Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приёмы формирующего оценивания на уроках физики | Петрофанова Лера Борисовна. Работа №334360

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье даётся определения формирующего оценивания, его преимущества  и отличия от традиционных видов оценивания учащихся. Рассматриваются такие  приёмы формирующего оценивания как тематические карты оценивания, мнемонические приёмы на уроках физики, карты понятий (интеллект- карты).При обучении мнемоническим методам важно апеллировать к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, поскольку такой личностно окрашенный материал по всем законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше. Рифмованная форма определений и законов, другие мнемонические приёмы физики облегчают запоминание учебного материала, повышают работоспособность.Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игрЫ воображения и фантазии. В них учтены все виды учебной деятельности по теме, выделен обязательный минимум (недостаточный для получения удовлетворительной оценки), виды деятельности, за которые можно получить дополнительные баллы (ответы на уроке, решение задач у доски, самостоятельное решение задач в тетради, выполнение лабораторных работ, домашнее задание, сообщение и т. д.);  листы самооценки, которые  учащиеся применяют перед промежуточным и итоговым контролем. Около каждого понятия они ставят знаки: + (знаю, могу применить), - (не знаю), + - (сомневаюсь). Выставляют себе отметку в соответствии со шкалой отметок. Если отметка ученика  совпала с полученной отметкой за проверочную работу, то ученику  в журнал выставляется две отметки. Такая же система  может применяться и при оценке контрольной работы;планы характеристик явлений, физических величин,  законов, техническихустройств и оценочные карты работы по этим планам; «банк задач»  включающий домашние задачи, решаемые в классе, задачи из контрольной работы. Эти  задания расположены по мере возрастания сложности. Решение этих задач позволяют получить дополнительные отметки или дополнительные баллы при условии: задачи должны быть решены к контрольной работе;критерии оценивания контрольных,  самостоятельных и лабораторных работ;таблица перевода в «5» балльную шкалу.  Мнемоприёмы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к экзаменам и зачетам.  

 

В методических рекомендациях для образовательных организаций Краснодарского края
о преподавании физики в 2022-2023 учебном году говорится: « Организовать
освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировке индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика.

Наиболее полно новая образовательная стратегия формирующего оценивания выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением». Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» - это уже цитата. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв, часто буквально пропасть, между тем, что дал преподавалось и тем, чему обучились школьники. Когда педагоги, в конце концов, это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Чем этот тип оценивания отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе и, во всяком случае, в отечественной школе является общим местом? Дадим принципиальные для этого различения характеристики.

Оценивание для обучения:

Центрировано на ученике

Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Направляется учителем

Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

Разносторонне результативно

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: « Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; « Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; « Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

Формирует учебный процесс

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

 

 

Определено контекстом

Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

Непрерывно

Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

Коренится в качественном преподавании

Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практики - включив механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, - практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, читает домашние задания, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.

Здесь опять хочется задать вопрос – разве то же самое не происходит всегда? Учитель в процессе преподавания всегда так или иначе воспринимает вопросы учеников, их комментарии, поведенческие реакции и мимику и отвечает на них. Но суть в том, что он это делает в основном автоматически. Этот «автоматический» сбор и переработка информации – бессознательный внутренний процесс. Учитель серьёзно зависит от своих восприятий, впечатлений, переживаний того, как учатся его ученики, он делает на этом основании важные суждения, но почти никогда не выносит процесс такого оценивания вовне. Не ищет подтверждения своих впечатлений, не сравнивает их с тем, как воспринимают процесс собственной учёбы сами ученики. В ходе преподавания учителя накапливают много информации о процессе учения, но большая часть их выводов и предположений остаётся непроверенной.

Даже когда учителя вполне традиционными способами - посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов - собирают обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников – не может действенно повлиять на их учёбу. На практике очень трудно «перепрограммировать» учеников, которые привыкли думать о том, что они написали в тестах, и за что получили отметки, как о материале, который они «прошли» и «сдали». Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Цель подобного оценивания – создание именно такой, ранней обратной связи.

Итак, подводя предварительную черту, ответим на первый вопрос: Что такое формирующее оценивание или оценивание для обучения?

1. Оценивание это больше, чем маркировка.

Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание , находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

2. Оценивание – это обратная связь

Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать ученикам обратную связь. А чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения (learning), необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

 

3. Оценивание направляет учение

Написав тесты, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс. Традиционные техники тестирования, как правило, проверяют, знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по определённому алгоритму, – этооздаёт у учеников представление, что именно такой род знаний является наиболее ценным.

В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая глубоко понимания основных концептов и законов. И именно таким образом наше оценивание направляет их учение.

Это происходит, хотим мы этого или нет. Поэтому, если педагоги действительно хотят воздействовать на то, что и как учит ученик, нужно выявить следующее. Во-первых, определить, что, по нашему мнению, он должен извлечь из изучаемого курса. И, во-вторых, понять, какие формы оценивания этому соответствуют.

То есть, прежде всего, необходимо определить цели преподаваемого курса – их надо обозначить и письменно зафиксировать. Поскольку изначально оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени эти цели достигнуты. Это то, почему мы совершаем оценивание. Уверенность в том, что выбранные техники действительно позволяют определить, соответствует ли учебный результат установленным целям, даёт основание совершать оценивание именно этим способом.

Таким образом, ответом на второй вопрос - зачем мы оцениваем - будет звучать так: чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.

Преподавая тот или иной курс, учитель принимает решение о том, что ученики должны знать и уметь по его завершению . Исходя из этого, он определяет содержание курса: темы, их последовательность и т.д. и формы работы – эксперименты, лекции, групповые занятия, домашние задания, которые дадут возможность полностью покрыть содержание курса. Кроме того, он решает, какие методы оценивания будет использовать – тесты, письменные задания, практические работы и т.п.

Все эти решения в любом случае отражают поставленные преподавателем цели, и хорошо, чтобы они были формализованы ещё на том этапе, когда он планирует курс. Формализация учебных целей – это первый шаг. После этого предстоит измерить, в какой степени они достигнуты. И надо выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценочные техники с поставленными учебными целями.

Итак, на третий вопрос - почему мы будем оценивать именно таким образом – мы отвечаем: чтобы согласовать оценивание с поставленными целями.

Поскольку, как уже говорилось, наиболее распространенные техники тестирования оценивают знание фактов и способность решать задачи алгоритмичным путём, в случае, когда установленные нами цели являются иными - например, предполагают понимание процессов и законов, долговременный интерес к предмету, способность критически анализировать информацию, представленную масс-медиа, - традиционные тесты не обеспечат нас адекватными данными. Неправильно выбранные техники оценивания дадут ученикам неправильный посыл относительно того, чего мы от них хотим и что они должны взять из изучаемого курса.

Ассоциация преподавателей естественных наук, организованная Национальным институтом естественнонаучного образования Университета Висконсин-Медисон (National Institute for Science Education's, University of Wisconsin-Madison, USA) представила весь процесс обучения в виде модели «Дорожной карты» с постановкой учебной цели вначале, прокладыванием пути и оцениванием в конце. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому. Эта «дорожная карта» обеспечивает детальную разработку направления и всех действий, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:

Перевести цели в измеряемые учебные результаты.

Определить необходимый для них уровень достижений.

Отобрать и содержание, и техники оценивания.

Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.

Провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

 

Я приведу несколько приемов (техник) формирующего оценивания, которые применяю в своей проактике.
1.Тематические карты оценивания.

В них учтены все виды учебной деятельности по теме,

выделен обязательный минимум (недостаточный для получения удовлетворительной оценки),

виды деятельности, за которые можно получить дополнительные баллы (ответы на уроке, решение задач у доски, самостоятельное решение задач в тетради, выполнение лабораторных работ, домашнее задание, сообщение и т. д.);

листы самооценки, которые учащиеся применяют перед промежуточным и итоговым контролем.

Около каждого понятия они ставят знаки: + (знаю, могу применить), - (не знаю), + - (сомневаюсь). Выставляют себе отметку в соответствии со шкалой отметок. Если отметка ученика совпала с полученной отметкой за проверочную работу, то ученику в журнал выставляется две отметки. Такая же система может применяться и при оценке контрольной работы;

планы характеристик явлений, физических величин, законов, технических

устройств и оценочные карты работы по этим планам;

«банк задач» включающий домашние задачи, решаемые в классе, задачи из контрольной работы. Эти задания расположены по мере возрастания сложности. Решение этих задач позволяют получить дополнительные отметки или дополнительные баллы при условии: задачи должны быть решены к контрольной работе;

критерии оценивания контрольных, самостоятельных и лабораторных работ;

таблица перевода в «5» балльную шкалу.

При применении карт оценивания в 7 классе наиболее успешно работают более простые варианты, когда ученики оценивают результаты работы по конкретным вопросам: например, решение задач по теме В этих картах учтены основные требования программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса по физике: в результате изучения физики на базовом уровне ученик должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

 

Для учащихся 7 класса.

 

Оцени свою работу на уроке (урок обучения решению задач)

(за каждый пункт – 1 балл)

Умею находить заданные и неизвестные величины в тексте задачи

Умею записывать

«

дано

»

Умею переводить значения величин в СИ

Умею выбрать формулы для решения задачи

Правильно рассчитываю значения величин

Задачи решил самостоятельно

Помог на уроке другим ученикам

Решил задачи из дополнительной карточки

7 – 8 баллов: «5»

5 – 6 баллов: «4»

3 – 4 балла: «3».

 

 

Характеристика явлений

Формулировка, выражающая суть (определение) явления.

Опытные факты, в которых обнаруживается явление.

Объяснение явления на основе теории.

Использование и учет явления в практике, проявление в природе.

 

 

Физическое явление

Баллы

1. Знаю имя ученого, который открыл явление, год открытия

1

2. Знаю определение явления

1

3. Знаю примеры явлений из учебника

1

4. Умею приводить свои примеры явлений

1

5. Умею рассказать об опыте, в котором наблюдается явление

1

6. Умею продемонстрировать опыт, в котором наблюдается явление

1

7. Умею объяснить явление

1

8. Применяю законы, формулы, определения физических величин для объяснения явления

1

9. Знаю примеры проявления в природе и применения и учета явления из учебника

1

10. Умею приводить свои примеры проявления в природе, применения и учета явления

1

Всего баллов/отметка

 

Данные карты- схемы самооценки даются на первых уроках и записываются в словари при изучении общих тем.

.

 

 

 

 

 

Проверочный лист по теме «Взаимодействие тел» 7 класс

Знать:

1

2

Механическое движение (понятие)

 

 

Траектория(понятие)

 

 

Путь (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

 

 

Перемещение (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

 

 

Что общего и чем отличаются путь и перемещение?

 

 

Скорость (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

 

 

Равномерное движение (понятие)

 

 

Неравномерное движение(понятие)

 

 

Прямолинейное равномерное движение (понятие, особенности, формулы и графики: пути, скорости, зависимости координаты тела от времени)

 

 

Средняя скорость (понятие, формула, единицы измерения, границы применения формулы)

 

 

Вектор (понятие, графическое изображение, условное обозначение, правила сложения и вычитания векторов)

 

 

Проекция вектора на координатную ось (понятие, условное обозначение, правило нахождения)

 

 

Закон сложения векторов ( понятие, формула)

 

 

Инерция(понятие)

 

 

Инертность (понятие)

 

 

Взаимодействие тел(понятие)

 

 

Масса тела (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

 

 

Плотность вещества (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

 

 

Сила (понятие, буквенное обозначение, единицы измерения, способы определения, отчего зависит)

 

 

Сила тяжести (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы применения формулы, единицы измерения,, способы определения)

 

 

Сила упругости (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы применения формулы, закон, единицы измерения,, способы определения)

 

 

Сила трения (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы применения формулы, единицы измерения,, способы определения)

 

 

Вес тела (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы применения формулы, единицы измерения,, способы определения)

 

 

Равнодействующая сила (понятие, формула, способы определения)

 

 

 

Уметь:

 

 

Графически изображать: перемещение тела, силы действующие на тело

 

 

Измерять: пройденный телом путь, время движения, размеры тел правильной формы, массу тела, объём тела, плотность жидкости, силу тяжести, вес тела, силу упругости, силу трения скольжения, максимальную силу трения покоя

 

 

Владеть способами выполнения расчётов при нахождении: скорости, пути, времени и координаты тела при прямолинейном равномерном движении; средней скорости; собственной скорости тела, скорости подвижной системы отсчёта, скорости тела относительно неподвижной системы отсчёта; массы тела , плотности, объёма тела; силы тяжести; силы упругости; веса тела; силы трения; равнодействующей силы

 

 

Переводить несистемные единицы измерения в СИ и наоборот

 

 

Находить связь между физическими величинами

 

 

Строить графики зависимости физических величин, по графикам определять физические величины

 

 

Использовать полученные знания для объяснения физических явлений происходящих в окружающем нас мире

 

 

 

оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.

Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.

Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.

Фактически отметка рассматривается, как замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения.

Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания - это конкретное выражение учебных целей.

Критериальная

отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она является лишь источником информации.

Ученик сам оценивает свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для 8 класса.

 

ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Фамилия, имя_________________________ Класс___________________

Обязательный минимум.

Определения, формулы

Оценка

Возможное количество баллов

Полученное

количество

баллов

1. Тепловое движение

2. Температура

3. Внутренняя энергия

Ответы на уроке.

 

3

 

4. Способы изменения внутренней энергии

5. Теплопередача и ее виды

Д/з. Задание 1.

1

 

 

Д/з. Упр. 1-3

3

 

 

Тест № 1 «Виды теплопередачи»

5

 

6. Количество теплоты

7. Удельная теплоемкость вещества

8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделенного им при охлаждении

Д/з. Упр. 4

3

 

 

Тест № 2 «Количество теплоты. Удельная теплоемкость».

5

 

 

Решение задач на уроке в тетради.

5

 

9. Изменение внутренней энергии тел при теплообмене

 

Тест № 3 «Сравнение количеств теплоты при теплообмене»

5

 

10. Выделение энергии топлива

11. Удельная теплота сгорания топлива

12. Расчет количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива

Д/з. Упр.5

3

 

 

Ответы на уроке.

3

 

 

Решение задач на уроке в тетради.

5

 

 

Тест № 4 «Энергия топлива»

5

 

13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Д/з. Упр. 6

4

 

 

Итог

50

 

Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ

Объем правильно выполненных работ (в% от общего объема работы)

Баллы

Не превышает 30%

5 - 10

Не превышает 65%

11 - 15

Превышает 75%

- 30

Перевод в «5» балльную шкалу

Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной

Отметка

90% и более (более 126 баллов по теме)

5

75 – 89% (105 – 125 баллов по теме)

4

60 – 74% (84 – 105 баллов по теме)

3

До 59% (менее 83 баллов по теме)

2

 

 

Для 9 класса

Карта самооценки по теме «Электромагнитное поле»

Фамилия Имя класс________________________________________________________

Содержание темы

Знаю

+/-

Умею

+/-

Магнитное поле:

 

чем создается

 

охарактеризовать магнитное поле

 

 

на что действует

 

 

 

 

описание линий поля

 

нарисовать линии магнитного поля, созданного прямолинейным

проводником с током

 

 

определение однородного

 

 

 

 

и неоднородного поля

 

постоянными магнитами

 

Магнитное взаимодействие

как взаимодействуют одноименныеи

 

 

 

 

разноименныеполюсы магнитов

 

 

 

 

параллельные проводники с током

 

 

 

Направление линий магнитного поля

Действие магнитного поля на электрический ток

правило буравчика

 

применить правило буравчика

 

 

правило обхвата правой руки

 

применить правило обхвата правой руки

 

 

правило левой руки

 

 

 

 

 

 

применить правило левой руки

 

Индукция магнитного поля

Магнитный поток

определение вектора магнитной индукции и

 

рассчитать модуль вектора магнитной индукции

 

 

формулу расчета модуля вектора магнитной индукции

 

определить, как изменяется магнитный поток в конкретных примерах

 

 

величины, от которых зависит магнитный поток

 

 

 

Явление электромагнитной индукции (ЭМИ) и самоиндукции.

Правило Ленца

определение ЭМИ и

 

описать опыты, в которых

наблюдается явление ЭМИ

 

 

самоиндукции

 

 

 

 

правило Ленца

 

и самоиндукции

 

 

примеры применения

и учета явлений (генератор, трансформатор)

 

применить правило Ленца для определения направления индукционного тока

 

Электромагнитные волны

Шкала электромагнитных волн

определение

 

применить формулы расчета

характеристик волн в решении задач

 

 

характеристики волн

 

 

 

 

формулы расчета

 

 

 

Колебательный контур.

Формула Томсона

определение

 

описать свободные электромагнитные колебания в контуре

 

 

конденсатор; емкость конденсатора; соединения конденсаторов

 

 

 

 

 

 

применить формулы в решении задач

 

 

индуктивность катушки

 

 

 

Закон преломления света

формулировка

 

применить для расчета показателя преломления

 

 

относительный и абсолютный показатели преломления

 

 

 

Поглощение и испускание света атомами

формула расчета частоты излучения (поглощения) света

 

применить для расчета частоты излучения (поглощения) света

 

Всего +

 

Всего +

 

Отметка

 

 

2.Применение мнемонических приёмов на уроках физики

Известно, что «язык физики – это язык физических величин, на основе использования которых формулируются и законы, и принципы, и теории». В процессе обучения учащимся необходимо запомнить определенное количество важных физических формул, законов, сведений. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениямиДля облегчения процесса запоминания важно научить учащихся пользоваться мнемоническими правилами.

Мнемоника (искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Использование мнемотехники – это возможность заставить учащихся не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

Принципы мнемотехники базируются:

1) на замене абстрактных понятий на понятия, имеющие образное представление (например, визуальное или аудиальное);

2) на установлении связей с уже имеющейся в памяти информацией.

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Я приведу примеры основных мнемонических правил для запоминания некоторых понятий, законов и формул физики.

 

I. Буквенный код. Из начальных букв запоминаемой информации образуют смысловую фразу.

1. Приём запоминания цветов видимого спектра известен даже детям дошкольного возраста: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”.

Первая буква каждого слова соответствует первой букве цвета в спектре: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Или другая фраза: Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

2. Для запоминания порядка планет в Солнечной системе можно

использовать следующее четверостишье:

Медвежонок Ветчину

Закусил Малиной.

Юркий Суслик Утащил

Ножик перочинный.

В приведённом стихотворении первая буква каждого слова является

первой буквой названия планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера,

Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все слова написаны с большой буквы, кроме последнего (т.к. с 2006 года Плутон утратил статус планеты). Или другая мнемоническая фраза:

Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного

II. Следующий приём- это рифмизация. Применяем и уже известные рифмованные «запоминалки», и сочиняем свои. Авторами «запоминалок» могут быть и сами школьники.

1. Например, закон Ома для участка цепи запоминаем так:

Кто закон не знает Ома?

С ним, конечно, все знакомы.

Быстро с нами повтори:

«U равняется RI».

2. При изучении темы «Звук. Звуковые волны» предлагаем стихотворение:

Звук это волна,

Причём продольная она,

А бежит она везде

В твёрдой, жидкой, газовой среде.

3. Изучая тему «Простые механизмы. Рычаг», применяем такую рифмовку:

Если любое твёрдое тело

вокруг неподвижной опоры вращается,

То знай, что оно рычагом называется.

 

4. Чтобы запомнить формулу для нахождения массы тела применяем фразу:

Массу мы легко найдём,

Умножив плотность на объём.

5. А запомнить формулу скорости при движении по окружности можно так:

Знает каждый инженер:

«Вэ» равно «омега эр»:

ϑ = ωR

6. Запомнить дольные приставки можно с помощью небольшой шуточной фразы:

жили три барана — милли-, микро-, нано- (степени отличаются друг от

друга на 3).

7. Для запоминания числа ПИ есть такое стихотворение:

Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, двадцать шесть и пять

8. Закон Архимеда в шуточной рифмованной форме:

Тело, всунутое в воду, 

 

выпирает на свободу 

 

с силой выпертой воды 

 

тела, впертого

туды

.

Если тело вперто в воду, 

 

то оно не тонет

сроду

 

Его

прет

из-под

туды

 

 

сила выпертой воды.

9. Представить процесс цепной ядерной реакции поможет следующее стихотворение:

Попав в ядро плутония, случайно,

Нейтрон его, как каплю разрубает.

Ядра осколок, каждый, моментально

Большую очень скорость набирает.

Осколки положительные оба,

Поэтому стремятся разлететься.

Энергией своей они немного

Реактору помогут разогреться.

Но кроме двух осколков энергичных,

Ещё два - три нейтрона вылетает.

Попав в уран на скоростях приличных,

Нейтрон его в плутоний превращает.

Другой нейтронпять попав в плутоний,

Как будто круг реакций замыкает.

Такой процесс учитель - физик строгий

Цепной реакциею называет.

 

III. Для запоминания формул применяется приём созвучных фраз, в частности, чтение формулы по буквам, расположенным в определённом порядке. Можно воспользоваться уже известными фразами, придумать свои или предложить придумать детям.

1. Для запоминания формулы силы Ампера: Fа=BIL sin α ,

Используем фразу «Ампер с силой бил синус альфа».

2. Формулу для нахождения силы Лоренца: FлqB sinα ,

Поможет запомнить фраза «Лоренц в куб синус альфа (заталкивал)».

3. Средняя скорость теплового движения частиц: <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>запоминается как «три кота на мясо».

4. Закон электролиза можно запомнить, как «Масса КИТа»: m=kIt

5. Уравнение Менделеева – Клапейрона:

<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>

«Папа Витя мама Рита»

6. Давление жидкости на дно и стенки сосуда: p= pgh ,

Запоминаем как: «Рожа-Аш

7. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Wр= qEd , поможет запомнить слово «кед»

8. Закон Архимеда: Fа=рgV

Фраза для запоминания: «РоЖа — Во!»

 

9. Закон Кулона (закон взаимодействия точечных зарядов):

Данную формулу F=k<Object: word/embeddings/oleObject3.bin> можно называть – КУ-КА-РЕ-КУ (q1 – ку, k – ка, r – ре, q2 – ку);

10. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры p=nkT помогают запомнить согласные в словах «Никита» или «нокаут».

11. Количество вещества как отношение массы вещества к молярной массе или отношение количества молекул к постоянной Авогадро: <Object: word/embeddings/oleObject4.bin><Object: word/embeddings/oleObject5.bin>Запоминаем простой фразой: «Мама Нина»

12. Формулу для нахождения электродвижущей силы E=IR+Ir

Запоминаем как: «Ира большая плюс Ира маленькая».

IV. Использование вспомогательных предметов

Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р — растущая, иначе С — стареющая (вариант: Р — ребёнок, С — старик).

V. Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

1. Например, три закона Ньютона по правилам мнемоники:

1) не пнёшь — не полетит

2) как пнёшь, так и полетит

3) как пнёшь, так и получишь

2. Второй закон Ньютона запоминаем по картине «Три богатыря» так: «Богатырская сила F равна произведению богатырской массы m на богатырское ускорение a».

3. При изучении электродинамики можно запомнить знаки электродов по числу букв в слове: катод – «минус» (5 букв), анод – «плюс» (4 буквы).

4. Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление» — на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление» — на гласную (на аноде протекает процесс окисления)

5. При запоминании изображения на схемах полюсов источника тока: большая палочка – плюс, на «+» тратим больше чернил; маленькая палочка – минус, на «-» тратим меньше чернил.

VI. Графические приёмы для запоминания:

Обратите внимание, как написаны слова Напряжение и Сопротивление.

1. СопRотивление (электрическое сопротивление обозначается R),

напряженUе (электрическое напряжение обозначается U).

2. Для запоминания изопроцессов:

изоХорный- процесс, протекающий при неизменном объёме V,

изоБарный- процесс, протекающий при неизменном давлении p.

Буква X похожа в написании на V, буква Б похожа на p.

3. Чтобы не возникло путаницы в написании буквенных обозначений давления, веса и плотности (т.к. буквы похожи и дети часто их путают):

p-давление (маленькая буква),

P-вес (большая буква с вертикальной чертой-«красивая»),

p- плотность ( р с «хвостиком»).

4. Запомнить, что электрон имеет отрицательный заряд, поможет буква Э (электрон), чёрточка в центре этой буквы – это и есть знак «минус».

5. Как запомнить, что при электризации расчёски и волос расчёска приобретает именно отрицательный заряд?

Зубцы расчёски напоминают знаки «минус».

Делая выводы о целесообразности применения мнемонических приемов и их роли в познавательной активности обучающихся, следует принять во внимание тот факт, что все предложенные методы и приемы не являются основной частью урока. Они рассматриваются лишь как вспомогательное средство для активизации знаний учащихся. При обучении мнемоническим методам важно апеллировать к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, поскольку такой личностно окрашенный материал по всем законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше. Рифмованная форма определений и законов, другие мнемонические приёмы физики облегчают запоминание учебного материала, повышают работоспособность.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игрЫ воображения и фантазии. Мнемоприёмы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к экзаменам и зачетам.

Правила запоминания формул по физике:

Перед изучением формул необходимо запомнить их содержание и назначение.

Необходимо выучить символы формул. Это не так сложно  делать, учитывая тот факт, что те же самые символы используются в нескольких формулах.

Один из способов гласит, что нужно написать на листочки формулы, с одной стороны формулу, а с другой название закона, положить в карман, потом по очереди доставать и учить, переложить в другой карман то, что уже выучили.

Можно придумать для формулы образ или название, использовать ассоциации.

Нужно стараться запоминать последовательность символов в формуле. Можно для этого использовать аббревиатуры.

Записывать формулы на листочке бумаги для того, чтобы запомнить

получше

. Написать название законов или формул буквами на листке, а потом из памяти написать формулы. Выделить при проверке ошибки красным, чтобы запомнилось.

Запишите формулы везде, так чтобы они были на глазах, и запомнились таким образом. Только не игнорируйте их, и каждый раз, когда вы их видите, не поленитесь прочитать их.

Записывайте в

блонкноте

формулы разными цветами. Отведите специальный блокнот только для формул.

При прочтении материала из книги не пропускайте формулы, постарайтесь сразу в них вникать.

Попробуйте привязать формулу к вопросам: «Что? Где? Когда?».

Тренируйте зрительную память.

Включите логику. Не учите наизусть, а старайтесь понять.

3. Применение карты понятий (интеллект- карт)

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы.. Они применяются уже около 25 лет, обеспечивая возможность понятным и видимым образом представить концептуальные знания учеников. Карта понятий – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям. Использование в системе метода интеллект-карт на уроках физики позволит значительно повысить мотивацию к обучению, качество знаний учащихся и эффективность всего обучения в целом. Английским психологом Тони Бьюзеном был систематизирован и начат активно использоваться на практике Метод Интеллект-карт (Mind-maps). Метод Интеллект-карт заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов.   Именно благодаря возможности тиражирования технология Бьюзена получила на Западе широкое распространение. Рекомендации по составлению интеллект-карты.

всегда используйте центральный образ;

как можно чаще используйте графические образы;

для центрального образа используйте

три и более цветов

;

чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);

варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

стремитесь к оптимальному размещению элементов на

интеллект-карте

;

стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Как рисовать интеллект-карту.

1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним - двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему.

Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект - карты. Для этого используем при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Обводим это понятие в рамку или в кружок. Используем не менее 3 цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры.

4. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним - двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Рисуя интеллект - карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуем. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект - карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

7. Связи между элементами интеллект - карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

8. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт.

9. Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

10. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт может быть прекрасным инструментом в обучении. Система оценок интеллект - карт:

Содержание

Качество составления

Новизна

Критерий

Балл

Критерий

Балл

Критерий

Балл

«Ширина» (диапазон охваченных понятий, свойств, связей)

4

Цвет

3

Оригинальность, собственные идеи.

5

«Глубина»

(детализация понятий)

4

Символы, знаки, рисунки

3

 

 

 

 

Связи(названы и указаны)

 

4

 

 

 

Первые карты оцениваем вместе с учащимися, в дальнейшем оценка

складывается из самооценки, взаимооценки (в паре), оценки учителя.

В журнал выставляется оценка, исходя из следующих результатов:

«5» - от 20 баллов до 23 баллов;«4» - от 16 баллов до 19 баллов;

«3» - от 12 баллов до 15 баллов.

 

Краснодарский край, Славянский район, станица Петровская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29имени Героя Советского Союза П.С. Кузуба

муниципального образования Славянский район

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Петрофанова Лера Борисовна, учитель физики.

 

 

стетровская,

29.12.2022 г

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×