Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Певческие навыки в дошкольном возрасте | Зарипова Гузель Альфретовна. Работа №334410

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной работе исследованы проблемы формирования певческий навыков у детей дошкольного возраста, даются методические рекомендации по развитию и охране детского голоса с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей в процессе обучения пению, рассматриваются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в процессе формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, система дошкольного образования, музыкальное воспитание, охрана детского голоса

Певческие навыки в дошкольном возрасте

 

Аннотация. В данной работе исследованы проблемы формирования певческий навыков у детей дошкольного возраста, даются методические рекомендации по развитию и охране детского голоса с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей в процессе обучения пению, рассматриваются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в процессе формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, система дошкольного образования, музыкальное воспитание, охрана детского голоса

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования и развития певческих навыков. Благодаря музыкальным занятиям в дошкольных образовательных организациях происходит гармоничное развитие детей, поскольку воспитание слуха и голоса способствует положительному воздействию на формирование речи. Пение способствует коррекции звукопроизношения, что немаловажно в дальнейшем для обучения ребенка письму, так как данный процесс происходит по принципу «как слышу, так и пишу», а также развитию музыкальных способностей эмоциональной отзывчивости на музыку, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Кроме того, на музыкальных занятиях во время певческой деятельности, при знакомстве с различными музыкальными произведениями осуществляется процесс воспитания воспитывает в детях эстетические и нравственные представления, художественный вкус и закладывает духовное мировоззрение.

Однако не всякое пение способствует развитию и охране детского голоса. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия необходимо строить с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носить здоровьесберегающий характер. Специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, индивидуальная углубленная работа создают условия для развития детей, развития их вокальных способностей.

Большой вклад в разработку методики формирования и развития вокальных навыков у детей сделаны Л.Б. Дмитриевым [4], В.В. Емельяновым [5], Н.А. Метловым [10], Д.Е. Огородновым [12], Г.П. Стулова [13]. При раскрытии методических аспектов работы над формированием и развитием детского голоса ими раскрывается строение голосового аппарата, физиологические особенности детей дошкольного возраста, их певческие умения и навыки, голосовой диапазон и даются рекомендации к выбору песенного репертуара с данной возрастной категорией. Следует отметить педагогов, которыми была проведена работа по подбору музыкального материала для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста – звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции. Это Е.М. Дубянская, Е.П. Иова [11], Е.С. Маркова [9], Е.Н. Тиличеева [14]. Более молодыми педагогами сегодня предлагаются приемы, методы и упражнения по работе с детским голосом – С.В. Богатыревым [2], В.В. Емельяновым [5], А.С. Звягинцев [7].

Пение является одним из основных занятий в дошкольных учреждениях, так как направлено на решении эстетических, художественных задач в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование и развитие певческих навыков является наиболее сложным и важным разделом музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению Л.Б. Дмитриева работа по формированию и развитию певческих навыков у детей должна быть направлена:

на развитие верного звукообразования

;

на

сохранение

и

укрепление

певческих

навыков

в процессе п

рименения распевочных упражнений в пределах певческого диапазона;

на формирование плавного «звуковедения»

[

4

].

Г.П. Стулова считала, что формирование и развитие певческих навыков должно осуществляться в процессе:

раб

оты над

звукообразование

м

,

дыха

нием

и

артикуляци

ей. Для этого педагогом должны применяться упражнения на развитие

звуковысотн

ого

диапазон

а

,

артикуляции

и

правильно

го

интонирования

;

работы над

певческ

им

дыхание

м

;

работы над артикуляцией

отчетливым произношением слов,

правильным

формированием

гласных звуков;

работы над

слухов

ым

навык

ом и

выразительн

ым

исполнени

ем

[

13

].

Безусловно, процесс работы над формированием и развитием певческих навыков является кропотливым и не всегда увлекательным для детей. Поэтому с детьми дошкольного возраста целесообразно применять распевки, упражнения на развитие дыхания, артикуляции в игровой форме. Для правильного выполнения детьми вокальных упражнений педагогу необходимо осуществлять визуальный показ, а при необходимости его многократное повторение. Педагогу необходимо особенно внимательно следить за качеством своего исполнения и регулировать громкость своего звучания. При показе упражнений педагог не должен петь громко, придерживаясь динамики от p до mf во избежание форсированного звука у детей и быстрого их утомления. Полноценный, вокально-красивый и выразительный показ обязательно должен содержать эмоциональный подтекст, который очень легко воспринимается детьми. При этом эмоциональный настрой самих занятий должен быть положительным и доброжелательным.

Начальная стадия формирования навыка голосообразования. На данном этапе проходит работа над вокально-диафрагмальным дыханием (Например, упражнения, где требуется выполнить короткий вдох, но при медленном и плавном звучании спеть ноту «ля», при этом медленно выдыхая. Детям можно данное упражнение выполнить в соревновании, предложив: «Кто сможет дольше пропеть звук»; упражнение «Змейка нюхает цветы» также выполняется на коротком вдохе через нос и на счёт 1,2 дети как-бы должны понюхать цветы, на 3,4,5,6 сделать выдох через рот, произнося (наслаждаемся ароматом); над развитие слухо-координационного уровня посредством игровых упражнений, основанных на попевках в объеме чистой квинты педагог предлагает детям пропеть слог «ля-ля» в разных тональностях, не подряд, а при разной высоте в пределах квинты. Задача детей угадать высоту звучания «низко» или высоко». Певческие слоги на данном этапе постепенно обретают в представлениях детей точную высоту. Рекомендуется использовать гласные – а, о, у, ы, йотированные гласные – е, ё, ю, я. На этом этапе должна вестись работа над корректировкой крикливого исполнения, работа над плавностью звучания. Избежать крикливого исполнения помогают упражнения на распевание на звук «м», «у», «о». При закрытой и полуоткрытой позиции можно добиться плавного звучания голоса, мягкого интонирования.

Вторая стадия формирования голосообразования. На этой стадии осуществляется коррекционная работа над певческим тембром. На этом этапе можно использовать распевочные упражнения на звуки логопедически сложные для произношения «р», «с», «ш», «ж» и другие согласные, исполняя их в пределах диапазона. На втором этапе педагог постепенно начинает добавлять к упражнениям вокализы. Вокализа должны быть простые, состоящие из двух – трех нот, исполняемых в пределах диапазона. Можно разучить небольшие русские народные попевки. Исполнять их можно в нескольких тональностях. Например, «Петушок-петушок», В работе над дикцией необходимо использовать скороговорки с употреблением динамики пиано, форте на одном-двух звуках: «Попугай», «Андрей-воробей», «Бык – тупогуб». Перед распеванием необходимо применять комплекс упражнений для «разогрева» мышц, участвующих в звукообразовании «Чистим зубки», «Часики», «Улыбнись», «Лошадка» и другие.

На третьей стадии работа продолжается по формированию голосообразования, работа над дыханием, дикцией. Упражнения и распевки подбираются с усложнением, но при этом также ведется работа над плавным голосообразованием. Целесообразно использовать распевочные упражнения как «Ах вы, сени, мои сени», «Во саду ли в огороде» и другие небольшие русские народные песни, требующие плавности в исполнении. На этом этапе необходимо вести работу по пути «от пения к речи».

Четвертая стадия стадия стабилизации, когда происходит настройка речепевческой функции. Закрепление единой речепевческой функции голосообразования осуществляется поэтапно, необходимо формировать навык голосообразования, параллельно развивая слуховую координацию и настраивая единую речепевческую функцию у детей. Данный навык формируется в игровой форме. Игры можно использовать на основе выученного репертуара в соревновательной форме «Лучшее и чистое исполнение», «Лучшее исполнение в паре» и другие.

Таким образом, в процессе формирования певческих умений и навыков у дошкольников необходимо подбирать распевочный репертуар в пределах диапазона; организовывать упражнения на развитие дыхания, дикции, голосообразования в игровой форме; показывать детям примеры вокального исполнения при ограничении громкости, исключения полнозвучного пения на forte; сохранять эмоционально-положительную атмосферу на занятиях.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×