Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

перспективное планирование по экологии | Некрасова Наталья Дмитриевна. Работа №281212

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Некрасова Наталья Дмитриевна
Даная программа по Экологическому развитию разработана с учётом требований ФГОС ДО для детей от 3 до 7 лет.                                                                                                                                        Цель программы:  Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: образовательные – направленные на усвоение детьми экологических знаний;               развивающие – направленные на развитие базисных характеристик личности ребенка в процессе природоведческой деятельности, компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.);                                                                                                   воспитательные– направленные на формирование гуманного отношения к природе и понимание роли человека в окружающей его природной среде.

. организованное обучение представляет собой планирование тематики занятий, кружков;

2. виды совместной деятельности воспитателя и ребенка.

Остановимся на различных видах совместной природоведческой деятельности.

Наблюдение – основной метод экологического образования дошкольников, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Воспитатель планирует наблюдения за живой и неживой природой, за трудом людей в природе.

Они могут быть индивидуальными и коллективными, это зависит от целей и содержания наблюдения. При планировании наблюдения следует указывать объект (например: таяние снега весной, его цель (например: установление взаимосвязи между потеплением и таянием). Однако не всегда можно точно определить объект предстоящего наблюдения ввиду изменчивости состояния погоды и других факторов. В этом случае при планировании наблюдений можно не указывать объект конкретно. Целесообразно при планировании наблюдения указать его вид.

Экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением.

Воспитатель в зависимости от характера объектов планирует эксперименты с объектами живой и неживой природы. При планировании экспериментов указывается объект, цель совместной деятельности воспитателя и детей.

Труд детей в природе содействует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе, к окружающей народной среде, создает благоприятные условия для решения задач интеллектуального, творческого развития детей. Труд планируется в уголке природы и на участке детского сада. Указывается его содержание, форма организации (поручения, дежурства, коллективный труд).

Большое место в планировании совместных видов природоведческой деятельности отводится игре.  Воспитатель планирует разные виды сюжетно- ролевых игр в зависимости от полученных детьми впечатлений о природе в процессе занятий и в повседневной жизни.

 

В технологии эколого- образовательного процесса планируется речевая деятельность дошкольника, которая включает в себя:

· беседы о природе;

· рассказы воспитателя и детей о предметах и явлениях природы;

· использование художественной природоведческой литературы.

 В зависимости от дидактических целей беседы о природе следует делить на следующие виды:

1. Установочная, которая помогает актуализировать имеющийся опыт для того, чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее и предстоящей деятельностью.

2. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений и строится на имеющихся у детей знаниях. Она направлена на самостоятельные решения детьми познавательных задач и развитие речи – доказательства.

3. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Особое место в планировании эколого-образовательного процесса отводится работе с детьми, призванной обеспечить дифференцированный подход к ним.

Исходя из изложенного, алгоритм планирования представляет собой технологическую цепочку, состоящую из следующих звеньев:

1. Планирование деятельности, организованной взрослым в форме занятий по экологии или познавательному развитию. Педагог указывает тематику занятия и его цель.

2. Продумывание интеграции занятий экологического содержания с другими видами организации деятельности.

3. Моделирование совместных видов природоведческой деятельности воспитателя и детей.

При планировании беседы о природе указывается ее содержание и вид.

 

Основная цель такого метода как рассказ о предметах и явлениях природы – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить дошкольникам о новых неизвестных им факторах

Педагог планирует разные методы работы с детьми: циклы наблюдений, серии экспериментов, дидактические игры, работу с книгой экологического содержания и др.

4. Планирование работы с родителями по экологическому образованию.

5. Выделение раздела плана по оснащению педагогического процесса, который может включать в себя изготовление моделей, стендов, альбомов, подготовку атрибутов, костюмов к экологическим праздникам и развлечениям, пополнение фонотеки, видеотеки, наглядных материалов.

Месяц

Тема месяца

Тема недели

 

Задачи

 

Форма проведения

 

 

СЕНТЯБРЬ

 

«Здравствуй, Детский сад»

«До свиданье лето»

Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей. Развивать наблюдательность.

Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» Д/и «Угадай время года» Беседа «Жизнь растений и животных осенью» Рисование «Воспоминание о лете»

 

«Что из чего сделано»

Познакомить детей с природными материалами и материалами сделанными руками человека, уточнить знания о том, что материалы и вещи из них полезны в обычной жизни, углубить знания детей о прошлом предметов, развивать логическое мышление.

Беседа «Что из чего и для чего?» Д/и «Из чего предмет» Опыт «Тонет или нет»

 

«Уголок природы»

Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, назвать обитателей уголка природы, их основные потребности; показать, как надо правильно поливать, рыхлить землю, мыть и кормить животных, ухаживать за ними.

Рассказ об уголке природы. Игра «Цветочный магазин». Загадки о растениях и обитателях уголка природы. Мнемотаблица «Уход за комнатными растениями» Практическая деятельность в уголке природы.

 

« Что нас окружает? (целевая прогулка)»

Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Наблюдение Что нас окружает?, Что у нас под ногами?; Д/и «Что сделано природой, что человеком» Мп/и «Изобрази насекомое» П/и «Садовник» Рисование на асфальте «Цветы»

 

 

 

 

 

ОКТЯБРЬ

 

«Осень – щедрая пора»

«Волшебница осень»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника ; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Беседа «Такая разная осень» Д/и «Когда это бывает?» Наблюдение за листопадом МП/и «Листопад» Развитие мелкой моторики «Узор из листьев» Чтение книги «Почему осенью листопад?»

 

«Овощи и фрукты»

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать анализировать.

Беседа о пользе овощей и фруктов Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Готовим борщ и компот» Загадки об овощах и фруктах

 

«Лесное путешествие»

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среде, к которой приспособились животные и растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к лесу.

 

Беседа «Этажи леса» Заучивание стихотворения «Что такое лес?» мнемотехника Слушание «Звуки леса» Д/и «С какого дерева листочки?» Д/и «Чьи детки?» П/и «Посади лес»

 

«Что мы знаем о животных»

Сформировать понятие «домашние и дикие животные»: Уточнить знания детей об образе жизни, повадках., Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни животных.

Беседа «Эти удивительные животные» Загадки о животных Составление модели Признаки животных» Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит» П/и «Море волнуется раз»

 

 

 

 

НОЯБРЬ

 

 

«Мой дом, моя семья»

 

«Труд людей осенью «

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Иллюстрации труд людей осенью и летом. Беседа по картинам Д/и «Овощехранилище» «Заготовка» Рисование «осенние дары»

 

«Для чего человек ест»

Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения. Развивать интерес к строению человека.

Схема «Пищеварительной системы », схема пищеварения игра «Кто больше назовет сладких, кислых, соленых продуктов»

 

«Бумага, древесина, ткань»

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Изготовление поделок, построек (оригами из бумаги) Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов Опыт с бумагой, древесиной Аппликация из ткани «Полянка»

 

«Чем люди отличаются друг от друга»

 

Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и сходства людей. Развивать интерес детей к познанию особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Беседа «Какие мы разные?» Д/и «Найди пару» (по росту, цвету волос, глаз) «Отличия людей по занятиям» Обобщение понятия «люди» по моделям.

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

«Зимушка – краса»

«Зима полна серебра»

Учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной при роде.

 

Д/и: «У кого какой дом» Опыт: «Снег сохраняет тепло» Труд в природе: организация зимнего огорода на окне ТРИЗ: «Путешествие на облаке» Загадки о зиме и явлениях природы

 

«Зимушка-зима»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Беседа о зиме Рассматривание картины «Зимние забавы» Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» Чтение сказки «Зимовье» С. Козлов «Зимняя сказка» А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» П/игры «Берегись, заморожу» «Снежинки и ветер»

 

«Наши помощники - органы чувств»

Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при восприятии человеком окружающего мира, развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Карточки с изображением органов чувств. Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек» Загадки об органах чувств.

 

 

«Знатоки природы»

Закрепить знание детей о природе, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

«Прослушивание записей «Голоса птиц», игра «Разрезные картинки»гры-задания

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

 

«Братья наши

меньшие»

« Белый снег, пушистый»

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным)

Опыты со снегом ТРИЗ «Зачем зимой снег?» Экспериментирование «Цветные льдинки» Рисование «Снежинки» Постройка горки с помощью взрослых

 

«Рассказ о рыбе и лягушке»

Дать понятие о рыбах и лягушках. Закрепить знание детей о строении рыбы и лягушки. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Рассказ о лягушках и рыбах Мнемосхема «Признаки рыбки и лягушки» Схема «Развитие рыбы и лягушки» Игра «Посели лягушку» Игра с карточками «Развитие рыбки и лягушки»

 

« Кто как зимует»

Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях

Беседа о зиме Д/и «Зоологическое домино» Опыт с водой и снегом, льдом Карточки с изображением домашних и диких животных Загадки о животных Физминутка «Снежок»

 

«У нас в гостях животные»

Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (Звери, птицы, рыбы)чить группировать животных по существенным признакам(домашние, дикие)

Модели «Признаки домашних и диких животных». Игра «Собрание животных», соревнование «Самый быстрый», «Лучшие прыгуны»

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

«Моя Родина- Россия»

« В гостях у птиц»

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

Беседа о зимующих и перелётных птицах Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Наблюдения за птицами на участке Дидактические игра: «Кто где живёт»

 

« Путешествие с Севера на Юг».

Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений воспитывать бережное отношение к природе.

 

Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы» Опыт: «Как маскируются животные» Экологическая акция: «Украсим группу цветами»

 

«Витамины на подоконнике»

 

Учить детей создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность. Умение замечать изменения в росте растения, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа о витаминах Посадка лука в различные виды почв и воду, дальнейшее наблюдение за ростом Зарисовка дневников наблюдений «Как лук растет» ТРИЗ «Что можно вырастить на подоконнике?»

 

«Стекло и металл»

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет

Опыт со стеклом, металлом Сравнение предметов Дидактическая игра «Из чего сделан предмет» Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

 

 

МАРТ

 

«Мамочка родная»

«Путешествие в царство комнатных растений»

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) Игра «Цветы» Беседа о строении растений Беседа об уходе за комнатными растениями Дидактические игры «Живые картинки»

 

« Резина и пластмасса»

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

 

Рассматривание предметов из этих материалов Сравнение резины и пластмассы Д/и «Из чего сделан предмет» Поделки из резины, пластмассы

 

«Береги живое!»

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли» Игра «Где живут животные» Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» Рассматривание «Красной книги», беседа

 

« Волшебница вода»

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни

Беседа Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» Игра «Как сосулька превратилась в воду» Изготовление цветных льдинок Взаимодействие воды и снега МП/и «Такая разная вода» Опыты с водой

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

«Наша планета»

« В гостях у Веснянки»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям

Наблюдение за весенними изменениями в природе Загадки о весне Иллюстрации «Когда это бывает» Жизнь животных и птиц весной. Чтение стихов о весне Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной» П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»

 

« Солнце – большая звезда»

Развивать у детей элементарные представление и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных: показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем.

Рассматривание иллюстраций звездного неба Просмотр презентации «Солнечная система» Опыт: «Полярное сияние» Беседа «Когда солнце светит ярче» Игра-предположение «Если бы не было солнышка»

 

«Доктора леса»

Закрепить знание детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять умение классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелётные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы.

 

 

«Как художник лес рисовал»

уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество растений необходимость охраны этих растений и животных, которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать о приспособляемости животных к среде обитания

Беседа о лесе Рассказ «Как я побывал в лесу» Составление пищевых цепочек леса Д/и «Как вести себя в лесу» Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу» Рисование «Лес весной»

 

«Человек - живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

 

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека Беседа о потребностях человека Рассказ о вредных привычках Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус» Гимнастика для глаз

 

 

 

 

«Май»

«Цветущий и поющий май»

«Земля- наш общий дом»

 

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Беседа «Где я живу» Сравнение речки, болота, моря Д/и: «Рассели животных» «Кто живёт на суше, а кто в воде» Рисование «Звёздное небо»

 

« Насекомые - наши помощники»

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок Наблюдения за насекомыми Рассматривание иллюстраций Д/и «Найди насекомых, поедающих листья» Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»)

 

« Экскурсия в плодовый сад в период цветения»

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства

Наблюдения за цветением деревьев Рассматривание иллюстраций «Сравнение различных периодов весны» Д/и «Раскрась предметы живой и неживой природы», «Найди такой же» Рассматривание картины «Цветущий сад» Игра «Пчёлки»

 

«Экологическая тропинка»

 

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» Целевая прогулка по экологической тропинке Игра «Что ты сделал доброе для природы?» ТРИЗ «Что будет, если» Д/и «Кто больше» П/и «Раз, два, три- к дереву беги» Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» Игра «Опиши, а мы отгадаем»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×