Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

План-конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание" | Клейносова Валентина Николаевна. Работа №316051

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В ходе урока учащиеся знакомятся с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; учатся понимать христианское значение слова “ближний”, чем милосердие отличается от дружбы,к ак христианин должен относиться к людям,учатся понимать, каким должно быть отношение христианина к личным врагам, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. на уроке используются различные формы и методы работы: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

 

·        

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

с. Старомарьевка Грачевского муниципального округа

Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

«Милосердие и сострадание»

Разработка урока «Основы религиозных культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для обучающихся 4 классов

 

 

Автор работы: Клейносова

Валентина Николаевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

с. Старомарьевка

2023г.

 

 

Тема: Милосердие и сострадание.

Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, сострадания, показать взаимосвязь понятий “милосердие”, “ближний”, “любовь к врагам”.

Задачи урока.

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слова “ближний”.

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня, любите врагов своих.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Приемы: беседа, рассказ, диалог.

Оборудование к уроку: презентация к уроку, проектор, учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011, толковые словари.

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся узнают:

Что такое милосердие, сострадание

Чем милосердие отличается от дружбы.

Кого называют ближним.

Как христианин должен относиться к людям.

Ход урока:

I. Организационный этап.

- Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнитесь друг другу!

II. Определение темы урока, постановка задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

а) Словарная работа. (2 слайд)

Притча - рассказ с нравоучением.

Самаряне - жители одной местности в Палестине.

Заповедь- правило жизни.

Жить достойно - жить по заповедям Христа.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

б) Чтение “Притчи о добром самарянине”.

в) Беседа по прочитанному:

- Кому принес пользу поступок самарянина?

Пострадавшему

Самарянину

Владельцу гостиницы

- Объясните свой выбор.

- Какими качествами обладал Самарянин?

Равнодушие

Доброта

Жадность

Скромность

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

- Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

Кого мы называем ближним ?

(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)

- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)

- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

 - Тема нашего урока “Милосердие и сострадание” (слайд ). 

Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". (Слайд)

III. Работа по теме урока.

1. Исследовательская работа в группах (слайд ).

а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Третья группа.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Четвертая группа.

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

Пятая группа.

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

- Как понимаете слова?

- Что общего?

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

-Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласковой)

2. Беседа.

Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость) Что думаете о значении этого слова? Назовите синонимы (Помощь. Забота. Жалость)

-Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе.

Милость» - это любовь, жалость, сострадание. Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминают об отношении к пожилым людям и детям)

-Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? (Ответы детей)

Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!» (слайд)

А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

3. Комментированное чтение статьи из учебника для учащихся

« Милостыня» (Ученики делают вывод из прочитанного)

Ответы детей: Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
(слайд) Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину.

4. Работа в группах.

- Прочитайте пословицы о милосердии, доброте и сострадании, объясните значений этих пословиц. (слайд)

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость. (слайд)
– Почему сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем добра?

Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

Учитель: Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

- Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица.

 Наш класс просто расцвёл от улыбок.

5. Работа над притчей «Если ты такой милосердный, то забирай даром». (слайд)

Учитель: А сейчас послушайте одну притчу: «Если ты такой милосердный, то забирай даром».

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

 – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали ?

- Каким качеством обладал мальчик?

- Как назвал продавец мальчика?

-Кого называют милосердным?

-Что значит сострадание?

6. Работа над высказываниями Великих русских Святых «О милостыни и благотворении» (слайд)

«У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним», «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас» (Св. Григорий Богослов)

«Оказывай милости дарами, служением ближнему, утешением, терпением гнева ближнего, прощением обид» (Свв. Авва Дорофей и Иоанн Лествичник).

7. Милосердие в современном мире.

Учитель: В настоящее время милосердие находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость.

(слайды о милосердии в современном мире: гуманитарная и медицинская помощь воинам, участвующим в военной операции на Украине, беженцам.)

«Семь дел милосердия» - Игра на внимание.

- Выбери из перечисленного добрые дела. (Используется раздаточный материал)

IV. Рефлексия. «Цветок Добра».

- Что нужно делать, чтобы каждого из вас считали милосердным? (Учащиеся пишут по одному слову на лепестках от цветка и прикрепляют к доске)

Вывод. (Слайд )

- Научиться любить ближних.

- Учиться прощать врагов.

- Подавать милостыню нуждающимся.

Ребятамне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас добрыми людьми.

Ученик читает стихотворение: (слайд)

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.

Л. Татьяничева.

V. Итог урока:

Учитель: Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех. А вы, ребята, смогли прикоснуться к истокам истинного сострадания и милосердия, понять его истинный смысл. И каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

А завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова (слайд)

«И слепому, и прокаженному, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

(Звучит тихая спокойная мелодия) (слайд)

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

«…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»! (слайд).

Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×