Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Отражение личности и эмоций на занятиях по литературе. | Морозова Олеся Сергеевна. Работа №363594

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Эмоциональный интеллект и способы его развития

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют?

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Дэниел Гоулманписатель, психолог, научный журналист (США)

Что такое эмоция?

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Как зарождается эмоция?

1.     Сначала приходит стимул из окружающего мира.

2.     Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоциональный интеллект и способы его развития

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют?

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Дэниел Гоулманписатель, психолог, научный журналист (США)

Что такое эмоция?

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Как зарождается эмоция?

Сначала приходит стимул из окружающего мира.

Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции

 Чувства

 Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады.

 Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.


Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?


Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.


Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.


Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.


Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:

Самосознание

Самоконтроль

Эмпатия

Управление отношениями

Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:

понимает свои эмоции;

знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;

умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;

стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;

умеет регулировать свои эмоции;

умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.

Человек с низким уровнем EQ:

конфликтен;

раздражителен;

нерешителен;

стремится держать все под контролем;

подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих».

Дэвид Р. Карузопсихолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

 

Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.

Эмоциональный интеллект в образовании: Развитие умений распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния учеников

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Для педагога развитие эмоционального интеллекта является одним из ключевых факторов успешной работы с учащимися. Умение педагога адекватно реагировать на эмоциональные состояния учеников помогает создавать позитивную учебную атмосферу, способствует улучшению взаимоотношений и мотивации учащихся. В образовательной среде, где внимание уделяется эмоциональному интеллекту, повышается успеваемость, развивается чувство эмпатии и доверия среди учеников. Ниже мы рассмотрим основные подходы к развитию ЭИ в образовании и навыки, которые необходимы для распознавания и корректного реагирования на эмоции учащихся.

1. Важность эмоционального интеллекта для учителя и ученика

Учителя, обладающие высоким уровнем ЭИ, способны распознавать не только явные, но и скрытые эмоциональные сигналы учеников, такие как беспокойство, напряжение или потерю интереса. Понимание эмоционального состояния класса позволяет вовремя корректировать подачу материала, помогать детям справляться с личными трудностями и снижать уровень стресса. Для учеников развитие эмоционального интеллекта также важно: они учатся осознавать и выражать свои чувства, что снижает риск возникновения конфликтов и способствует улучшению учебной деятельности.

2. Методы развития эмоционального интеллекта у педагогов

Чтобы эффективно распознавать и реагировать на эмоции учеников, учителя могут использовать несколько стратегий:

Тренинги и практические семинары по ЭИ. Регулярное участие в тренингах помогает педагогам развивать эмпатию, стрессоустойчивость и навыки самоконтроля. В таких тренингах учителя обучаются способам активного слушания, упражнениям на распознавание невербальных сигналов и техникам управления стрессом, что важно при работе с детьми разного возраста.

Рефлексия и самоанализ. Педагогам рекомендуется регулярно анализировать свои эмоции и реакции, чтобы лучше понимать их влияние на процесс обучения. Ведение личного дневника эмоций помогает в осмыслении ежедневного взаимодействия с учениками, выявлении трудностей и улучшении навыков управления эмоциями.

3. Техники для распознавания эмоциональных состояний учеников

Для успешного взаимодействия с классом педагог должен уметь различать эмоциональные сигналы учащихся и распознавать их эмоциональное состояние. Основные техники, которые могут помочь:

Наблюдение и анализ невербальных сигналов. Часто эмоции детей проявляются через невербальные сигналы: выражение лица, жесты, тон голоса и поза. Педагог, внимательно следящий за такими признаками, сможет вовремя заметить изменения в настроении или состоянии ребенка.

Активное слушание. Педагогу важно не просто слышать учеников, но и понимать их намерения и чувства. Техники активного слушания, такие как перефразирование, уточняющие вопросы и отражение эмоций, позволяют создать безопасное пространство, где ученики чувствуют себя услышанными и понятыми.

4. Создание эмоционально благоприятной среды в классе

Педагогу важно создать в классе такую атмосферу, где каждый ученик чувствует себя комфортно и уверен в том, что его поддержат и поймут. Для этого можно использовать:

 

Эмпатические игры и упражнения. Коллективные игры на развитие эмпатии помогают детям понять, как их действия влияют на других. Упражнения на самовыражение и обсуждение эмоциональных состояний учат детей открыто и честно говорить о своих чувствах.

Установление правил и ритуалов. Придерживание общих правил, таких как уважение к чувствам и потребностям каждого, позволяет избежать конфликтов и недопонимания. Регулярные ритуалы, например, обсуждение текущего настроения класса или проведение «кругов доверия», помогают детям открыться и сблизиться.

5. Управление сложными эмоциями учеников

На практике учителю часто приходится сталкиваться с эмоционально сложными ситуациями, такими как агрессия, раздражение или апатия учащихся. В этих случаях педагогу могут помочь следующие методы:

Методы позитивной психологии. Фокус на позитивных аспектах и использование похвалы помогает снизить напряжение и поддержать мотивацию учащихся, особенно в трудные моменты.

Развитие навыков самоконтроля у детей. Упражнения на дыхание, расслабление, а также техники «позитивной остановки» помогают детям осознавать и контролировать свои эмоции. Преподаватели могут обучить детей этим методам и напоминать о них в моменты стресса.

Эмоциональный интеллект — важный аспект успешного взаимодействия в образовании, который помогает создавать условия для продуктивного и комфортного обучения. Развивая у педагогов и учеников навыки распознавания и управления эмоциями, образовательные учреждения закладывают основу для благоприятного эмоционального климата, способствующего успеху в обучении. Интеграция ЭИ в образовательный процесс не только улучшает отношения между педагогом и учащимися, но и готовит детей к успешной жизни, полной понимания, эмпатии и самоконтроля.

Самоконтроль:

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают.

Практика «Общественный транспорт»

Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер .А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Практика «Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

В современном мире педагогический процесс переживает непрерывное развитие и преобразование. Одним из важных аспектов в этом процессе является учет эмоционального интеллекта (ЭИ) учащихся.Значение эмоционального интеллекта в образовании Эмоциональный интеллект играет ключевую роль в успешном обучении и социальной адаптации учащихся. Он влияет на их способность к обучению, адаптацию к новым условиям, развитие социальных навыков и формирование личностной идентичности. Ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта часто проявляют лучшие результаты в учебе, легче справляются с стрессом и конфликтами, успешнее взаимодействуют с окружающими. Влияние эмоционального интеллекта на успеваемость Эмоциональный интеллект имеет прямое влияние на успеваемость учащихся. Ученики с развитыми эмоциональными навыками чаще демонстрируют лучшие результаты в учебе. Это объясняется тем, что они лучше справляются со стрессом, более мотивированы к учебе и способны эффективнее управлять своим временем и ресурсами. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно лучше понимают эмоции других людей и способны эффективнее устанавливать и поддерживать социальные связи. Это помогает им лучше адаптироваться к коллективной обстановке в классе, участвовать в групповых проектах и совместных мероприятиях, а также решать конфликтные ситуации в межличностных отношениях. Влияние эмоционального интеллекта на формирование личности Эмоциональный интеллект играет важную роль в формировании личности учащихся. Он способствует развитию самосознания, саморегуляции и самоуважения, что является основой для здорового самоощущения и уверенности в себе. Ученики с развитым эмоциональным интеллектом обычно лучше понимают свои цели и потребности, что помогает им принимать осознанные решения в учебе и личной жизни.

Пути формирования эмоциональной грамотности учащихся

Учитель использует несколько способов  для эффективного формирования  эмоциональной грамотности ученика. Развитие самосознания и саморегуляции: Педагоги могут помогать учащимся осознавать свои эмоции, а также развивать навыки контроля за ними. Это может включать в себя тренировки по медитации, дыхательным практикам, техникам релаксации и другие методы. Обучение эмпатии и межличностным отношениям: Педагоги могут организовывать уроки, направленные на развитие эмпатии и умения понимать эмоции других людей. Это помогает учащимся лучше понимать своих одноклассников и участвовать в конструктивном взаимодействии. Использование эмоционально насыщенных учебных материалов: В процессе обучения педагоги могут использовать тексты, фильмы, игры и другие учебные материалы, которые вызывают эмоциональные реакции у учащихся. Это помогает им лучше понимать и запоминать учебный материал. Создание эмоционально поддерживающей образовательной среды: Педагоги могут создавать атмосферу доверия, поддержки и понимания в классе, что способствует развитию эмоционального интеллекта учащихся. Это может включать в себя проведение индивидуальных консультаций, групповых дискуссий и коллективных проектов. В современном образовании роль эмоционального интеллекта становится все более значимой. Педагоги играют важную роль в формировании эмоциональной грамотности учащихся, помогая им развивать навыки самосознания, эмпатии, саморегуляции и социального взаимодействия. Это способствует не только успеху в учебе, но и формированию гармоничной личности, способной успешно адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×