Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики рук у детей ☼ ☼
Автор: Пинатьева Анна Александровна
Нетрадиционное родительское собрание (мастер-класс) на тему: "Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики рук у детей"
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
План:
1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей.
2. Мастер-класс для родителей (показ правильного выполнения пальчиковых игр)
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада всех вас видеть.
Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из Вас может сказать для чего дети играют?
Ответы родителей - ...
Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.
Сегодня мы поговорим не просто о игре, а о игре пальчиками.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Этапы разучивания игр:
1. Сначала показываем игру малышу сами.
2. Затем показываем игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.
Для начала давайте разогреем ручки.
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
Растирание ладоней
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём»
- Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Ручки разлгрели. Идем дальше.
Очень интерестными являются игры с пальчиками по мотивам русских народных сказок. А вы слышали о таких играх?
Ответы родителей...
«Репка»
В огороде дедка репку посадил и водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
Рукавичка
Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям).
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
Рукавичку обронил. (Жест рукавичка)
Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала.( Жест «Рукавичка»).
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Мышку здесь никто не ждет?( Грозят пальцем).
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать.( Хлопки).
Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Звонко песенку поет? (Хлопки)
Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой).
Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки,
ладошки складывают в виде чашечки).
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки).
Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук).
Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка»).
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Звонко песенку поет? (Хлопки)
И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук).
Пирожками угостили. («Пекут» пирожки).
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево).
Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками).
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладощке).
Звонко песенку поет?( Хлопки)
Звери испугались.( Сжать пальцы в «замок»).
В страхе разбежались. (Развести руки в сторону).
Вам понравилось?
Ответы родителей ...
Как думаете вашим детям понравится играть дома вместе с вами?
Ответы...
Существует множество игр для пальчиков:
- игры с предметами: с массажными мячиками, игры с карандашами, игры с прищепками и тд.
Давайте мы с вами поиграем с помощью пришепок.
Игры с прищепками
- Мы весёлые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Следующая игра:
- Большой пальчик мы поймаем и немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем и немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем и немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем и немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем и немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)
А про такие пальчиковые игры вы слышали? Играли?
Ответы родителей ...
Мы подошли к заключительной части нашего собрания.Давайте подведем итоги.
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Я хочу Вас поблагодарить за то что вы не пожалели своего времени и пришли, за активное участие в проведении собрания и хочу пожелаеть Вам успехов в воспитании детей. Любите своих детей, берегите их,развивайте, а мы воспитатели Вам в этом поможем.
Всем желающим я могу раздать памятки с пальчиковыми играми. Играйте дома вместе с детьми. Досвидания.
Памятка для родителей.
Пальчиковые игры
1. По мотивам русских народных сказок.
«Репка»
В огороде дедка репку посадил и водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
Рукавичка
Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям).
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
Рукавичку обронил. (Жест рукавичка)
Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала.( Жест «Рукавичка»).
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Мышку здесь никто не ждет?( Грозят пальцем).
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать.( Хлопки).
Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Звонко песенку поет? (Хлопки)
Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой).
Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки,
ладошки складывают в виде чашечки).
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки).
Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук).
Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка»).
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладощке).
Звонко песенку поет? (Хлопки)
И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук).
Пирожками угостили. («Пекут» пирожки).
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево).
Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками).
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»).
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладощке).
Звонко песенку поет?( Хлопки)
Звери испугались.( Сжать пальцы в «замок»).
В страхе разбежались. (Развести руки в сторону).
2. Игры с камушками
С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
«Орехи»
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать
(Перебирать по кругу два камушка, зажав их в ладони).
- прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;
- прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
3. Игры с прищепками
- Мы весёлые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
- Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)