Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы" | Воронкова Ирина Анатольевна. Работа №206788

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Воронкова Ирина Анатольевна
Проанализировано влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников, описано содержание  произведений для чтения детям в разных возрастных группах

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной

литературы» в младшей группе………………………………………………….4

2. Содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной

литературы» в средней группе…………………………………………………...7

3. Содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной

литературы» в старшей и подготовительной группах………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время одной из самых актуальных задач дошкольного воспитания является формирование любви к Родине¸ к семье, к детскому саду, к родному городу, поселку, уважение к традициям и богатствам родного народа, почитание героев, что составляет основу патриотического воспитания.

В педагогических источниках патриотическое воспитание включается в структуру нравственного.

Российская система образования обеспечивает воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, которые уважают права и свободы личности, обладают высокой нравственностью, проявляя при этом национальную и религиозную терпимость. Об этом свидетельствует ФГОС от 17 октября 2013 года.

Для реализации образовательного стандарта наш детский сад осуществляет свою работу по программе «От рождения до школы». Большое внимание в программе уделяется воспитанию патриотических чувств дошкольников: «любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, а также выделяется направленность на поддержку традиционных ценностей, которые тесно связаны с патриотическими качествами: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру [5, С.11].

Рассмотрим содержание, методы и средства патриотического воспитания на разных возрастных этапах дошкольного возраста через образовательные области «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» на практике нашего ДОУ.

 

1.Содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в младшей группе

В содержании программы «От рождения до школы» в младшей группе детского сада отражены необходимость формирования опыта поведения в коллективе сверстников, эмоциональной отзывчивости (умении пожалеть, проявить заботу, помочь). Одной из задач патриотического воспитания в содержании программы в период раннего возраста является формирование внимательного и заботливого отношения к родителям и близким людям, выработка умения жить дружно, не ссориться, вместе пользоваться игрушками и книгами.

Для реализации этих задач мы организуем различные сюжетные игры, где требует проявить заботу, внимание, терпение. Учитывая возрастные особенности малышей, мы используем технологию Н.Ф. Тарловской: «Лисята» (мама-лиса гуляет в лесу с лисятами, лисята бегут к маме и др.). По истечении адаптационного периода вводим элементы сюжетно-ролевых игр.

Следующая грань патриотического воспитания детей младшей группы – формирование любви к детскому саду, к родному дому. Для этого мы организуем совместный выпуск коллажей («Моя комната», «Мой папа – солдат», «Мы играем» и др.).

В рамках образовательной области «Социализация» О.В Дыбина для организации НОД предлагает следующие темы, которые включены в нами в календарно-тематическое планирование: «Мама, папа, я – семья» (сентябрь), «Варвара-краса-длинная коса» (октябрь), «Наш зайчонок заболел» (март) и др. включающие знакомство с трудом родителей. Для воспитания уважения к труду работников детского сада, формирования бережного отношения к имуществу дошкольного учреждения организовываются НОД по тематике «Кто в домике живет» (октябрь), нацеленное на запоминание имен товарищей, их черт характера и особенностей поведения, «Что мы делаем в детском саду» (март), «Няня моет посуду», «Подарок для крокодила Гены» (май), целевое назначение которых – знакомство с трудом воспитателей и нянь, поваров в детском саду, воспитание уважение к их труду. В процессе проведения этих форм патриотического воспитания младших дошкольников используются экскурсии по детскому саду: на кухню, на прачку. Кроме того, для формирования любви к Родине, к родному края выделяется цикл НОД по методическим рекомендациям Дыбиной О.В. «Теремок», «Мой родной город»- НОД краеведческой направленности, нацеленные на знакомство детей с особенностями родного города: почему дома строят из дерева, название города и т.д.

Образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» авторы программы объединяют в содержательный блок «Речевое развитие». Раздел «Коммуникация» именуется как «Развитие речи» и включает задачи развития речи младших дошкольников как средства общения, формирование словаря детей, становление звуковой культуры и грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Основная задача области «Чтение художественной литературы», согласно программе «От рождения до школы» - это воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения и следить за развитием действий и развивать литературную речь.

В рамках образовательной области «Коммуникация» систематически проводятся беседы, направленные на воспитание патриотических чувств: «Моя семья», «Самое прекрасное слово на Земле», «Что мы делаем в детском саду», «Белая береза под моим окном», «Наш город» и др.

В структуре патриотического воспитания следует отметить подготовку к праздничным утренникам «Магазин игрушек» (утренник 8 Марта), совместное оформление с детьми и родителями патриотического уголка в группе. В младшей группе наш уголок содержит иллюстрации с изображениями природы родного края и страны в целом в разное время года, которые воспитатель рассматривает вместе с малышами, восхищаясь ее красотой и неповторимостью, постоянно ненавязчиво повторяя название страны, родного города.

В патриотическом уголке содержатся предметы народно-прикладного творчества: матрешки, глиняные игрушки, посуда гжельской, городецкой росписи и др., которые детьми рассматриваются и на доступном для младших дошкольников уровне проводятся описательные беседы.

В ходе знакомства с культурой русского народа мы читаем народные сказки, в разные режимные моменты заучиваем потешки, прибаутки, песенки. Нами осуществлена подборка литературных произведений, имеющих патриотическую направленность воспитания, русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса» и др., а также театрализация сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. с использованием различных видов театра. Персонажи кукольного, картонного театра представлены в русских народных костюмах. Большое внимание уделяем чтению и заучиванию стихотворений о природе родного края как классиков, так и современных авторов.

В связи с трудностью вывоза младших дошкольников на экскурсии за пределы детского сада, проводятся целевые прогулки на территории учреждения: к близлежащей улице, вокруг детского сада.

Вместе с родителями воспитанников нами подготовлен и реализован проект «Животные нашего края зимой», проведена природохраняемая акция, посвященная Международному дню птиц «Птичий домик», вместе созданы гербарий «Растения нашей местности».

К концу года дети запоминают название своей страны, города, различают членов своей семьи.

 

 

 

2. Содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в средней группе

Программа «От рождения до школы» в аспекте патриотического воспитания в рамках раздела «Социализация» ставит задачи формирования доброжелательных отношений между детьми в коллективных играх, в общении, а также воспитанию уважения ко взрослым: необходимость здороваться, прощаться, называть по имени-отчеству, вежливо выражать просьбу и т.д.

В нашем календарно-тематическом плане отражены проводимые НОД, направленные на формирование понятия семьи и родственных отношений, дружбы, армии, на знакомство с достопримечательностями города по тематике, предлагаемой О.В. Дыбиной и Н.В. Алешиной: «Моя семья», «Мои друзья», «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь», «Наша армия» , «Мой город» и др.

В рамках образовательной области «Социализация» в этом возрасте мы обращаем внимание детей, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, продолжаем знакомить с трудом работников детского сада путем экскурсий и наблюдений, а также впервые посещаем помещения других групп, привлекая детей при этом к заботе о самых маленьких: поиграть с ними, отдать подарки, сделанные своими руками, показать им сказку и т.д.

Систематически нами проводятся экскурсии по улицам города, памятникам архитектуры и искусства (храм, памятник императрицы Марии и т.д.), подчеркивая уникальность работы русских мастеров, в парки, любуясь красотой родного края. Мы подводим детей к выводу о том, что все созданное нашими предками нужно беречь для новых поколений.

Большое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе родной страны. Для выполнения этой задачи проводятся экскурсии в парк, наблюдения за природой родного края, участвуем в экологических акциях, например, «Покормим птиц зимой».

В рамках интегративного выполнения содержания патриотического воспитания нами предусмотрен проект «Письмо в сказочную страну», нацеленную на знакомство с профессией почтальона, а также сюжетно-ролевые игры «Наша армия», «Бабушка приехала», «Детский сад», создание фотоальбома «Мой родной город». В рамках области «Социализация» знакомим детей с традициями русского народа, организовывая праздники, например, «Наша Армия», к празднику 8 Марта приготовили инсценированную сказку-концерт «Колобок», а также в группе организовали фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

Программа «От рождения до школы» в части образовательной области «Коммуникация» в структуру патриотического воспитания можно включить развитие любознательности, выработка детей доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми, пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, способствовать развитию грамматического строя речи и звуковой культуры, работая над запоминанием наиболее общеупотребительных частей речи, отчетливым произношением слов. Эти задачи успешно интегрируются с патриотическим воспитанием. В процессе работы над развитием связной речи, как и предполагает программа, большое внимание уделяется обучение рассказыванию: описание предмета, картины, упражнение в составлении рассказов по картине, упражнение в умении пересказа.

Для выполнения поставленных задач нами запланирован цикл бесед, посвященных патриотическому воспитанию: беседа о младших членах семьи», рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и беседа по ее содержанию, «Помощники», «Достопримечательности родного города», «На земле, в небесах и на море» и др, а также рассматриваем помещенные в патриотическом уголке иллюстрации природы родного края, народных костюмов, знакомимся с предметами народно-прикладного творчества: дымковской игрушкой, хохломской росписью, матрешками.

Для приобщения детей к народным традициям мы знакомим их с русским национальным костюмом. Дети рассматривают игрушки, одетые в национальные костюмы: куклы мальчика и девочки, мы обращаем внимание на название деталей одежды: косоворотка, кокошник и др. В ходе чтения русских народных сказок, рассматриваем иллюстрации и обращаем внимание воспитанников на одежду героев. Особенно удачным, на наш взгляд, следует отметить иллюстрирование сказок художника Е. Рачева.

Подборка художественной литературы, направленной на патриотическое воспитание включает в себя подборку народных потешек, колыбельных, закличек, сказок, а также стихотворений разных авторов об армии, о природе, о победе в Великой Отечественной войне.

Итак, в результате систематической работы у детей среднего дошкольного возраста складываются представления о семье, о родственных связях, об особенностях труда людей в детском саду, о некоторых помещениях детского сада, о достопримечательностях родного города, а также представления о России как о большой и красивой стране, о талантливом русском народе, начинают формироваться умения бережного отношения к труду родственников, работников детского сада и других взрослых, а также чувство любви и гордости за свой город, свою страну, свой народ.

 

3. Содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в старшей и подготовительной группах

Как показывает анализ программы «От рождения до школы» , в составе патриотического воспитания старших дошкольников ставятся задачи «Социализации» следующие: воспитание уважительного отношения к окружающим, заботы о младших, расширять представления об обязанностях в группе, в детском саду, в семье, в стране, побуждать к использованию в речи фольклора (пословиц, поговорок, потешек и др)., показывая значение родного языка в формировании основ нравственности [5, С.50].

Система НОД по патриотическому воспитанию состоит из тематики, предлагаемых О.В. Дыбиной и Алешиной Н.В.: «Дружная семейка», «Глобус - модель Земли», «Мое Отечество – Россия», «К дедушке на ферму», «Космос», «Школа», «Защитники Земли русской» и др., а также разработан цикл НОД по окружающему миру, знакомящий с разными природными зонами России: Арктика, тундра, тайга и др, расширяя знания о неповторимости и своеобразии родной страны.

Старшие дошкольники являются участниками многих природоохранных акций, проводимых как в группе, детском саду, так и в городе: «Скажи полиэтиленовому пакету – нет», «Не рубите елочки», «Берегите птиц», «Аллея выпускников», а также в акциях социальной направленности «Никто не забыт, ничто не забыто» , посвященной ветеранам Великой Отечественной войны, «Подарки для защитников Отечества» и др.

В старшем дошкольном возрасте детям понимают, что взрослые члены

взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны помогать им: помыть посуду, постирать

какие-то свои мелкие вещи, подмести пол, полить комнатные растения и т.д. Мы привлекаем родителей к первому знакомству детей с родословным древом, к рассматриванию семейных альбомов, знакомству с историей семьи, тесно связанной с историей страны: кто воевал, кто служил в армии.

При знакомстве старших дошкольников с детским садом учим ориентироваться в помещениях, знакомить с трудом взрослых, учить благодарить их за заботу.

В старшем дошкольном возрасте содержательно обогащается работа по знакомству с родным городом: проводится много целевых прогулок по его улицам, особенно за территорией сада, знакомство с правилами поведения на улице и дорожными знаками, а также рассказы взрослых об истории родного города во взаимосвязи с историей страны.

В рамках патриотического воспитания, согласно требованиям программы, знакомим детей с краткой историей страны, рассказываем о том, что Россия – страна многонациональная, воспитывая у них уважение к традициям, особенностям быта других народов, знакомим с традициями и культурой русского народа, рассказываем о героях-земляках, прославивших страну, учим находить на карте и глобусе границы России, других стран, главные города государств. Главной своей задачей считаем – формирование понимания воспитанников, что все люди – жители одной планеты Земля, о которой мы должны заботиться. Для реализации перечисленных направлений патриотического воспитания в старшей и подготовительной группе мы организуем утренники: фольклорные праздники «Русская матрешка», «Масленница», тематические праздники «День защитника Отечества», «День Победы», «Мамин день» и др., проводим сюжетно-ролевые игры «На корабле», «Путешествие по родному городу», «Разведчики» и др. Запоминающимся для детей событием в жизни детского сада являются встреча с разными людьми: ветеранами войны, знаменитыми умельцами города и др.

Кроме того, совместно с родителями составлены и реализованы проекты «Герб нашего города», «Красная книга родного края» , «Хлеб – всему голова» и др.

Старшими дошкольниками совместно с родителями и педагогами оформлены альбомы «Родословное древо», «История нашей группы», изготовлены каталоги к имеющимся в уголке предметам декоративно-прикладного творчества: «Сине-голубая гжель», «Золотая хохлома» и др.

В рамках образовательной области «Коммуникация» специфическими задачами мы считаем побуждение детей делиться своими впечатлениями от просмотренных картин, иллюстраций, прослушанных сказок, песен, помогать употреблять в речи слова с четким соответствием со смыслом, отрабатывать интонационную выразительность речи, учить составлять простые и сложные предложения, использовать прямую и косвенную речь, развивать умения составлять рассказы из личного опыта и др.

Особенностями этих задач и объясняется включение в работу с детьми бесед патриотической тематики: «Они сражались за Родину», «Путешествие в космос», «Никто не забыт, ничто не забыто» (о памятниках, городах-героях), «Верные друзья пограничников – собаки».

При работе со старшими дошкольниками обогащается арсенал литературных произведений, нацеленных на патриотическое воспитание: «Летчики» А. Нехода, З. Александрова «Дозор», Ю. Коваль «Алый» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, патриотическое воспитание условно разделено нами на смысловые блоки: «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная страна». В педагогической практике мы используем разнообразные методы и приемы: беседы, рассказы, проектные, игровые методы и др.

Следует заметить, что в соответствии с ФГОС все образовательные области, в том числе «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» интегрируются между собой, что повышает эффективность воспитательно-развивающей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Приказ от 17 октября 2010 года №1155 «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»

Алешина Н.В.

Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа: Конспекты занятий. - М.: ЦГЛ 2005. – 112с.

Алешина Н.В. Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.: Конспекты занятий. - М.; ЦГЛ 2005. – 128с.

Алешина Н.В. Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью старшая и подготовительная группы: Конспекты занятий. - М.; ЦГЛ, 2005.- 246с

Веракса Н.Е., Васильева Т.С. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 354с.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 64с.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64с.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80с.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 64с.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 78с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2010. – 416с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×