Статья План-конспект открытого урока во 2 классе КДХШ по учебному предмету "Живопись. Натюрморт из 3 предметов в технике "Гризайль"". Автор: Коржев Владимир Евгеньевич

Автор: Коржев Владимир Евгеньевич
Форитрование навыков работы монохромными красками. Соблюдение последовательности в работе на каждом этапе. Развитие аналитических способностей в изучении натуры.


Автор: Коржев Владимир Евгеньевич

 

 

 

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Курская детская художественная школа

Курского муниципального района Ставропольского края

 

 

 

 

Дополнительная предпрофессиональная

Общеобразовательная программа «Живопись»

 

 

Открытый урок во 2 классе

Учебный предмет «Живопись»

 

 

Преподаватель: Коржев В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

 

План - конспект

открытого урока во 2 классе по учебному предмету «Живопись»

преподавателя муниципального учреждения дополнительного образования Курской детской художественной школы Курского муниципального района Ставропольского края

Коржева Владимира Евгеньевича

 

 

Тема урока: натюрморт из трёх предметов контрастных по форме и фактуре в технике «Гризайль».

Количество часов: 6 часов / 2 занятия по 3 часа/

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая - Формирование навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их фактуры, с выявлением планов на которых они расположены.

Закрепление умения последовательно вести работу.  Ознакомление с техникой «гризайль» на уроке живописи и грамотное её применение в работе.

Развивающая: развитие аналитических способностей в изучении натуры, развитие творческого воображения.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать культуру труда, , воспитание аккуратности в ведении работы.

Задачи: формирование навыка работы монохромными красками и смелого обращения с моделированием объема предметов натюрморта. Соблюдение последовательности в работе на каждом этапе, выделение основных форм. Деталировка и многое другое.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

- Методическое пособие, выполненное преподавателем «Поэтапная работа над натюрмортом в технике «Гризайль»;

- Учебные работы учащихся из методического фонда.

Для учащихся:

Мольберты

Краски акварельные

Бумага акварельная формат А-3

Карандаш графитный

Ластик

Освещение: - верхнее боковое.

Педагогические технологии:

Творческий дифференцированный подход;

Здоровьесберегающие.

Учащиеся должны:

Уметь анализировать натурную постановку

Компоновать в листе

Уметь грамотно работать в тоне, передавать объем предметов, пространство.

 

План проведения занятий

Занятие I

1. Организационный момент

2. Анализ постановки, формы предметов и их взаимного положения

3. Композиционное решение натюрморта

4. Конструктивное построение натюрморта

5. Итог I занятия

Занятие 2

1. Организационный момент

2. Уточнение пропорций, начало работы в тоне от светлого к темному в технике

«Гризайль»

3. Тональный анализ постановки. Выявление самых светлых и самых темных мест с

учетом плановости, переднего плана.

4. Обобщение и завершение работы над натюрмортом

5. Итоговый просмотр (анализ работ)

 

 

Занятие I

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня открытый урок по живописи. Мы будем выполнять натюрморт в акварельной живописи в технике «гризайль». Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего сепии. По академическим стандартам гризайль всегда входила в группу базовых упражнений, она отлично тренирует графические и живописные навыки. Эта техника вам частично знакома, но вместе мы ее еще не выполняли. Предлагаю узнать основные этапы по выполнению данной техники, задачи натюрморта, а так же научиться грамотно распределять тоновые отношения в живописи.

Введение в тему

Тема нашего урока «натюрморт из трех предметов». Думаю, что у вас получатся прекрасные работы. Работу будем выполнять на формате А3.

Слушают, проверяют рабочее место.

Преподаватель освещает натурную постановку, обращает внимание на натюрморт и мольберты учащихся

Формирование новых знаний

Учитель объясняет на своей методической разработке, показывает конкретный этап урока, который должны выполнить учащиеся.

 

Успех работы над натюрмортом на данном этапе зависит от умения правильно подобрать цвет, который будет являться основой вашей работы в цветовом решении, определить четкие свето-теневые границы в тональном отношении (самое темное, самое светлое). Я, думаю, вы поняли свою задачу. Можно приступать к работе.

 

Учащиеся расставляют мольберты вокруг постановки, выбирая наилучшие точки зрения на постановку, готовят материалы, бумагу, карандаши, акварельные краски и т.д.

Обращение преподавателя к учащимся, в котором ставятся цели и задачи каждого этапа работы над натюрмортом:

- Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие этапы: - это

- предварительный анализ постановки;

- композиционное размещение изображения на листе бумаги;

- передача характера формы предметов и их пропорций;

- конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости;

- выявление объема предметов посредством светотени;

- детальная прорисовка формы предметов;

- обобщение и – подведение итогов работы над подготовительным рисунком.

2. Анализ формы предметов и их взаимного положения

Натюрморт состоит из предметов, различных по форме и материальности.

Преподаватель в беседе с учащимися выясняет формы предметов и их пропорции. Самым крупным предметом в постановке является кувшин, напоминающий цилиндр, расположенный на втором плане, самое светлое в натюрморте, расположено на переднем плане - это чашка, самый тёмный предмет - яблоко.

 

3.Композиция натюрморта

Рассмотрим натюрморт с различных точек зрения и выберем наиболее удачную, обращая внимание на эффекты освещения, т.е. с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Продумаем, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги – вертикально или горизонтально.

Важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Сверху надо оставлять больше места, чем снизу, - тогда у зрителя будет впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем, надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

Необходимо найти композиционный центр на картинной плоскости.

Композиция натюрморта выполняется учащимися на маленьком листе, а затем на большом. Далее легко касаясь карандашом бумаги, наметим общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует – главное, определить размеры и пропорции каждого из предметов (по высоте, ширине, глубине, пластике).

Конструктивное построение натюрморта.

Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу, преподаватель объясняет, что конструктивное построение натюрморта ведется с учетом расположения линии горизонта. Нельзя допускать, чтобы в рисунке след одного предмета «наступал» на след другого, надо четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой – на втором. Метод линейно – конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Здесь же, в линиях, следует наметить границы света и тени, чтобы потом их не искать на каждом предмете в отдельности. Затем нужно нарисовать края столешницы и на них положить драпировки. После этого, намечаем собственные и падающие тени.

В процессе самостоятельной работы учащихся над рисунком, преподаватель делает замечания по мере необходимости индивидуально каждому ребенку.

4. Итог 1-го занятия

Делаем текущий просмотр работ на каждом этапе работы. Преподаватель анализирует все поисковые этюды к натюрморту.

Занятие II

 

1.Организационный момент. Вводная беседа. Гризайль называют промежуточной стадией между рисунком и живописью. Но если в рисунке объем наносится с помощью штриховки, которой можно постепенно набирать тон и легко стереть, в живописи объем создается с помощью мазков, так называемой лепкой. Лепка объема принципиально отличается от штрихования тем, что карандашом объем создается из нарисованной формы, понемногу усиливая тень и свет. Мазками форма создается объемом и лепится сразу, желательно в один-два прохода, чтобы сохранить свежеть и легкость живописи. Сегодня мы будем работать акварелью, поэтому будем использовать только один цвет – белый цвет заменит вода. Учащиеся прикрепляют к мольбертам сделанный предварительно на предыдущем уроке поисковый этюд к натюрморту. Не забудьте, что так же, как и в рисунке, работа начинается с распределения тона в натюрморте по всем теневым границам (сначала собственные тени, падающие, затем полутени). Слушают, обдумывают, смотрят. Готовятся к работе.

2.Выявление объема предметов посредством светотени. Тональный анализ.

Преподаватель знакомит с понятием тона: - это слово происходит от греческого tonos, что означает «напряжение». Тон – физическая характеристика света (количество и качество света на поверхности предмета). Изменение светосилы отдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве по отношению к источнику света и влечет за собою изменения тона данной поверхности. Тон определяется характером источника света (солнечный, лунный, искусственный) и окраской самого предмета, на который падает свет.

Распределение света имеет определенные законы:

-по мере удаления поверхностей от источника света освещенность их будет ослабевать: сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния от предмета до источника света. Поверхности тел, удаленные от источника света на вдвое большее расстояние, будут освещены в четыре раза слабее. Из этого следует, что чем дальше предмет от источника света, тем слабее должна быть передана в рисунке его светосила;

- контраст света и тени на предметах, расположенных ближе к источнику света, резче, чем на предметах, удаленных от него. При удалении предметов на большое расстояние, они становятся однотонными, границы светотени трудноразличимыми. При приближении источника света к натуре, можно заметить, что очертания, как самого предмета, так и его теней вновь становятся четкими и ясными;

- падающая тень от предмета, сильнее тени на самом предмете. При рисовании предмета темного цвета, падающую тень у основания предмета надо делать темнее, чем тень на предмете.

Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, окончательно уточняем правильность композиции и конструктивного построения, хотя техника гризайли позволяет вносить коррективы в ходе всей работы.

Начинаем работу в тоне с самого светлого пятна в постановке. Наносим первый лессировочный слой, не закрашивая блики и самые светлые пятна в натюрморте. Определив границы света и тени, постепенно уплотняем слой за слоем более тёмные места на формах предметов. Намечаем границы собственных и падающих теней. Обязательно нужно следить за тональными отношениями. Работу учащиеся должны вести равномерно по всему листу. При первой прокладке тоном, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.

-Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.

-По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.

Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.

Далее надо определить самое темное место в натуре.

Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета. Детальное прописывание формы предметов.

Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом.

При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прописывать каждую деталь предмета, выявлять ее структуру, передавать характерные особенности материала, прослеживать, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка кувшина, чашка), чем отличается блик на кувшине от блика на яблоке, а последний от блика на чашке и т.п.

Слушают, воспринимают. Вносят свои замечания и предложения. Идет творческий процесс. Учитель с каждым учеником работает индивидуально, на примере своих работ дает советы.

 

Время нашего урока подходит к концу, выставляйте мольберты в ряд, будем делать анализ выполненных работ. Экспресс – выставка (просмотр). Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было видеть все сразу и сравнивать между собой, анализ проводится вместе с учащимися, оценивается выполнение поставленной задачи и степени ее достижения. Обсуждение работ: плюсы, минусы. Слушают, обсуждают. Преподаватель делает общий текущий просмотр и отмечает положительные и отрицательные стороны каждой работы. Он акцентирует внимание учащихся, на что в будущем следует обратить внимание, также отмечает успехи, удачные моменты выполненной работы.

Итог 2 занятия. Завершение урока. Учащиеся прибирают свои места. Дежурные наводят порядок в классе. Контроль со стороны учителя.

 

Анализ урока

 

Показатели, характеризующие творческую активность учащихся на уроках рисунка:

- аналитический подход к изучению натурной постановки: умение видеть натуру, анализировать процессы изменения тона в зависимости от источника света, формы предметов, расположения в пространстве;

- изобразительный показатель: умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности в монохромной живописи, художественными материалами.

- композиционный показатель: грамотное расположение изображения натюрморта на листе с выделением главного.

1 уровень – работа выразительна, закомпонована в листе, свежа, грамотно построена и выполнена в тоне, переданы пространство, материальность, тональность предметов.

2 уровень - работа недостаточно выразительна, вяла, тональные отношения соблюдены не всегда верно

3 уровень – работа «замучена», форма предметов – плоская, отсутствует объем и пространственная среда.

Урок проведен успешно – количество работ высокого уровня преобладающее

Цели и задачи урока выполнены полностью.

Самоанализ урока, примененные на данном уроке методы: наглядности, посильности, аналитический метод оказались очень эффективными.

Самоэффективность урока – высокая

Выводы из проведенного урока для подготовки к следующему: положительный эмоциональный отклик у каждого учащегося вызвало подведение итогов работы над натюрмортом. Заканчивая работу, они с интересом проверяли общее впечатление от изображения и натуры. Смотрели издали и определяли, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверяли силу рефлексов. На этом уроке учащиеся научились делать рефлексы не очень яркими, чтобы они не могли спорить ни со светом, ни с полутенями, смотреть на них прищуренными глазами. Научились сравнивать первый план и второй.

Усвоили основное правило работы в технике «гризайль»: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки». Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, учащиеся держали в глазу всю фигуру, не стремились сразу к общему, а вникали в детали, не боялись первоначальной пестроты. Необходимо в дальнейшем ставить учебные постановки интересными, вызывающими эмоциональный отклик в каждом рисующем ученике, тогда и решение даже самых сложных задач в работах в технике «гризайль» будет успешным и будет способствовать творческому решению и раскрытию образов и вызовет интерес к предмету. В дальнейшем, во время обучения или создания творческих произведений, нужно продолжать учить решать такую проблему, как цельное восприятие картины. Живопись гризайль, а в будущем создание подмалевков в этой технике помогут правильно собрать массы и объемы в один цельный организм картины.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x