный, четкое членение фраз. Использование такесики для формирования мышечного чувства. Использование схем, моделей, видеозаписи в качестве дополнительной информации.

 

 Экспрессивно-эмоциональная функция

Вербальная: Использование в речи информации об успешности овладения ребенком движением, использование превосходных степеней прилагательных.

Невербальная: Использование музыки во время разминки, в качестве положительного настроя на выполнение основных движений; выразительность и легкость выполнения педагогом показа техники выполнения движения; энергичность и уверенность движений педагога.

 

 Управляющая функция

Вербальная: Использует внутреннюю речь для коррекции своих движений, особенно во время показа детям. Регулирует поведение детей, давая им информацию о смене частей занятия или смене снарядов. При разделении детей на подгруппы объясняет задачи работы над движениями в каждой подгруппе, используя сопроводительные пояснения, указания.

Невербальная: Меняет характер своих движений, информируя детей о смене движения, использует проксемику (при передаче информации о месте и времени начала и конца движения), подкрепляющие жесты, регулирующие поведение детей. 

 

2 этап: Взаимодействие с коллегами и родителями по реализации коммуникативных моделей на занятиях по физической культуре.

Для решения задач педагогической коммуникации на занятиях по физической культуре совместно с музыкальным руководителем мы подбираем музыкальное сопровождение для сюжетных занятий. Например, для сюжетного занятия «Цирк» было использовано музыкальное произведение К. Сен-Санса «Карнавал животных», особую ценность оно представляет тем, что не содержит словесного сопровождения. Также были подобраны песенки, помогающие ребёнку понять и пережить эмоциональное состояние изображаемого объекта. На занятиях с музыкальным сопровождением у детей ярче проявляется эмоциональная отзывчивость. Если упражнение выполняется под музыку, то словесное сопровождение не используется. В таком случае используем схемы, звуковые сигналы (хлопок в ладоши). С воспитателями групп старшего дошкольного возраста, каждое занятие продумывается не только по содержанию, но и по созданию мотивации овладения движениями. Также совместно с воспитателями прописываются варианты реализации функций педагогической коммуникации. А для реализации образовательных задач инструктор совместно с воспитателем подбирает соответствующее оборудование, которое помогает детям выполнить каждое задание, упражнение качественно. Немаловажное значение имеет тесное сотрудничество с родителями. Владея педагогической коммуникацией, родители создают мотивацию ребёнку на физическую активность, на работу над своей моторикой и координацией.

3 этап: Подбор пособий и оборудования к обеспечению результативного взаимодействия с детьми на занятиях по физической культуре.

Системный подход к организации ППРС предполагает учет всех его составляющих. Всё оборудование и инвентарь должны отвечать современным требованиям эстетики, гигиены и безопасности детей при их использовании. Цветовой режим в физкультурном зале может меняться в соответствии с содержательной тематикой занятия. Предметы-ориентиры для выполнения тех или иных действий и перемещения в пространстве, могут быть различными по свойствам (геометрический вид, цвет, размер, текстура). Использование материала с различными фактурами способствуют развитию тактильных ощущений и обогащают палитру восприятий ребёнка. В своей работе по внедрению педагогической коммуникации я использую не только оборудование фабричного производства, но и пособия, сделанные своими руками и руками родителей. 

4 этап: Результативность работы.

Благодаря сочетанию правильно подобранного двигательного содержания и продуманной модели педагогической коммуникации удаётся достичь хороших результатов в решении задач занятий по физической культуре. Дети, находившиеся на низком и среднем уровне овладения ОВД, стали активней воспринимать предполагаемую инструктором коммуникативную модель. Что способствует повышению результативности занятий, более успешного овладения ребенком двигательной и интеллектуально-познавательной деятельностью, и как следствие, повышения его физической подготовленности и обеспечения целостного развития его личности.

Выводы по результатам работы позволяют мне, как инструктору по физической культуре, проектировать содержание коммуникативной технологии физкультурного образования дошкольников так, чтобы каждый ребёнок нашёл себе занятие по душе, сообразуясь со своими физическими возможностями, интересами и потребностями.

Ссылки на источники:

1. А. А. Чеменева. Коммуникативная технология физкультурного образования в подготовке к школе детей 5-7 лет. Методическое пособие, НИРО, г. Н. Новгород, 2009г.

2. А. А. Чеменева, О. А. Ушакова-Славолюбова. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2013г.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×