Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Поддержка детской инициативы детей дошкольного возраста в дидактической игре | Коршунова Ольга Петровна. Работа №334359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В моей статье рассказывается об использовании метода "Дидактическая игра" для поддержки познавательной инициативы у детей младшего дошкольного возраста. Данная тема является темой самообразования. Я ей занимаюсь уже не первый год и считаю её очень актуальной и интересной, т.к. игра - это основной вид деятельности дошкольников, в которой происходит развитие ребенка в познании. Ребенок в игре получает возможность обогатить, расширить и закрепить знания об окружающем мире, активный словарь, развивать связную речь и словесное творчество, а также коммуникативные навыки.

«Дидактические игры как поддержка познавательной инициативы детей младшего дошкольного возраста».

Коршунова Ольга Петровна

воспитатель

ЧДОУ Детский сад «Золушка»

г. Бийск, Алтайский край

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. В игре ребёнок получает возможность обогатить, расширить и закрепить знания об окружающем мире, активный словарь, развивать связную речь и словесное творчество, а также коммуникативные навыки.

Согласно ФГОС одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка познавательной инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка познавательной инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные виды образовательной деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность и др.

Поэтому дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно-печатные игры – могут представлять собой парные картинки, лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности.

Игры с предметами (игрушками) основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Развивающие дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Для развития детской познавательной инициативы в группе создана разнообразная предметно – пространственная развивающая среда: зона сенсорного развития: игры-вкладыши («Дикие животные», «Аквариум», «Формы», и др.), игры-сортеры, разнообразные пирамидки, шнуровки и бизиборд; а также много настольных дидактических игр, изготовленные своими руками («Веселые заплатки», «Прищепки», «Кто что ест?», «Разрезные картинки» и т.д.).

Организация предметно – пространственной развивающей среды, построена так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно – пространственная развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской познавательной инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает активность во всем.

Начиная работу в данной теме, я понимала, что малыши имеют большое любопытство, но минимальный запас знаний и представлений, минимальный словарный запас и еще не умеют самостоятельно играть. Поэтому необходимо было спланировать последовательность своей работы в соответствии с возрастом детей и структурой дидактической игры, а также создать необходимые условия.

На первом этапе использую простые дидактические игры на простейшие игровые действия, используя небольшое количество обычных, легко узнаваемых предметов. Например, узнавание предметов и их качеств (такие как «Какого цвета?», «Какой формы?» и др.), разобрать-собрать несложный предмет (пирамидки разной сложности), отгадать источник звука («Что звенит?», «Кто позвал?» и т.д.), найти пару («Варежки», «Перчатки для котят» и др.).

На втором этапе работы в данной теме предлагаю детям игры, в которых требуются уже более сложные действия: проявить внимательность, память, выбрать верный вариант из множества («Фигуры», «Собери овощи», «Собери фрукты»), назвать явление («Когда это бывает?», «Времена года», «Найди пару»); на развитие психологических качеств.

На третьем этапе детской игры преобладают действия аналитического и творческого характера: соотнести, обобщить, классифицировать, придумать (например, «Лото», «Кто где живет?», «Детеныши» и др.). Дети учатся соблюдать правила и следить за выполнением правил.

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством поддержки умственной активности и познавательной инициативы детей младшего дошкольного возраста, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Список используемой литературы

«Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва 1991г.

Материалы сайтов:

nsportal

.

ru

,

maam

.

ru

,

infourok

.

ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×