Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Открытый урок "Особенности разбора музыкальных произведений в классе синтезатора" | Галина Николаевна Четвертнева. Работа №239217

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Галина Николаевна Четвертнева
В процессе проведения открытого урока в классе синтезатора раскрываются особенности разбора пьесы И.Корнелюка "Город,которого нет". Подробно изложен ход работы на начальном этапе разбора, используя специфику электронного инструмента.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская театральная школа

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по учебному предмету «Синтезатор» на тему:

«Особенности разбора музыкального произведения в классе синтезатора»

 

 

 

 

 

 

 

Провела: Г.Н.Четвертнева

преподаватель высшей категории

 

 

 

Волгодонск 2020 г.

 

Открытый урок по учебному предмету "Синтезатор"

 

Обучающийся: Лучин Иван (12 лет, 2 класс.)

 

Урок специальности в образовательном учреждении – это особый вид деятельности, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Цель урока: Показать общность и отличия при разборе музыкального произведения в классе синтезатора и классе фортепиано. Создание необходимой атмосферы и условий на уроке для вовлечения обучающегося в разбор нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

Показать использование

художественны

х

возможност

ей

синтезатора

при разборе музыкального произведения;

Использование

основных исполнительских приемов игры на синтезаторе и их практическое применение

в момент разбора нового произведения;

Развивающие:

Мотивация

к качественному первоначальному разбору музыкального произведения;

Подключение

воображения и творческого, образного мышления через

слуховое восприятие нового произведения во время исполнения его преподавателем;

Воспитательные:

Приобщение к творчеству

уже в первоначальном ознакомлении с произведением;

Обучить умению преодолевать технические сложности в работе с новым материалом;

Воспитание усидчивости, собранности на этапе разбора нового музыкального произведения;

Познавательные:

 

информация о создании произведения, композиторе, жанре музыки.

 

 

1. Тип урока: комбинированный

 

Методические приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), поиск решений при возникновении трудностей при разборе музыкального произведения, прямая и наводящая формы воздействия.

Структура урока:

Организация начала урока.

Сообщение темы урока и его цели и задачи.

Применение знаний и умений, полученных ранее, в разборе нового музыкального произведения.

Освоение и применение новых знаний и умений, встречающихся в разоре нового материала.

Подведение итогов урока.

Выводы. Заключение.

 

Ход урока.

1.Приветствие и представление обучающегося.

Добрый день. Рада приветствовать всех на нашем открытом уроке в классе синтезатора. Представляю вам ученика 2-го класса Лучина Владимира. У Вовы хорошие музыкальные данные, есть желание заниматься данным видом творчества. Вове 12 лет, старательный, прилежный, обладает хорошим музыкальным слухом, ритмичен, быстро выучивает и запоминает новый материал. Есть проблемы в исполнении, т.к. не достаточно времени уделяет домашней работе. Любит современную музыку.

2.Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока: «Особенности разбора музыкальных произведений в классе синтезатора». Данную работу мы покажем на примере популярной мелодии И. Корнелюка «Город, которого нет».

3.Работа над разбором нового произведения.

1. Исполнение преподавателем мелодии «Город, которого нет». Краткое знакомство с историей создания этой песни. Изначально пьеса была написана для голоса. Автор песни «Город, которого нет» Игорь Корнелюк утверждает, что, когда он писал музыку, не имел в виду какое-то конкретное место. Но благодаря сериалу «Бандитский Петербург», композиция ассоциируется именно с Северной столицей. Песня мгновенно стала шлягером (шлягер -популярная на какой-то период времени, модная песня с запоминающейся мелодией, обычно эстрадной, или вообще любое произведение различных жанров, пользующееся особой популярностью). Для лучшего понимания мелодии, песню можно послушать в интернете. Пьеса записана в инструментальном варианте в довольно простом переложении. Простота изложения дает возможность легко и доступно исполнять ее во 2 классе. Куплетная форма легко читается и понимается обучающимся. Это вступление, куплет, припев и окончание. Такая форма произведения четко делит пьесу и дает возможность творчески подойти к музыкальному материалу, поговорить о развитии музыкального произведения, поработать в области звукорежиссуры и т.д.

Перед тем, как начать разбор, определяем характер произведения, размер, тональность и нужный для игры штрих. Характер песенный, взволнованный, с нотками трагизма. Размер 4/4, тональность ре минор, ключевой знак си бемоль, штрих legato. Далее ученик читает нотный текст в свободном ритме и темпе. Когда Вова начнет уверенно произносить ноты, мы читаем нотный текст вместе, уже соблюдая ритмический рисунок. Следующий этап разбора - я играю мелодию, и мы вместе произносим нотный текст, затем эта же работа проводится в медленном темпе под ритммашину. Далее мы разбираем, что в нотном тексте ученику уже понятно, а что для него новое и не понятное. Вопрос вызывают триольные группы в куплете, которые ранее не встречались в пьесах. Объясняю, что триоль, это группа из трех восьмушек, которые необходимо успеть сыграть на один бит. Показываю под ритмическое сопровождение. Далее предлагаю ученику выполнить задание самому. Простота данного задания в том, что триольные группы во всей пьесе играются одинаковыми нотами – соль, ля, си бемоль. Вова отрабатывает триоли под ритммашину в среднем темпе, стараясь попадать точно в долю. Аппликатура в работе с триолями используется сразу та, которая останется в дальнейшем – 2,3,4 пальцы. Следующую трудность вызвал ритм из залигованных нот одной высоты четвертной и шестнадцатой длительности. Ранее похожий ритм встречался в пьесах, но длительности были крупнее. Опять же с помощью ритммашины и световых сигналов на панели синтезатора объясняю Вове, после какой доли следует играть группу шестнадцатых в первой фразе. Вначале ученик играет фразу без ритммашины, что бы усвоить точную аппликатуру. Затем в медленном темпе эту работу выполняет обучающийся с ритммашиной. Далее отрабатываем вторую фразу - в ней, помимо залигованных четвертной и шестнадцатой, есть триоль на четвертый бит. Когда и этот ритм будет усвоен обучающимся точной аппликатурой, переходим к работе над третьей фразой. Важно начать фразу с затакта, с четвертой доли, выдержать четвертную с точкой, точно выиграть триоли на третью и четвертую доли. Использую метод показа с комментариями, проигрывание вместе с обучающимся под ритммашину октавой выше. Четвертая фраза ритмически совпадает с третьей. Даю возможность Вове самому справиться с исполнительской задачей. В припеве ритмически ученику все понятно. Проставляем аппликатуру и отрабатываем вначале без ритммашины, а затем с ритмическим сопровождением. Во вступлении и окончании Вова видит новое обозначение 8----------- над первым тактом. Объясняю, что этот такт нужно сыграть октавой выше, а дальше продолжать играть ноты соответственно октаве, в которой они написаны. Показываю в медленном темпе без ритма и с ритмическим сопровождением. Вове важно научиться исполнять эту фразу связно, точной аппликатурой с подкладыванием первого пальца и ритмически точно.

Еще раз повторяем работу по частям. Подбираем тот темп для ритмического сопровождения, в котором ученику легко будет выполнять аппликатурные, ритмические и текстовые задачи.

Далее переходим к разбору гармонии в левой руке. Мы определили, что пьеса написана в тональности ре минор. Строим гармоническую последовательность в этой тональности-Т-S-D-D7-T, поскольку эти гармонии используются в аккомпанементе мелодии. Только вместо субдоминантового трезвучия используется септаккорд. Не знакомыми для Вовы являются две гармонии – малый мажорный септаккорд от си бемоль и уменьшенный септаккорд от ми. Разбираем принципы построения. Что бы построить малый мажорный септаккорд, нужно к мажорному трезвучию внизу добавить полутон, т.е. клавишу ля. Чтобы построить уменьшенный септаккорд, вначале строим ми минорное трезвучие, затем понижаем на полтона пятую ступень и добавляем внизу тон, т.е. клавишу ре. Далее прошу Вову несколько раз проиграть все гармонии по порядку без автоаккомпанемента в свободном режиме. Потом подбираем наиболее подходящий стиль из банка Ballad и в медленном темпе несколько раз проигрываем аккомпанемент с соблюдением долей. Затем несколько раз играем ансамблем - ученик аккомпанирует, преподаватель играет мелодию. Наверняка, не все поставленные задачи выполнены и усвоены обучающимся во время урока, поэтому домашнее задание – обязательно повторить и закрепить новый материал, придерживаясь той же последовательности в работе, что и в классе.

4.Подведение итогов.

Разбор музыкального произведения в классе синтезатора имеет свои специфические особенности. Очень важным аспектом является точное ритмическое исполнение, к чему обязывает игра в режиме автоаккомпанемента. Поэтому еще в стадии разбора мы используем разучивание мелодии с ритммашиной. Это и упрощает разучивание ритмического рисунка, способствует его пониманию и усвоению, и в то же время усложняет задачу - нужно выигрывать мелодию согласно долям в заданном темпе без малейшего отклонения в темпе. Применение автоаккомпанемента уже в стадии разбора, придает работе творческий характер, позволяет сразу услышать гармоническую составляющую произведения. Это, несомненно, помогает лучше усваивать музыкальный материал.

5. Выводы. Заключение.

Несмотря на то, что игра на синтезаторе и фортепиано имеют схожие моменты, такие как – постановка рук, посадка, общность клавиатуры, тем не менее, это принципиально разные инструменты. Клавиатура синтезатора имеет с фортепианной лишь внешнее сходство и не является единственным средством управления звука на синтезаторе. Исполнитель на синтезаторе имеет дело с семплированными голосами, громкость голоса может регулироваться MIDI-сообщением main volume, действиями портаменто, звуковым колесом pitch bend и т.д. Все эти связанные с компьютерной интерактивностью свойства обуславливают значительное облегчение техники игры. Выработка необходимых мышечных автоматизмов и достижение свободы исполнительских движений по - прежнему остаются в повестке дня. Но, по сравнению с фортепианно, характер действий исполнителя требует выработки специфических технических навыков.

Спасибо за внимание, наш урок окончен.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×