Статья педагогика. Автор: Хорошая Ольга Владимировна

Автор: Хорошая Ольга Владимировна
В статье кратко описывается история инноваций в образовании . Новшества появились очень давно. люди всегда ждали чего-то нового, совершенного.


Автор: Хорошая Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Хорошая О. В.

учитель начальных классов

II кв. категория

МОУ «Бендерская средняя

общеобразовательная школа № 15»

0-778-31949

olga.horoshaya@list.ru

 

 

 

 

 

Обучение подвержено изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Новаторство и традиции — две стороны развития куль-туры, образования и всего общества в целом. Еще сравнительно недавно термины "инновация", "инновационный процесс" в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная.

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Проблема инноваций долгое время рассматривалась только в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности.

Появление термина «инновация» связано с долгой эволюцией термина «развитие», который зародился в философском учении Аристотеля. Значи-тельным новшеством в свое время стал в Древней Греции метод эвристических или сократовских бесед, основанный на самостоятельном поиске истины в беседе и общении учащегося с учителем.

Инновационными для своего времени были также педагогическая система великого чешского педагога Я.А.Коменского, заложившего основы классно-урочной системы обучения; образовательные и дидактические реформы эпохи Просвещения; альтернативные авторские дидактические концепции (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци) и пр. Россия также всегда была богата инновациями в области образования – это дидактическая система М.В. Ломоносова, педагогическая антропология К.Д. Ушинского, оригинальная система свободного нравственного воспитания Л.Н. Толстого и пр.

Бурные изменения в обществе в XIX и особенно в XX веке привели к активизации инновационных процессов в педагогической теории и образовательной практике. Как вы помните из истории педагогики критики «старой школы» выступали за «новое воспитание», за «новую школу», требовали создания новых форм обучения взамен классно-урочной. В этот период возникают инновационные педагогические направления, которые отличаются ярко выраженной творческой направленностью и нестандартностью подходов к обучению и воспитанию. В их числе: активная школа Д. Дьюи (1859 - 1952); система воспитания М.Монтессори (1870-1952); школа свободного развития Р. Штайнера; лабораторно-бригадная система в советской школе (1920 - 1933); план «Иена», Петерсен и другие. Некоторые из этих концепций реализовались на практике в виде авторских школ, в которых предлагались пути педагогического решения проблемы человека и его отношения к обществу, природе, познанию. Так возникли школы Френе, Вальдорфская школа Р. Штайнера, «Бодрая жизнь» С. Шацкого, «Наш дом» и «Дом сирот» Я. Корчака и др.

Однако эти педагогические теории не получили широкого применения и распространения в практике. Эти нововведения носили в основном индивидуальный и частный характер, их распространяли сами авторы со своими сотрудниками–единомышленниками, они не являлись задачей и работой всего общества, всех его структур. Вместе с тем, они способствовали совершенствованию, развитию классно-урочной системы, делали ее более гибкой, помогли улучшить ее качественно.

Только после второй мировой войны педагогические нововведения становятся общественной, становятся заботой и задачей общества. За рубежом исследования процессов изменений в образовании стали проводиться примерно с конца 1950-х гг. В Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

Следует отметить, что инновационные процессы в образовании в СССР несомненно происходили, однако назывались они иначе: внедрение достижений педагогической науки в практику, использование педагогических открытий в практике, обновление педагогической деятельности, преобразование педагогического опыта, педагогическое мастерство, творчество учителя и др. В 50-ые годы XX в. академия педагогических наук СССР направляла экспедиции в отдельные области и края РСФСР для изучения передового опыта, широкое распространение в эти годы получили конференции по обмену опытом. Повсеместно издавались брошюры и сборники из опыта работы учителей довольно большим тиражом. Новым этапом в развитии передового педагогического опыта явилось изучение опыта работы учителей г. Липецка, Татарской АССР, Ростовской области.

С целью повышения уровня педагогических исследований и создания условий для их внедрения в конце 50-х и в начале 60-х годов стали создаваться школы-лаборатории, научные группы, более широко стал применяться дидактический эксперимент с участием лучших учителей и руководителей школ. В эти годы были созданы концепции гуманистического воспитания (В.А.Сухомлинский); педагогического стимулирования (З.И. Равкин и др.); активизации познавательной деятельности учащихся (М.А.Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И.Щукина и др.); теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский); концепция педагогической прогностики (Б.С. Гершунский). История создания этих концепций органически связана с инновационной деятельностью учителя. Эти инновации прошли путь «от идеи до внедрения», получили достаточно широкое распространение в практике.

В 80-ые годы взгляд на нововведенческий процесс начинает меняться, встает вопрос о включении учителя в процесс разработки новшества, в ходе которого происходило бы и усвоение этого новшества, в этой связи создаются экспериментальные школы. Достоянием широкой педагогической обществен-ности становится опыт педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.), который стимулирует инновационные процессы в отечественной школе. Однако опыт учителей-новаторов, их идеи, находки (этого и более ранних периодов) не затрагивали основ системы образования, они лишь использовали и более полно проявляли ее потенциал, не поднимаясь до системного пересмотра образовательных концепций.

С 1990-х гг. отечественное образование начинает активно заимствовать зарубежный педагогический опыт. Инновационная деятельность осуществлялась и продолжает осуществляться по многим направлениям: содержание образования; технологии, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания; система управления школой; организация учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список:

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!. М.: Просвещение. – 1983.

2.Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. М.: Просвещение. – 1988

3. Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.Н., Волкова И.П.. Педагогический поиск. М.: Просвещение. – 1988

4. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Издательство МГУ. - 2000

5.Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – 4.

7.Найн А. Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995.

8.Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М., 2007.

9.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. ., Изд-во УНЦ ДО, 2005.

10.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высшчеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x