Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Педагогические инновации в современной школе» | Ширинян Оксана Александровна. Работа №266423

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ширинян Оксана Александровна
   Педагогические инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ. В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости. 

Статья

«Педагогические инновации в современной школе»

Подготовила: Ширинян О.А. Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №13 им. Ю. А. Гагарина» г. Магнитогорска.

Реалии жизни требуют от образовательной системы идти в ногу со временем, поэтому необходимо создание современной школы, способной из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека, должно быть приоритетной задачей в программах развития образовательного процесса.
Современный этап развития образования в нашей стране осуществляется на основе реализации федеральных стандартов нового (второго) поколения. Перед школами и учительскими коллективами поставлена задача совершенствования, а также оптимизации образования. Помимо всех ступеней школ, подобные стандарты были введены и в дошкольных учреждениях.

Инновационные процессы в образовании направлены на устранение множества проблем, существующих в детских садах, школах, лицеях, гимназиях. В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения. Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником. Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных и дошкольных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.

Определение инноваций

Так что такое педагогические инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую область применения. В последнее время преобразования касаются не только экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ, дошкольных учреждений).

Особенности педагогических инноваций А что такое педагогические инновации? Попробуем более детально рассмотреть данный термин. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ. В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости. Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания. -

 

Технологии

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему. Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач. Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

Цель инноваций

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой. Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков. Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности.

Разновидности инноваций

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов:

-организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы;

-формирование профильных классов;

-применение в учебном процессе игровых методик.

Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность. Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована. Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание

Инновационные подходы к организации урока в рамках ФГОС

Урок — является основной формой организации учебной деятельности в образовательном учреждении.

Три постулата заложены в основание современного урока:

Урок есть открытие истины

, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка

, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек 

в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда 

является наивысшей ценностью

, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Рассмотрим отличия современного урока:

Традиционная модель включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.

Инновационная модель, в свою очередь, делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Рассмотрим ресурсы современного урока:

Это человеческие, методические и технологические ресурсы.

Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.

Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы

Проектная деятельность,

ИКТ,

развивающее обучение,

модульное обучение,

КСО,

интерактивная доска,

здоровьесберегающие

технологии

Все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе: не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Мы рассмотрим некоторые инновационные подходы к организации урока, которые помогают реализовать личносто-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Интерактивная технология обучения.

Технология интерактивного обучения - это создание взаимодействия на уроке с использованием интернет ресурсов.

Интерактивность — это объединение, координация и взаимодополнение усилий при выполнении коммуникативной цели и достижении результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа может проводиться в парах, группах, интервью, с помощью опросников. Задания должны быть элементарными. Группа формируется: либо по желанию, либо разноуровневая (сильная + слабая)

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать?

б) Как будем делать?

в) Сколько времени?

г)В каком виде будем проводить?

д) Итог?

Метод проектов.

Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут делиться на :

-моно-проекты

-коллективные

-устно — речевые

- видовые

-письменные

-Интернет — проекты

Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами. Проект способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком.

Работа над проектом -процесс творческий. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно занимаются поиском какой – то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику. Примером проектных работ могут быть: «Professions and jobs», « My restaurant», «Animals of Africa»и т.д.

Технология сотрудничества

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;

б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание

Варианты обучения в сотрудничестве:

Student team learning (STL, обучение в команде).

Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила».

Учащиеся организуются в группы по 4 — 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2» («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон).

Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Примером использования технологии сотрудничества на уроке, может стать работа с текстом:

Дети делятся на группы. Каждый ученик группы получает свой текст для чтения: «Spring», «Autumn», «Winter», «Summer». Внутри одной группы дети работают с разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работающие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией,(называется «встреча экспертов). Затем они возвращаются в свои группы(home groups) и по-очереди рассказывают, что они узнали. Далее следует проверка понимания членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы или тестовые задания типа «true» «false». Так, в заключении, обучающиеся должны оценить работу всех членов (home groups), записать результаты в лист контроля и сдать.

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс- конференция, дискуссия, ролевая игра.

Методика проведения диспута

Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме “Спорт”

Обучающимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Спорт: за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).

3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.

Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.

Методика проведения урока “Пресс-конференция”

Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.

1 группа – гости (из США, Великобритании…)

2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции

3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:

1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.

2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания обучающихся, выходящие за рамки программного материала учебника).

3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа “Добро пожаловать в Россию!” или “Приветствуем участников конференции!” и т. д.

Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

Например, в теме «Продукты, поведение за столом» проигрывается диалог, который составляется учащимися самостоятельно. Кроме темы лексики, широко включаются разговорные формулы, приветствия, благодарности, предложения, отказ. Для более прочного усвоения лексики учащиеся диалога меняются ролями. Оценивается уровень знаний, творческий подход, профессиональное мастерство.

Также, при инновационном подходе к организации урока не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. Необходимо создавать дружественную, располагающую атмосферу, использовать зарядки-релаксации, цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, физкульт-минутки, стишки.

Кроме того наряду с пятибалльной системой оценивания обучающихся могут использоваться и другие методики. Например, квадраты разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного квадрата сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Среди наиболее эффективных приемов рефлексии можно выделить следующие:

незаконченное предложение (Я понимаю…, Я знаю…, Я могу объяснить, как…. и т.д. );

тезис; оценка знаний и достижений (Я не знал … - Теперь знаю …); анализ субъективного опыта (Я могу организовать…, Я могу применить…).

Инновационный подход к формированию профильных классов

 

Цель профильного обучения – обеспечение возможностей для равного доступа молодежи к получению общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки, непрерывного образования в течение всей жизни, воспитания личности, способной к самореализации, профессионального роста и мобильности в условиях реформирования современного общества.

По мнению нашего педагогического коллектива, обществу нужен человек, который умеет применять полученные знания в жизни, принимать решения, знает свои права и обязанности, реально оценивает себя и свои возможности, умеет формировать отношения между людьми, заботится о своем здоровье, способна преодолевать трудности и обязательно обладает чувством ответственности, стремится к творческому самовыражению.

Задание:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования на уровне Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) через профильное обучение и допрофессиональной подготовки;

– создать условия для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и глубокими возможностями индивидуальных образовательных программ;

– способствовать одинаковом доступа к полноценному образованию разным категориям школьников в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностей и потребностей;

– расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы для усвоения программ высшего профессионального образования.

Структура:

1. 8 - 9 классы – классы допрофильного обучения гуманитарного и естественно-математического профилей.

Организационные формы:

1. Классы допрофильного обучение: классы гуманитарного и естественно-математического направлений, динамические группы, обучение по индивидуальному плану, курсы по выбору, факультативы

2. Профильное обучение (лицей): профильные классы, профильные группы, динамические профильные группы, обучение по индивидуальному плану.

В классах с допрофильная обучением является направления:

– гуманитарный (русский язык и литература, английский, немецкий языки, обществознание, компьютерная графика, а также спецкурсы (культура) и курсы по выбору (я – гражданин))

– естественно-математический (математика, физика, биология, география, компьютерные технологии, спецкурсы, индивидуальные занятия);

– историко-философский (история Отечества, всемирная история, обществознание, человек и мир, психология, спецкурсы (культура родного края), основы экономики, художественная культура);

– экономический (математика, информатика, география, основы экономики);

– естественный (химия, биология, физика, астрономия, экология, спецкурсы (физиология организма, биологическая химия))

– информационно-технологический (математика, информатика, черчение, деловое общение, основы менеджмента, спецкурсы (основы программирования, информационная культура)).

То есть профиль обучения охватывает такую ​​совокупность предметов: базовые, профильные и элективные курсы. В учебных заведениях предполагается овладения на разных уровнях:

1. Уровень стандарта – обязательный минимум содержания учебных предметов, не предусматривает дальнейшего их изучения.

2. Академический уровень – достаточен для дальнейшего изучения предметов в высших учебных заведениях, которые не являются профильными, а базовыми.

3. Уровень профильной подготовки – углубленный, предполагает ориентацию на будущую профессию; выбор курсов по выбору осуществляется добровольно.

Внутришкольные формы организации профильного обучения:

– профильные классы в однопрофильным заведениях;

– профильные группы в многопрофильных учреждениях;

– классы с углубленным изучением предметов;

– профильное обучение по индивидуальным учебным планам;

– разновозрастные динамические профильные группы.

Внешнешкольные формы организации:

– межшкольные профильные группы;

– профильная школа интернатного типа;

– образовательный округ;

– учебно-воспитательный комплекс.

Профильное обучение предусматривает специальный отбор кадров, программы самообразовательной работы педагогов и развития творческих способностей обучающихся, Наработка собственного опыта, участия в выставках педагогических инноваций (коллективных, групповых, индивидуальных форм работы: динамических, инициативных творческих групп, мастер-классов, творческих отчетов, адресной помощи, фестивалей нестандартных уроков, методических декад).

Особенностями организации процесса обеспечения учебных и жизненных потребностей и стремлений личности школьным образованием предусмотрены

• основная школа (5-9 классы) дает базовое общее среднее образование;

• формирует у обучающихся готовность к выбору и реализации формы дальнейшего;

• обучение, получение образования и выбор профиля обучения;

• преобладание пропедевтики характера изучения большинства предметов;

• постепенное развертывание систематического изучения основ наук, повышается роль теоретических знаний, обеспечивается удовлетворение разнообразных познавательных интересов обучающихся;

• старшая школа (10-11 классы) является последним этапом получения полного общего среднего образования;

• завершается формирование целостной картины мира и ценностных ориентаций личности;

• старшая школа функционирует преимущественно как профильная;

• реализуется дифференциация и индивидуализация обучения в зависимости от способностей, потребностей, потребностей и стремлений личности;

• независимо от профиля обучения осваивается инвариантная составляющая содержания образования;

• профильное обучение осуществляется в различных видах: специфический профиль школы, общеобразовательной профиль, курсы по выбору, факультативы;

• не исключается работа школ и классов без строго определенного профиля (общеобразовательной профиль).

По моему мнению, настоящее требует, прежде всего, духовности. Осуществить переход из эпохи рационализма в эпоху духовности – именно такой должна быть миссия профильного заведения. Это возможно, когда в общении с детьми педагог придерживается принципа «не рядом и не над, а вместе». Главное – всегда помнить, что ребенок – самое высокое творение природы. Она несет в себе жизненную задачу, свою миссию, которой должен служить. Внедрение профильного обучения осуществляется на основании изучения образовательных запросов, потребностей учащихся и их родителей и внутренних ресурсов учебных заведений

Инновационные подход к применению в учебном процессе игровых методик в основной школе

Игра - особый вид деятельности.

Во-первых , потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых , целевое содержание, расположенное в самой игре придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.

В-третьих , любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет незаметно осваивать то, что было трудным ранее.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления своего «Я». Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляют счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых , игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Игра – общение равных.

К сожалению, многие педагоги не видят того огромного потенциала, который заложен в игровых методиках. Ошибочно считается, что они приемлемы только в младших классах, однако многие из видов игровых методик не только возможно, но и необходимо применять именно в старших классах. Актуальность этого применения и отражена в данной работе.

II . Нетрадиционные формы урока, включающие элементы игровых методик.

Реализуя одну из задач развития школы - создание гражданско-правового пространства, важно правильно отобрать и использовать педагогические технологии, формы, методы, приемы и средства обучения.

В педагогических технологиях школы реализуется идея приоритета личности ребенка, индивидуализации обучения, обеспечивается деятельностный аспект учебного процесса. Применяются активные и интерактивные методы, способствующие формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.

Такие уроки побуждают учащихся мыслить. Вызывают желание дерзать, быть причастным к делам страны, находить высший смысл в служении Родине. Урок строится в активной форме работы с учащимися, когда они становятся исследователями, находятся в поиске решения проблемы, когда каждый из них работает в режиме индивидуальных возможностей. Именно деятельностный принцип обучения является одним из важнейших. Только в деятельности развивается ребёнок, познает и себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищать себя, учиться чувствовать, переживать, радоваться жизни. Этим же целям служат и игровые методики. Это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана.

Для приобретения детьми практического опыта широко применяется выполнение проектных заданий и проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна разрешиться вполне конкретным результатом, оформленным тем или иным способом. Выполняя проект, дети самостоятельно мыслят, находят и решают проблемы, прогнозируют результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливают причинно-следственные связи, оценивают полученные результаты, выявляют способы совершенствования проектирования. Здесь особое место занимают фантастические проекты, связанные с фабулой задуманной игры. Проектирование- это особый вид деятельности, представляющий подростку право выбора. У школьников есть возможность самостоятельно выбрать тему проекта, планировать свою деятельность, защищать свой труд, аргументировано отстаивать свою точку зрения, стать активным участником учебного процесса, а в данном случае ещё мечтать и фантазировать.

Стимулируются коллективные формы обучения : диалоги, диспуты, дискуссии, семинары, на которых происходит обмен информацией между участниками, сосуществуют различные точки зрения, появляется возможность критиковать и даже отвергать любое мнение, организуется поиск группового соглашения в виде обмена мнения или решения. Формируется способность иметь и отстаивать свое мнение. Дети учатся выступать, вести диалоги, обосновывать свой выбор, аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, отказываться от своей точки зрения ради истины, оценивать личные качества и поступки. Проведение диспута в средних классах «по-вузовски» терпит неудачу. Причина – недостаточный запас знаний, неумение аргументировано отстаивать свое мнение. Диспут в игровой форме позволяет избежать этих «препятствий».

В условиях гражданско-правового воспитывающего пространства на уроках применяются различные игровые методики, которые позволяют создать модели реальных жизненных ситуаций. Игра для детей является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно. Использование социоигровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. В игровой ситуации создается возможность использовать свои гражданские и политические права, расширить знания об основных сферах жизнедеятельности общества.

Виды игр.

· Игры-драматизации;

· Ролевые игры;

· Имитационные игры;

· Деловые игры;

· Организационно-деятельностные;

· Организационно-мыслительные;

· Игры-тренинги;

· Игры-исследования;

· Игры-поиск;

· Театрально-карнавальные игры;

· Исторические игры;

· Комплексные игры (политико-экономические, эколого-экономические. Политико-правовые).

На первый взгляд игровые методики просты и доступны. Однако простота игровых методик иллюзорная. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры. С одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать, как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс прожить такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован. Поэтому роль педагога применяющего такие методики заключается в следующем:

- в способности учителя выполнить роль посредника, доверенного лица;

-в умении работать в условиях неформального общения, занимая позицию неформального лидера;

-в способности быть участником совместной деятельности, не отделяя себя от детей; в умении строить взаимоотношения с детьми «на равных».

 

Таким образом, меняются функции взрослого на уроке, который теперь не командует, не контролирует, а сопровождает учащегося в его индивидуальном образовании, причем происходит это без видимого напряжения с его стороны.

 

 

Инновации, которые коснулись современного образования, привели к повышению здоровой конкуренции между педагогическими работниками. У каждого учителя теперь есть свое электронное либо бумажное портфолио, в котором указаны все его профессиональные достижения. Именно по такому «портфелю результатов» эксперты оценивают эффективность и результативность его работы, принимают решение о присвоении своим коллегам определенной квалификационной категории. Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям. Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы. Проблемное обучение, профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма - это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.

 

Инновационные подход к применению в учебном процессе игровых методик в начальной школе

Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:              Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.              Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.              Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования (внеурочную деятельность).              Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.              Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества. Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня. У наших детей — детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне ее анализировать. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений — все, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей. В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Мне ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования. Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. Благодаря программе Рower Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее методическое подспорье учителя. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей — развивать познавательные процессы. Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение компьютерных технологий) для развития способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те приемы, которые известны детям с дошкольного возраста, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем. Развивающее значение компьютерных технологий для развития способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов. В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Среди приоритетных технологий выделяются:

  Личностно-ориентированный подход;

  Деятельностный подход;

  Здоровьесберегающие технологии;

  Арт-технологии;

  Игровые технологии;

 Тестовые;

  Информационно-комьютерные технологии;

  Внедрение проектной и исследовательской деятельности.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству. Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными. Новые технологии не отбрасывают преподнесения информации ученикам, а просто меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Арт-технологии и игровые технологии позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников первой ступени основной формой деятельности остается игровая деятельность.

Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий). Чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происходят после четвертого часа занятий. Именно в это время не стоит загружать учащихся сложной и объемной учебной работой. Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий — тестовая технология. Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: правильно решишь примеры — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешь сказочного героя ближе к цели.

Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование ИКТ в процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема — большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Одним из очевидных достоинств уроков с использованием информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Все чаще в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи.  

Источники:

1. Доклад на тему:«Инновационные подходы к организации урока в рамках ФГОС». /Учитель: Чекунова О.А. /г.Пенза, 2014 год

2. Лернер Л. место и роль профильного обучения в профессиональном самоопределении выпускников 12-летней школы // Завуч. - 2002. - №16.

3.. Самодрин А. Организация деятельности профильно-дифференцированной школы // Начальная школа. - 1998. - №6.

4. Собко Я. педагогическая экспертиза готовности школы к внедрению профильного обучения // Педагог. - 2005. - №4.

5.Кульневич С.В. Совсем необычный урок, издательство «Учитель», Воронеж, 2001, стр.154.

 

6.Щуркова Н.Е., Игровые методики, Педагогическое общество России, Москва 2008.

 

7.Бухарева Н.Ю. Технологии гражданского образования. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

8. Виситова Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 16-19.

Интернет ресурсы:

1. http://fb.ru/article/276592/chto-takoe-pedagogicheskie-innovatsii-ponyatie-osnovnyie-napravleniya-innovatsionnyie-protsessyi-v-obrazovanii

2. https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 18.11.2018).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×