"Патриотическое воспитание школьников" | Костина Мария Викторовна. Работа №332738. Номер работы: №332738
Статья представляет гражданско-патриотическое образование молодёжи как сложную и значимую задачу современной системы образования. Также в ней раскрывается определение гражданско-патриотического образования, освещается роль учебного заведения в этом процессе и анализируются его основные цели.
Целью статьи является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.
Статья "Патриотическое воспитание школьников"
М. В. Костина
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Набережночелнинский педагогический колледж»,
г. Набережные Челны
Научный руководитель: Мавлиева Венера Музагитовна
Аннотация: статья представляет гражданско-патриотическое образование молодёжи как сложную и значимую задачу современной системы образования. Также в ней раскрывается определение гражданско-патриотического образования, освещается роль учебного заведения в этом процессе и анализируются его основные цели.
Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных проблем общества. Современное общество не может похвастаться большим количеством истинных патриотов. Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
В российском обществе наблюдается дефицит осознанно принимаемых большинством граждан норм и правил жизни, отсутствует единое мнение по вопросам корректного и конструктивного социального поведения и выбора жизненных ориентиров. В связи с этим основной целью современного российского общего образования является обеспечение духовного и нравственного развития и воспитания личности как гражданина России.
Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. Духовно-нравственное развитие личности» — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Патриотизм представляет собой чувство верности своей стране и поддержки её народа, а также гордости за места, где человек вырос, включая родной край, республику, город или деревню. Этот принцип также включает в себя:
ближайшее исследование окружения ученика;
наблюдение за проявлениями сознания, поведения и деятельности;
создание патриотически-настроенной активности в классном коллективе;
обеспечение общественной активности внутри класса;
вовлечение учащихся в коллективные творческие и патриотические проекты;
организация внеурочной деятельности, дополнительного образования и здорового образа жизни;
развитие мотивации к будущей профессиональной деятельности ученика.
Жизнедеятельность коллектива для большинства детей – это пространство для развёртывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.
Гражданско-патриотическое обучение в школах — это систематический процесс, который формирует у школьников основы функционирования и взаимодействия в условиях демократии, развивает инициативность, умение участвовать в решении социально значимых вопросов, применять свои права и выполнять обязанности, а также укрепляет ответственность за свою политическую и нравственную позицию и законопослушность, стимулируя максимальное развитие личных способностей для достижения успеха в жизни.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остаётся урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
усилить гуманитарный аспект всех учебных предметов, необходимо включить в стандартные курсы материалы, помогающие учащимся лучше понять самих себя, свои мотивации и сво
ё
отношение к окружающим, а также научиться планировать свою жизнь.
следует также использовать активные методы и формы обучения, сделать образование более открытым, разнообразить учебно-методические материалы, формы и методики учебной и внешкольной работы, способствующие развитию знаний и умений учащихся и повышению их социальной и культурной компетентности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания:
Духовно - нравственное.
Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молод
ё
жи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруж
ё
нной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников
образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
разработана система традиционных общешкольных мероприятий;
развивается школьное ученическое самоуправление;
используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания;
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
Тематические уроки в классах;
Изучение обществознания в рамках школьной программы для учащихся с 5-го по 9-й класс;
Исследование истории своего семейства, сохранение семейных традиций;
Усвоение народных традиций и обрядов;
Работа школьных кружков;
Организация и проведение общешкольных событий;
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками военных конфликтов в горячих точках;
Участие в конкурсах и соревнованиях.
Но целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.