Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовительный этап в логопедической работе при коррекции звукопроизношения | Юлия Сергеевна Шалаева. Работа №334099

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представленный материал будет полезен к прочтению логопедам, воспитателям, студентам педагогических образовательных учреждений, учителям начальных классов, а также родителям. Речь – это визитная карточка человек. Человеку, говорящему чисто, уверенно, грамотно излагающему свои мысли, легче добиться высокого результата. У ребенка, имеющего речевые нарушения могут возникнуть не только трудности в социализации, но и трудности в освоении учебного материала. Чем раньше родители обратят внимание на речь ребёнка, тем быстрее и эффективнее пройдет коррекция речевого нарушения. Отсутствие специально организованной коррекционной рабо­ты вызывает закрепление и усложнение симптоматики речевых нарушений. Помочь ребенку в преодолении речевых нарушений поможет логопед. Работа логопеда начинается с детальной качественной диагностики ребенка. После проведения диагностики, сбора анамнеза и установление причин речевого нарушения, составление логопедического заключения, составляется индивидуальный маршрут коррекционной работы.

Подготовительный этап в логопедической работе при коррекции звукопроизношения.

Представленный материал будет полезен к прочтению логопедам, воспитателям, студентам педагогических образовательных учреждений, учителям начальных классов, а также родителям.

Речь – это визитная карточка человек. Человеку, говорящему чисто, уверенно, грамотно излагающему свои мысли, легче добиться высокого результата. У ребенка, имеющего речевые нарушения могут возникнуть не только трудности в социализации, но и трудности в освоении учебного материала. Чем раньше родители обратят внимание на речь ребёнка, тем быстрее и эффективнее пройдет коррекция речевого нарушения. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики речевых нарушений. Помочь ребенку в преодолении речевых нарушений поможет логопед. Работа логопеда начинается с детальной качественной диагностики ребенка. После проведения диагностики, сбора анамнеза и установление причин речевого нарушения, составление логопедического заключения, составляется индивидуальный маршрут коррекционной работы.

Работа начинается не сразу с постановки и автоматизации звуков, а с подготовительного этапа. На подготовительном этапе логопедической работы формируются взаимоотношения между логопедом и ребёнком, устанавливается контакт. И от качества проведенной работы будет зависит дальнейшая коррекционная работа, а также сроки проведения всей работы. Подготовительный этап – это подготовка к правильному восприятия и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

формирование направленной воздушной струи;

отработка опорных звуков;

развитие мелкой моторики рук; развитие крупной моторики; развитие фонематических процессов.

Рассмотрим каждый этап подробнее. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика). Артикуляционная гимнастика - формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения можно выполнять с ребенком начиная с раннего возраста, по образцу, когда ребенок выполняет упражнения, подражая действиям взрослого. Артикуляционные упражнения делятся на: специальные, предназначены для постановки конкретного звука, и на общие, которые в своею очередь делятся на статические и динамические. Выделяют упражнения для губ, щек, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Киска сердится», «Желобок», «Чашечка», «Заборчик»). Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Необходимо следить за правильностью выполнения артикуляционных упражнений, а также важна регулярность выполнений, в противные случаи упражнения не несут никакой эффективности. Специалист подбирает артикуляционные упражнения в зависимости от возраста, развитости артикуляционного аппарата и поставленных задач. Постепенно наращивая сложность.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти (выполняются медленно, под контролем взрослого, рот широко не открываем). После проведения данных упражнений целесообразно провести массаж на расслабление челюстного сустава. Для этого необходимо приоткрыть рот, найти «ямки», где крепятся верхняя и нижняя челюсти и плавными вкручивающими движениями провести массаж. Виды упражнений представлены ниже.

Также можно применять в работе над подвижностью нижней челюсти прорезывали для зубов, спринцовки маленького размера. Прорезыватель или спринцовку ставят на коренные зубы и выполняются жевательные движения. А также следует в рацион ребенка следует включать твердую пищу: мясо, яблоки, морковь и т.п.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба. Встречаются случаи пореза мягкого неба и гортани, при некоторых видах речевых нарушений. Для тренировки данных мышц используют следующие упражнения.

Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким

открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).

 

Глотать капли воды, сока. 

Надувать щеки с зажатым носом. 

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания. Основная задача при работе над дыханием – это научить ребенка правильному физиологическому дыханию (вдох\выдох через нос, губы, зубы сомкнуты, язык прижат к верхнему небу). После успешно проведенной данной работы, необходимо приступить к формированию правильному речевому выдоху (вдох через нос, выдох через рот). Для утих упражнений подойдут разные «игры». Инструкции к этим играм могут быть следующие: подуй долго через рот (нос), сделай короткий выдох через рот (нос). Если игры со свечками, то можно дать следующую инструкцию, подуй так, чтоб свечка погасла, подуй так, чтоб свечка не погасла, а пламя колыхалось и т. п. Для работы над дыханием подойдут следующие предметы: перья, листья, лепестки цветов, мыльные пузыри, воздушные шары, кусочки ваты, мелкие кусочки бумаги и т.п. Игры и задания на развитие дыхания можно выполнять дома самостоятельно, а также на занятиях в детском саду и на уроках в школе.

Развитие мелкой моторики рук. Стоит отметить, что работы ведется на логопедических занятиях не только над мелкой моторикой, но и над крупной моторикой, если развитие крупной моторики не соответствует возрастной норме ребенка. В качестве заданий используют перешагивание (перепрыгивание) через препятствия, прыжки на одной (двух) ногах, ходьба по лестнице, задания на координацию движений и т.д. К развитию мелкой моторики можно также отнести массаж и самомассаж пальцев рук и кистей рук. Разнообразные растирающие, разминающие движения, поглаживание и пощипывание пальцев и кистей рук. В возрасте до 2,6-3 лет целесообразно играть с разного вида сенсорным материалом (крупы, фасоль, горох, вода, макароны и т.д.), данные игры больше направлены на знакомство малыша со своими пальцами, кистью рук. В возрасте 3-4,5 лет эффективнее будут игры со шнуровками, нанизывание бусин на шнурок, продевание шнурка в отверстие, а также мозаикой, пуговицами, лепка, пальчиковое рисование и т.д. А начиная с 4,5 лет основной задачей стоит подготовка руки к письму, для это можно использовать различные графомоторные задания. Использовать лучше ручку или карандаш. Следите за нажимом на карандаш, за плавностью движений, если задания на штриховку, следите, чтоб штрихи не выходили за контур и были в одном направлении. Также можно использовать пальчиковые игры сопровождая их песенками и потешками.

Развитие фонематических процессов. Развитие фонематических процессов необходимо для: обучения умению выделять звук в чужой и собственной речи; формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза; развития навыков контроля и самоконтроля произношения звуков. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением. Это является основной предпосылкой к успешному обучению грамоте. В зависимости от возраста и форсированности фонематических процессов у ребенка, специалист подбирает разного вида игры и задания. Работе введётся в соответствии со следующими этапами.

1 этап

: узнавание неречевых звуков.

2 этап

: различение высоты, силы и тембра голоса.

3 этап

: различение слов близких по звуковому составу

4 этап

: различение слогов

5 этап

: различение звуков

6 этап

: анализ звукового состава слова

Каждый этап коррекционной работы несет свои цели и задачи и пропуск одного из них может привести к трудностям на следующих этапах. Особое внимание уделяется организации организация логопедических занятий так как именно на этом этапе у ребёнка формируется интерес к занятиям, отношение и понимание задач которые перед ним стоят.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×