Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогический проект «Лукошко семейных ценностей» | Герасимова Марина Ивановна . Работа №334409

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация.

«Без прошлого, нет настоящего»

 К. Д. Ушинский

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, его семья. Откуда я родом?

Семья – это основной элемент общества. О ее роли писали ведущие исследователи и общественные деятели. Именно с неё начинается жизнь каждого из нас, в ней закладываются основы личности, она является центром взаимодействия поколений. Семья меняется вместе с обществом, но всегда остается тем кирпичиком, из которого строится сам социум.

Проект «Лукошко семейных ценностей» приурочен к международному празднику «День семьи» (отмечается 15 мая). Он направлен на знакомство детей и родителей с устоями и обычаями каждой семьи в группе, передачу их из поколения в поколение, а также на совместную работу педагогов, детей и родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о семейных праздниках, традициях и ценностях. Темы и мероприятия в проекте вариативны, так как дети сами могут предлагать интересные темы для беседы, а в дальнейшем для изготовления поделок и игр.

Российская Федерация
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 73 комбинированного вида
660055, г. Красноярск, пр. Металлургов 15 А, 224-05-73
E-mail: dou73@mailkrsk.ru
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-воспитательный.
Педагогический проект
по духовно-нравственному воспитанию
детей подготовительного дошкольного возраста
Лукошко семейных ценностей
Авторы проекта:
Рахматуллина Галина Валентиновна воспитатель,
Смоленчук Елена Семёновна учитель-логопед,
Герасимова Марина Ивановна музыкальный руководитель,
Красноярск 2023
Аннотация.
Без прошлого, нет настоящего
К. Д. Ушинский
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, его семья. Откуда я родом?
Семья – это основной элемент общества. О ее роли писали ведущие исследователи и общественные деятели. Именно с неё начинается жизнь каждого из нас, в ней закладываются основы личности, она является центром взаимодействия поколений. Семья меняется вместе с обществом, но всегда остается тем кирпичиком, из которого строится сам социум.
Проект Лукошко семейных ценностей приурочен к международному празднику День семьи (отмечается 15 мая). Он направлен на знакомство детей и родителей с устоями и обычаями каждой семьи в группе, передачу их из поколения в поколение, а также на совместную работу педагогов, детей и родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о семейных праздниках, традициях и ценностях. Темы и мероприятия в проекте вариативны, так как дети сами могут предлагать интересные темы для беседы, а в дальнейшем для изготовления поделок и игр.
Описание проекта
Актуальность.
Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, зарождаются традиции, которые определяют наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек будет поступать согласно установленным ценностям.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, играх, в беседе, при разговоре мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих родителях, бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках и традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение, у нас появилась идея создать проект Лукошко семейных ценностей. Проект – это лучший способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования и становления личности ребёнка, укрепления, а также развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к семье и родному дому.
Проблема проекта.
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как семья, члены семьи, родные люди. Дети не знают традиций своей семьи. Недооцениваются семейные ценности, а также интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека и общества. И, конечно, большинство родителей в полной мере не осознают актуальность обсуждаемой проблемы.
Результаты анкетирования родителей определили проблемное поле: родители недооценивают значимость семейных традиций, многие просто не могут сориентироваться в семейных ценностях и традициях своей семьи. К сожалению, взрослые мало беседуют со своими детьми, наблюдается распад преемственности поколений, а ведь именно родители являются главными координаторами в формировании культурно – ценностных ориентиров детей.
Поэтому мы решили, что назрела необходимость использовать разнообразные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями помогут добиться положительного результата в развитии детей. Дадут возможность детям более доступно и наглядно освоить понятие Моя семья, Мои близкие родственники. Именно семья,в тандеме с детским садом, образуют межкультурное пространство, где дети приобретают опыт социальноговзаимодействия, который играет главную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, социально-нравственной позиции ребёнка в социуме.
Направление проекта: заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям и ценностям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях ежедневно в течение недели.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-воспитательный.
Продукт проекта: создание в группе тематического центра Лукошко семейных ценностей.
Участники проекта: дети подготовительной группы Ромашки, педагоги, родители, бабушки и дедушки.
Цель проекта: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника через приобщение к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать у детей уважительное отношение к семье и старшему поколению;
воспитывать интерес к семейным традициям, чувство патриотизма;
воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им помощь;
воспитывать умение общаться на основе сотрудничества.
Образовательные:
обобщить знания детей о семье, близких родственниках, их взаимоотношениях;
систематизировать представления детей о семейных ценностях и традициях;
вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми, развивать чувства семейного сплочения
Теоретическая значимость:
- использование новых инновационных форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным ценностям и традициям.
Практическая значимость:- повышение качества образовательного процесса в области духовно-нравственного воспитания;
- укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной деятельности;- пополнение методической базы ДОО по духовно-нравственному воспитанию;- пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей в семьях воспитанников;- формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям.
Ожидаемые результаты
Дети
Родители
Педагоги
Имеют представления о, семейных традициях, бережном отношении к ним.
Проявляют нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье.
Проявляют ценностное отношение к прошлому и будущему – своей семьи.
Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Умеют слушать и уважать мнения других людей;
Проявляют любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
Родители – активные участники в пополнении предметно-развивающей среды.
Проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ДОО в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Развили чувство сплочения дети – педагоги-родители.
Проявили продуктивное совместное сотворчество.
Расширили возможности для развития педагогического творчества.
Достигли образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик.
Создали предметно-развивающее пространство, способствующее развитию и приобщению детей к истокам семейных традиций и ценностей.
Деятельность в рамках проекта
Описание стратегии
Создать условия для воспитания у детей чувства привязанности и любви к своим родителям и близким родственникам.
Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми, родителями.
Воспитывать любовь и уважение к своим близким родственникам.
Механизмы реализации проекта
Методы достижения цели и задач
Виды деятельности
Формы работы
Планирование, прогнозирование результатов.
Совместная работа: дети-педагоги-родители.
Утренний круг: обсуждение и предложения детей по организации мероприятий по проекту.
Доклады детей о своей семье (подготовленные совместно с родителями).
Создание выставок (дети предлагают дизайн), проведение родителями мастер-классов, музыкальной гостиной, досуговой деятельности, семейного похода, мероприятий по теме Лукошко семейных ценностей.
Игровая
Игры: речевые, настольные, познавательные, подвижные, творческие, режиссёрские, сюжетно-ролевые, хороводные.
Коммуникативная
Беседы, чтение художественной литературы, интегрированные занятия, Встреча презентаций, Видеосалон -просмотр видеороликов, семейный поход. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Музыкально - художественная
Восприятие, исполнительство, творческая деятельность, музыкальная гостиная. Музыкально – игровое и танцевальное творчество.
Продуктивная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: пластилинография, тестопластика, рисование на ткани, выставка детских работ, коллаж.
Познавательно - исследовательская
Решение проблемных игровых ситуаций, эксперименты. Исследования истории своей семьи, составление презентаций, альбомов, докладов.
Ресурсы
Кадровые
Педагоги, дети и родители, бабушки и дедушки – активные полноправные участники, информационная поддержка проекта. Спонсорская помощь родителей в приобретении материалов для мастер-классов, выставки рисунков, коллажа фотографий.
Материально-технические
Ноутбук, проектор, аудио система, материалы для детского творчества.
Учебно-методические ресурсы
Научно – методический журнал Дошкольное воспитание, практический журнал Воспитатель ДОУ, научно-практический журнал Управление ДОУ, методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений Ребенок в детском саду.
Информационные
Интернет-ресурсы, СМИ, социальные сети (ВК, Телеграм канал).
Методы реализации проекта
Наглядно-действенный метод
Словесно-образный метод
Практический метод
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, презентаций, фильмов.
Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр.
Чтение художественной литературы; воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Чтение и обыгрывание литературных произведений.
Рассказы детей о своих впечатлениях.
Беседы с элементами диалога.
Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, словесные игры и др.).
Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
изготовление с детьми наглядных пособий, атрибутов к играм.
План реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Ответственные: педагоги, воспитанники группы Ромашки, родители.
Сроки реализации: 6–10 мая 2024г.
Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала по данной теме, подготовка видео роликов о семье, фотографий и фотоальбомов, анализ проблемы.
Определение проблемы, цели и задач исходя из интересов и предложений воспитанников, основных направлений реализаций проекта и ожидаемых результатов.
Создание условий для реализации проекта и информирование родителей о проекте.
Планирование предстоящей деятельности совместно с детьми, направленной на реализацию проекта.
II этап. Основной.
Ответственные: педагоги, воспитанники группы Ромашки, родители, бабушки и дедушки.
План проекта вариативен, так как проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Участие родителей в совместных мероприятиях ежедневно в течение недели.
Сроки реализации: 13–17 мая 2024г.
Методы достижения цели и задач
Образовательная деятельность
Формы работы
Разнообразные и интересные формы мероприятий: составление фотоколлажа, игры, различные техники выполнения художественных работ, доклады детей, беседы, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Знакомство с традициями всех семей группы Ромашки.
Познавательное развитие, речевое развитие
Букет заботы детских рук, открытки своими руками.
Фотовыставка Загляните в семейный альбом.
Беседа: Моя семья, В гостях у бабушки, У кого есть дед, тот не ведает бед.
Презентация Семейный альбом, рассказывают дети об интересных семейных традициях и событиях.
Семейные династии, Семейные ценности, доклады детей и беседа.
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: Семья, Магазин, Больница, Парикмахерская. Дидактические игры: Кем быть?, Составь портрет семьи, Семья. Игры пальчиковые: Моя семья, Дружные пальчики, Помощники. Игры подвижные: Кто в семье всех быстрей?, Кто самый меткий?. Игры хороводные: Бабушка Меланья, Самовар. Игры речевые: Назови ласково, Закончи предложение
Социально-коммуникативное развитие
Чтение рассказов – Л. Квитко Бабушкины руки, А. Яковлев Мама. Совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях. Разучивание загадок о семье. Подбор семейных фотографий, настольные игры.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование-аппликация Моя семья, Самая красивая мама (пластилинография), Наша семья (тестопластика), Рисуем папу на футболке (рисование на ткани).
Продуктивная деятельность
Мастер-класс Вяжем коврик с бабушкой (бабушка воспитанника), составление семейного фотоколлажа, лепка Мы гуляем с папой. Просмотр видеоролика Мастерим вместе с дедушкой.
Музыкальная деятельность
Пальчиковая игра Дружная семья, Мы платочки постираем.
Прослушивание песен Песенка про папу В. Шаинского, Золотая свадьба И. Резник, Р. Паулс, Мама и папа разговаривают И. Арсеева.
Исполнение песни Моя семья слова и музыка А. Ермолова
Игра Мама-солнышко, Корзина добрых дел.
Музицирование Семейный оркестр с родителями.
Музыкальная гостиная Семейные таланты с родителями.
Физическое развитие
Физкультминутка Семья, подвижная игра Кувшин доброты, словесная игра с мячом Собираем добрые слова,
психогимнастика Превращение в цветущее дерево, игра-миниатюра Дружная семья.
Спортивное развлечение Хочу быть похожим на папу, Семейный поход с родителями.
Итоговое мероприятие.Квест – игра Лукошко семейных сокровищ с родителями.
Работа с родителями.Стендовая информация: Что такое семья?, Семья и семейные ценности. Консультация Тепло семьи. Индивидуальные беседы: Учимся играть с детьми, Сказки вместе с мамой. Мастер-класс Вяжем коврик с бабушкой, Семейный поход, музыкальная гостиная Семейные таланты. Родители, бабушки и дедушки активные участники мероприятий проекта.
III этап. Заключительный.
Ответственные: педагоги, воспитанники группы Ромашки, родители.
Сроки реализации: 17 мая 2024г.
Рефлексия, мониторинг эффективности реализации проекта, достигнутых результатов.
Презентация проекта Лукошко семейных ценностей.
Создание в группе тематического центра Лукошко семейных ценностей, выставка рисунков и фотографий Моя дружная семья.
Оценка результатов реализации проекта
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям и ценностям.
Дети с уважением относятся к своей семье.
Организованы выставки творческих работ детей.
Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
Создана методическая копилка по данной проблеме.
Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Данный проект помог комплексно подойти к проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников и приобщения к семейным ценностям. Создание условий для совместной творческой деятельности, а также сочетание индивидуального и коллективного творчества способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу, и способствует социализации ребенка. Совместное участие в творческих мероприятиях объединяет семью и наполняет ее новым содержанием.
Распространение результатов проекта
Формы распространения промежуточных результатов проекта
Предполагаемые формы распространения результатов проекта
Размещение промежуточных результатов реализации проекта – информационный стенд ДОУ, мессенджерах ДОУ.
Размещение материалов в СМИ, на сайте ДОУ, в социальных сетях.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Реализовать данный проект в масштабе всего детского сада, привлекая социальных партнеров.
Устойчивость проекта
Возможны риски
Способы коррекции рисков
Пассивность и занятость родителей по отношению к участию в проекте.
Организация стимулирующих мероприятий для привлечения родителей к участию в проекте. Подбор комфортного времени и формата для взаимодействия.
Нежелание некоторых детей принимать активное участие в совместной деятельности, стеснительность, редкое посещение ДОУ.
Создание проблемных ситуаций и поиск новых решений для включения каждого ребенка и родителя в активную деятельность.
Возможные пути решения вышеизложенных проблем.
Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта.
Особо важные задания и поручения должны быть продублированы.
Максимально задействовать в работу различные мобильные приложения и социальные сети.
Бюджет проекта - не предусмотрен.
Список используемой литературы:
1.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.
2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021
3.Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016
Интернет- ресурсы:
4.https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/5.https://blog.dohcolonoc.ru/avtory/lena-kaplina-57-mail-ru.html
6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/beseda_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_takoe_rodoslovnoe_drevo
7.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/17/rol_semi_v_vospitanii_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx
Антиплагиат - проверка текста на уникальность:
Ваша ссылка: https://rustxt.ru/antiplagiat/report?id=
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×