Подготовка к ЕГЭ по литературе. 2024-2025 учебный год | Галушко Зоя Павловна. Работа №363967
Подготовка к ЕГЭ по литературе
2024-2025 учебный год
Часть 2 теста ЕГЭ ( сочинение)
1. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1 Сведения по теории и истории литературы
1. Художественная литература как искусство слова
2. Фольклор. Жанры фольклора
3. Художественный образ. Художественные время и пространство
4. Содержание и форма. Поэтика
5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
7.Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
9.Деталь. Символ. Подтекст
10. Историзм. Народность. Психологизм
11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
13. Стиль
14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
15. Литературная критика
2. Список литературы для обязательного чтения
1. Из древнерусской литературы
1. «Слово о полку Игореве»
2. Из литературы XVIII в.
2. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
3. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
3. Из литературы первой половины XIX в.
4. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
5. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
6. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
7. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
8. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
9. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
10. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
11. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
12. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
13. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
14. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
15. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
16. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
17. Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»
4. Из литературы второй половины XIX в.
18. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
19. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
20. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
21. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землёю...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь»
22. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
23. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
24. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
25. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
26. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
27. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
28. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
29.Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
5. Из литературы конца XIX – начала XX в.
30. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
31. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
6. Из литературы первой половины XX в.
32. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
33. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
34. М. Горький. Пьеса «На дне»
35. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
36. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
37. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешёвая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
38. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
39. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» . 40.М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
41. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
42. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
43. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
44. М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
45. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
46.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
47.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
48. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
49. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
50. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идёт», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
51. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
52.А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
53. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
54. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
7.Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.
Проза второй половины XX – XXI в.
55.Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трёх авторов по выбору)
Поэзия второй половины XX – XXI в.
56. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трёх авторов по выбору)
57. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
8. В зависимости от формулировки задания 17.4 экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-х–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе
3. Характеристика части 2 теста ЕГЭ по литературе
Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Участнику экзамена предлагается 4 темы (17.1–17.4). Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ–ХХI в. (включая новейшую литературу конца ХХ – начала XXI века). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер ( на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы. Участник экзамена выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
4. Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным.
Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии
Баллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.
3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне.
2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно.
1
Тема не раскрыта.
0
2. Привлечение текста произведения для аргументации.
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки.
2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),ИЛИ
аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущено три фактические ошибки.
1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),ИЛИ
при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки,
И/ИЛИ авторская позиция искажена.
0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий.
1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.
0
4. Композиционная цельность и логичность.
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.
2
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается.
1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
0
5. Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка.
3
Допущено две-три речевые ошибки.
2
Допущено четыре речевые ошибки.
1
Допущено пять или более речевых ошибок.
0
Максимальный балл
14
5. Формулировка примерных тем
17.1 Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова?
17.2 В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
17.3 Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений)
17.4 Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в. (Одно-два произведения по выбору)
6. Образцы сочинений
Сочинение № 1
Тема: « Кто в пьесе Д. И. Фонвизина « Недоросль» играет главную роль?»
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль» поднимает важные проблемы как для своего времени(конец восемнадцатого века), так и для сегодняшнего читателя. Это проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. В этих процессах значимы личности учителя и воспитателя. Поэтому главную роль в пьесе играет , по моему мнению, госпожав Простакова, мать Митрофана, так называемого недоросля, как называли в те времена подобных молодых людей, недоучившихся, не получивших должного образования и потому не имеющих права поступить на государственную службу и создать свою семью. Она хозяйка имения, человек невежественный, грубый, установивший над подчинёнными авторитарную власть.
Эта героиня – помещица-крепостница, считающая своих слуг людьми второго сорта и соответственно к ним относящаяся. Подобную манеру поведения хозяина жизни она привила и своему сыну: ты господин, все вокруг подчиняются твоей воле, прикажи, и всё исполнится, как по взмаху волшебной палочки.
Госпожа Простакова – необразованная женщина, не видящая в науках пользы. Но правила дворянского этикета требовали, чтобы дети получили образование. И мать нанимает сыне учителей, но каких!- бывшего солдата, дьячка, кучера. Естественно, что пользы от такого обучения мало.
Неправильная система воспитания госпожи Простаковой даёт трещину: обожаемый сын отворачивается от матери в самую трудную для неё минуту, на что Стародум заключает: « Вот злонравия достойные плоды!»
Итак, главная героиня комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль» госпожа Простакова – образ, недостойный подражания, антигерой, на примере которого автор решает важные проблемы образования и воспитания.
Сочинение № 2
Тема : « Комичен или трагичен финал комедии Д. И. Фонвизина « Недоросль»?»
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль» поднимаются многие проблемы, которые интересны и современному читателю. Так, например, актуальны вопросы воспитания и образования молодого человека.
Главный герой, недоросль Митрофан Простаков – невоспитанный и невежественный человек. На протяжении всего действия в пьесе он проявляет свои отрицательные качества и живёт под девизом « Не хочу учиться, а хочу жениться».Митрофан – отрицательный герой, на примере которого автор хотел сказать, что молодое поколение – это будущее страны. А какое будущее ждёт нас с такими митрофанами?
Тогда возникает другой вопрос: а кто его воспитал? Он – дитя своей маменьки, которая проявляла к нему эгоистические чувства. Она алчная, недалёкая, невоспитанная хозяйка имения, госпожа Простакова. Только с Митрофаном она нежна и мила, к остальным героям относится с высокомерием, а собственных слуг вообще не считает за людей. Но в конце повествования порок наказан: по приказу Стародума из города приезжают чиновники, которые ограничивают хозяйку в правах на управление имением. Госпожа Простакова мечется, пытаясь найти хоть в ком-тот поддержку, и , естественно, обращается за помощью к Митрофану, но тот отказывается от матери в самую трудную для неё минуту. Видя эту картину, Стародум произносит пророческие слова: « Вот злонравия достойные плоды!»
Трагична или комична эта сцена? По-моему, ответ однозначен: конечно, трагична, потому что всё плохое, что мы вкладываем в сознание и души детей, вернётся злом и жестокостью. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь. Очевидно, госпожа Простакова забыла эту истину и воспитала такое чудовище.
Сочинение №3
Тема : «Почему Чацкий так трагически одинок?»( по пьесе А. С. Грибоедова « Горе от ума»)
В комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума» противопоставлены два лагеря: фамусовское общество и Чацкий. Автор создал целую галерею отрицательных персонажей: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и другие.
Но всем этим героям в одиночку противостоит Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву из заграницы только ради Софьи, своей возлюбленной.Но, вернувшись в некогда любимый дом, он обнаруживает здесь сильные перемены. Софья холодна, высокомерна, раздражительна, больше не любит Чацкого.
С этого момента начинается личная драма героя, которая перестаёт быть личной и перерастает в столкновение влюблённого человека с фамусовским обществом.
Почему же он так трагически одинок? Дело в том, что всё это общество живёт по своим законам, принципам. Жизненные устои его таковы, что нужно жить по устоявшимся законам, уничтожать вольнодумие, служить лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым.
Образ Чацкого – это что-то иное, новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это выразитель передовых идей своего времени. Он разоблачает крепостничество, лицемерие, невежество. Естественно, что его взгляды не разделяют окружающие, потому что в таком случае нужно отказаться от прежней жизни, а это очень сложно. Чацкого не принимают и отстраняют от себя, называя сумасшедшим. Но он не боится говорить все в глаза и справедливо обвинять фамусовское общество во лжи, лицемерии. Он доказывает, что всё устоявшееся отжило и закрывает дорогу молодому и здоровому.
Новое всегда борется со старым и не принимается им, поэтому Чацкий так одинок.
Сочинение №4
Тема : « Как в повести « Станционный смотритель» А. С. Пушкина раскрывается тема «маленького человека»?
Что обозначает понятие «маленький человек»? Это тип героев в русской литературе, находящихся на самой низкой ступени чиновничьей иерархии, унижаемых всеми, ведущих примитивный образ жизни, не имеющих в обществе никаких прав.
Таки человеком представлен Самсон Вырин, герой повести А. С. Пушкина « Станционный смотритель».
На одной из затерявшихся в глубине России почтовых станций служил верой и правдой государственный чиновник, Самсон Вырин. Звёзд с неба не хватал, но жил в согласии с миром и воспитывал дочь Дуню – единственную отраду в старости. Проезжающие порой грубо обращались с Выриным, но он всё терпел, потому что такова уж участь всех «маленьких людей».
Так получилось, что в поисках счастья дочь Дуня бросила отца. Сколько времени он пытался её найти и вернуть, представляя, что ожидает брошенную наигравшимся барином девушку. И всё-таки он нашёл свою дочь в Петербурге, но на все мольбы отпустить Дуню поручик Минский отвечал грубо, а в заключение вытолкал несчастного смотрителя в шею. Бесправный и одинокий «маленький человек» не смог защитить свою честь и достоинство.
И мир рухнул для смотрителя. Незачем дальше жить. Не будет рядом ни любимой дочери, ни желанных внуков. Некому будет на смертном одре кружку воды подать. Смотритель сломался. Недолго ещё радовал местных ребятишек дешёвыми гостинцами и пьяненькими прибаутками. Потом тихо умер, и затерялась одинокая могилка. Заблудшая дочь однажды навестила её, но растоптанный очаг уже не восстановить…
Такова судьба «маленьких людей»: жить скромно и умереть тихо. Но несмотря на своё низкое социальное положение герой не создаёт впечатления ничтожной личности. Он вызывает уважение , потому что пытается отстаивать свои права. А ещё его откровенно жалко! Ведь нет ничего ценнее человека, которого государственное устройство пытается уничтожить, деля людей на «маленьких» и «значительных».
Сочинение № 5
Тема : " Какую роль играет Савельич в романе А. С. Пушкина " Капитанская дочка"?"
Роман Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка" - произведение о чести, совести . человеческом достоинстве. Эта проблема раскрывается на примере взаимоотношений главных героев : Петра Гринёва, Маши Мироновой, Емельяна Пугачёва, Алексея Швабрина.
Но не менее значимы второстепенные образы : семья капитана Миронова и , конечно же, Савельич.
Крепостной воспитатель Петруши, вырастивший его с пелёнок, этот человек достоин уважения, потому что стал ангелом-хранителем своему воспитаннику.
Взаимоотношения героев искренние, трогательные, несмотря на то что Пётр Гринёв - сын хозяина Савельича. Крепостной дядька относится к своему воспитаннику как к собственному ребёнку. Одна деталь : когда герои отправляются в Белогорскую крепость, всё имущество и деньги находились в руках Савельича. И когда Пётр потребовал у него сто рублей, чтобы оплатить долг Зурину, воспитатель отказался, на что услышал оскорбление в свой адрес и напоминание о том, что он только слуга. Пётр Гринёв сразу же извинился за свой эмоциональный взрыв, что говорит о том, что в основе их взаимоотношений - любовь.
Савельич буквально вытаскивает из петли своего воспитанника во время осады Белогорской крепости не потому, что выполняет приказ отца Гринёва оберегать барское дитя, а потому, что искренне любит Петра. Столько заботы , преданности, какими обладал Савельич, наверное, проявляет ещё и Маша Миронова.
Итак, Савельич играет большую роль в романе "Капитанская дочка". Создав его, автор хотел сказать своим читателям : любовь невозможно сыграть, она или есть, или её нет в душе человека.
Сочинение № 6
Тема : " С кем из героев романа А. С. Пушкина " Капитанская дочка" и как именно связан эпиграф " Береги честь смолоду?"
Словарь " Живого Великорусского языка" Владимира Ивановича Даля толкует слово "честь" как одно из основных человеческих достоинств, вызывающих уважение к самому себе или со стороны окружающих.
Проблемы долга, чести, человеческого достоинства поднял Александр Сергеевич Пушкин в романе " Капитанская дочка".
Главный герой произведения, семнадцатилетний Пётр Гринёв, достойно справляется со всеми жизненными трудностями. Проиграв офицеру Зурину сто рублей в бильярд, он ронимает, что долг - это позор для дворянина, и возвращает деньги.
Оказавшись в Белогорской крепости во время Пугачёвского восстания, герой постоянно находится на жизненном перепутье, перед выбором : быть убитым разбойниками или перейти на их сторону, как это сделал Алексей Швабрин, для которого не существует никаких моральных устоев; хранить верность любимой девушке или отказаться от неё, когда жизненные обстоятельства разлучают их; спасать свою шкуру, ища кругом виноватых в бедах, как поступает опять-таки Швабрин, или с поднятой головой идти на казнь.
Экзамен на честь или бесчестье держат все герои этого романа. И семья капитана Миронова, которая предпочла смерть предательству; и Маша Миронова, которая ради любимого человека способна пожертвовать собой и добиться правды любыми путями; и Емельян Пугачёв, фигура которого неоднозначна , умеет платить за добро добром, уважает людей, имеющих жизненные принципы.
Абсолютным злодеем в романе показан Алексей Швабрин - безнравственный, эгоистичный, бездушный, циничный. Наличие всех этих негативных качеств привело героя к роковой черте - предательству, проявлению бесчестья.
Итак, честь - одна из главных категорий в ряду таких, как добро, человечность. Её нужно иметь и "беречь смолоду", как доказали главные герои романа Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка".
Сочинение № 7
Тема : " В чём заключается нравственный выбор героев в романе А. С. Пушкина " Капитанская дочка"?"
Главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка" Пётр Гринёв, от чьего лица ведётся повествование, рассказывает о событиях , связанных с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва, в которых он, молодой человек , принимал участие.
Формирование личности молодого дворянина, волею судеб оказавшегося участником исторических событий, - это цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома на службу в Оренбургскую губернию, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора: проигрыш ста рублей в бильярд Зурину, встреча с вожатым во время бурана и поведение Петруши в этой ситуации, любовный конфликт. И в любом случае герой поступает по чести, не пятнает честь мундира и своё имя.
Особенно ярко проявляется нравственное начало героя во время Пугачёвского бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.
Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. Гринёв встаёт перед выбором : спасти Машу Миронову или остаться в Оренбурге. Офицерский долг требовал подчиниться решеню генерала - долг чести - откликнуться на отчаянный призыв девушки вырвать её из плена. Гринёв-человек победил Гринёва-солдата, присягнувшего императрице.
Честь для Гринёва - это человеческое достоинство. Такого же мнения придерживается и его отец. Искренность, открытость и честность отсутствуют, например, в Швабрине, и именно поэтому он стал предателем. А Пётр Гринёв сделал правильный нравственный выбор и остался Человеком.
Сочинение № 8
Тема : " Роль женских образов в романе А. С. Пушкина " Капитанская дочка"
Женские образы в романе Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка" играют важную роль. Без Маши Мироновой , Василисы Егоровны, матери Петра Гринёва и императрицы Екатерины Второй автор не смог бы в полной мере раскрыть проблему чести, долга, достоинства.
Так, центральным образом является Мария Ивановна Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, возлюбленная главного героя. Символично, что роман называется " Капитанская дочка", тем самым указывается авторское отношение к героине. Пушкинку симпатична эта девушка. Мне кажется, это один из лучших женских образов в русской литературе. Как и Татьяна Ларина, она порядочна в отношениях с любимым человеком, глубока, искренна, преданна.
Свою любовь к Петру Гринёву Маша не променяла на те блага, которые ей сулил Швабрин. Ради спасения любимого она готова на самые отчаянные поступки , например, на встречу с императрицей. Благодаря мужеству, стойкости, преданности Марии Ивановны Гринёв остался жив.
Василиса Егоровна Миронова - мать Маши, жена коменданта Белогорской крепости - олицетворение супружеского долга, преданности мужу. Так, она разделяет участь коменданта после захвата крепости пугачёвцами, предпочитает смерть, сохраняя честь и достоинство.
Матушка Петра Гринёва - воплощение всех лучших качеств, присущих матерям, любящим своих детей и желающим им счастья. Наверное, материнская любовь согревала героя, оберегала его в трудные периоды жизни.
Императрица Екатерина Вторая представлена в произведении как мудрый государственный деятель, способный отнестись к человеку не как бюрократ, а как справедливый судья. Создавая её образ, автор хотел сказать читателям, что такие качества как честь, достоинство, справедливость должны быть присущи всем людям независимо от чинов и рангов.
Итак, женские образы , созданные Александром Сергеевичем Пушкиным в романе " Капитанская дочка", подчёркивают главную мысль произведения : " Береги честь смолоду».
Сочинение № 9
Тема : « В чём причина временного»царствования» Хлестакова в уездном городе?»( по пьесе Н. В. Гоголя « Ревизор»)
Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии Николая Васильевича Гоголя « Ревизор» (1835 год ). Это петербургский чиновник низшего класса, волею судьбы оказавшийся в уездном российском городе по пути следования к родителям в деревню и принятый жителями этого города за ревизора, приезда которого местная администрация с содроганием ожидала с минуты на минуту. Очевидно, было чего бояться городским чиновникам, а кроме того, поведение Хлестакова в гостинице, когда он, проживая там уже несколько дней, не платил за постой ( как оказалось, прокутил в пути все деньги), совал свой нос во все кастрюли (очень хотелось есть), смахивало на поведение проверяющего.
И вот мнимый ревизор ( с подачи городских сплетников Добчинского и Бобчинского) любезно был принят городничим и его помощниками, оказался почётным гостем в его доме, конечно же, почувствовал к себе уважительное отношение, скорее, заискивающее, чего прежде не проявлялось к его персоне со стороны окружающих. Очень скоро недалёкий, легкомысленный, ничего из себя не представляющий человек вошёл в отведённую ему роль: без зазрения совести брал взятки, которые несли городские чиновники, не выполнявшие свои служебные обязанности и желавшие сменить гнев «начальника» на милость. Гоголь сатирически изобразил мнимого ревизора, пустомелю(чего стоят его слова о том, что он «…с Пушкиным на дружеской ноге» или о том, что ему суп в кастрюле на пароходе из Парижа привозят), легкомысленного человека ( например, он признаётся в любви одновременно сразу двум дамам).
Ну, а что хозяева города? Как же они просмотрели этого человека? Как допустили обмануть себя, воцарив пустышку на трон? Я думаю, в такой ситуации уместно вспомнить русскую пословицу : « У страха глаза велики». Находясь в состоянии страха, ужаса перед разоблачением , естественно, далее снятием с хлебного места, окажись Хлестаков на самом деле ревизором, эти люди кого угодно приняли бы за проверяющего, тем более Бобчинский и Добчинский так убедительно представили его таковым.
Итак, своим произведением великий сатирик обличает все недостатки чиновничьего аппарата Российского государства тридцатых годов девятнадцатого века и приводит читателей к мысли о том, что правда всегда найдёт свой путь.
Сочинение № 10
Тема : " Как в комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" воплощён авторский "смех сквозь слёзы"?"
Сюжет комедии " Ревизор" , так же как и сюжет поэмы " Мёртвые души", был подарен Николаю Васильевичу Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки, которые так хорошо известны каждому русскому человеку.
В " Ревизоре" воплощён авторский замысел : " смех сквозь слёзы", то есть сатирическое изображение действительности глазами человека, которому не безралична судьба народа, который понимает, что высмеянное им мешает развитию страны.
Так, критика писателя обрушилась на чиновников уездного города, в лице которых он высмеивает чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество и плохое воспитание.
Так, например, уездный лекарь Гибнер не в состоянии обращаться к пациентам, потому что не знает русского языка. Далеко не смешная деталь, указывающая на положение дел в медицине в России.
Фамилия судьи Ляпкин-Тяпкин говорящая, как, впрочем, и все фамилии героев. Привычная картина в богоугодных заведениях, которыми заведует Земляника, - грязь, антисанитария, несвежие колпаки на головах пациентов. Привычное дело - вскрывать на почте под началом почтмейстера Шпекина чужие письма, благодаря чему чиновники и узнали всю правду о себе из послания Хлестакова другу Тряпичкину.
Неслучайно, что комедия заканчивается словами городничего, обращёнными прямо в зал : " Чему смеётесь? Над собой смеётесь!"Этой репликой Гоголь показывает, что действие выходит далеко за пределы театра, переносится из уездного города на необъятные российские просторы.
Таким образом, сатирически изображая чиновников уездного города , автор поднимает очень серьёзную проблему : обличение недостатков государственных российских деятелей эпохи тридцатых годов девятнадцатого века.
Подготовка к ЕГЭ по литературе
2024-2025 учебный год
Часть 2 теста ЕГЭ ( сочинение)
1. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1 Сведения по теории и истории литературы
1. Художественная литература как искусство слова
2. Фольклор. Жанры фольклора
3. Художественный образ. Художественные время и пространство
4. Содержание и форма. Поэтика
5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
7.Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
9.Деталь. Символ. Подтекст
10. Историзм. Народность. Психологизм
11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
13. Стиль
14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
15. Литературная критика
2. Список литературы для обязательного чтения
1. Из древнерусской литературы
1. «Слово о полку Игореве»
2. Из литературы XVIII в.
2. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
3. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
3. Из литературы первой половины XIX в.
4. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
5. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
6. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
7. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
8. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
9. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
10. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
11. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
12. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
13. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
14. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
15. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
16. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
17. Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»
4. Из литературы второй половины XIX в.
18. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
19. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
20. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
21. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землёю...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь»
22. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
23. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
24. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
25. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
26. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
27. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
28. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
29.Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
5. Из литературы конца XIX – начала XX в.
30. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
31. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
6. Из литературы первой половины XX в.
32. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
33. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
34. М. Горький. Пьеса «На дне»
35. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
36. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
37. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешёвая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
38. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
39. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» . 40.М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
41. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
42. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
43. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
44. М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
45. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
46.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
47.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
48. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
49. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
50. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идёт», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
51. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
52.А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
53. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
54. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
7.Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.
Проза второй половины XX – XXI в.
55.Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трёх авторов по выбору)
Поэзия второй половины XX – XXI в.
56. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трёх авторов по выбору)
57. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
8. В зависимости от формулировки задания 17.4 экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-х–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе
3. Характеристика части 2 теста ЕГЭ по литературе
Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Участнику экзамена предлагается 4 темы (17.1–17.4). Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ–ХХI в. (включая новейшую литературу конца ХХ – начала XXI века). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер ( на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы. Участник экзамена выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
4. Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным.
Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии
Баллы
Соответствие сочинения теме и её раскрытие.
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.
3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне.
2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно.
1
Тема не раскрыта.
0
Привлечение текста произведения для аргументации.
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки.
2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),ИЛИ
аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущено три фактические ошибки.
1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),ИЛИ
при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки,
И/ИЛИ авторская позиция искажена.
0
Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий.
1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.
0
Композиционная цельность и логичность.
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.
2
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается.
1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
0
Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка.
3
Допущено две-три речевые ошибки.
2
Допущено четыре речевые ошибки.
1
Допущено пять или более речевых ошибок.
0
Максимальный балл
14
5. Формулировка примерных тем
17.1 Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова?
17.2 В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
17.3 Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений)
17.4 Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в. (Одно-два произведения по выбору)
6. Образцы сочинений
Сочинение № 1
Тема: « Кто в пьесе Д. И. Фонвизина « Недоросль» играет главную роль?»
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль» поднимает важные проблемы как для своего времени(конец восемнадцатого века), так и для сегодняшнего читателя. Это проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. В этих процессах значимы личности учителя и воспитателя. Поэтому главную роль в пьесе играет , по моему мнению, госпожав Простакова, мать Митрофана, так называемого недоросля, как называли в те времена подобных молодых людей, недоучившихся, не получивших должного образования и потому не имеющих права поступить на государственную службу и создать свою семью. Она хозяйка имения, человек невежественный, грубый, установивший над подчинёнными авторитарную власть.
Эта героиня – помещица-крепостница, считающая своих слуг людьми второго сорта и соответственно к ним относящаяся. Подобную манеру поведения хозяина жизни она привила и своему сыну: ты господин, все вокруг подчиняются твоей воле, прикажи, и всё исполнится, как по взмаху волшебной палочки.
Госпожа Простакова – необразованная женщина, не видящая в науках пользы. Но правила дворянского этикета требовали, чтобы дети получили образование. И мать нанимает сыне учителей, но каких!- бывшего солдата, дьячка, кучера. Естественно, что пользы от такого обучения мало.
Неправильная система воспитания госпожи Простаковой даёт трещину: обожаемый сын отворачивается от матери в самую трудную для неё минуту, на что Стародум заключает: « Вот злонравия достойные плоды!»
Итак, главная героиня комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль» госпожа Простакова – образ, недостойный подражания, антигерой, на примере которого автор решает важные проблемы образования и воспитания.
Сочинение № 2
Тема : « Комичен или трагичен финал комедии Д. И. Фонвизина « Недоросль»?»
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль» поднимаются многие проблемы, которые интересны и современному читателю. Так, например, актуальны вопросы воспитания и образования молодого человека.
Главный герой, недоросль Митрофан Простаков – невоспитанный и невежественный человек. На протяжении всего действия в пьесе он проявляет свои отрицательные качества и живёт под девизом « Не хочу учиться, а хочу жениться».Митрофан – отрицательный герой, на примере которого автор хотел сказать, что молодое поколение – это будущее страны. А какое будущее ждёт нас с такими митрофанами?
Тогда возникает другой вопрос: а кто его воспитал? Он – дитя своей маменьки, которая проявляла к нему эгоистические чувства. Она алчная, недалёкая, невоспитанная хозяйка имения, госпожа Простакова. Только с Митрофаном она нежна и мила, к остальным героям относится с высокомерием, а собственных слуг вообще не считает за людей. Но в конце повествования порок наказан: по приказу Стародума из города приезжают чиновники, которые ограничивают хозяйку в правах на управление имением. Госпожа Простакова мечется, пытаясь найти хоть в ком-тот поддержку, и , естественно, обращается за помощью к Митрофану, но тот отказывается от матери в самую трудную для неё минуту. Видя эту картину, Стародум произносит пророческие слова: « Вот злонравия достойные плоды!»
Трагична или комична эта сцена? По-моему, ответ однозначен: конечно, трагична, потому что всё плохое, что мы вкладываем в сознание и души детей, вернётся злом и жестокостью. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь. Очевидно, госпожа Простакова забыла эту истину и воспитала такое чудовище.
Сочинение №3
Тема : «Почему Чацкий так трагически одинок?»( по пьесе А. С. Грибоедова « Горе от ума»)
В комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума» противопоставлены два лагеря: фамусовское общество и Чацкий. Автор создал целую галерею отрицательных персонажей: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и другие.
Но всем этим героям в одиночку противостоит Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву из заграницы только ради Софьи, своей возлюбленной.Но, вернувшись в некогда любимый дом, он обнаруживает здесь сильные перемены. Софья холодна, высокомерна, раздражительна, больше не любит Чацкого.
С этого момента начинается личная драма героя, которая перестаёт быть личной и перерастает в столкновение влюблённого человека с фамусовским обществом.
Почему же он так трагически одинок? Дело в том, что всё это общество живёт по своим законам, принципам. Жизненные устои его таковы, что нужно жить по устоявшимся законам, уничтожать вольнодумие, служить лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым.
Образ Чацкого – это что-то иное, новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это выразитель передовых идей своего времени. Он разоблачает крепостничество, лицемерие, невежество. Естественно, что его взгляды не разделяют окружающие, потому что в таком случае нужно отказаться от прежней жизни, а это очень сложно. Чацкого не принимают и отстраняют от себя, называя сумасшедшим. Но он не боится говорить все в глаза и справедливо обвинять фамусовское общество во лжи, лицемерии. Он доказывает, что всё устоявшееся отжило и закрывает дорогу молодому и здоровому.
Новое всегда борется со старым и не принимается им, поэтому Чацкий так одинок.
Сочинение №4
Тема : « Как в повести « Станционный смотритель» А. С. Пушкина раскрывается тема «маленького человека»?
Что обозначает понятие «маленький человек»? Это тип героев в русской литературе, находящихся на самой низкой ступени чиновничьей иерархии, унижаемых всеми, ведущих примитивный образ жизни, не имеющих в обществе никаких прав.
Таки человеком представлен Самсон Вырин, герой повести А. С. Пушкина « Станционный смотритель».
На одной из затерявшихся в глубине России почтовых станций служил верой и правдой государственный чиновник, Самсон Вырин. Звёзд с неба не хватал, но жил в согласии с миром и воспитывал дочь Дуню – единственную отраду в старости. Проезжающие порой грубо обращались с Выриным, но он всё терпел, потому что такова уж участь всех «маленьких людей».
Так получилось, что в поисках счастья дочь Дуня бросила отца. Сколько времени он пытался её найти и вернуть, представляя, что ожидает брошенную наигравшимся барином девушку. И всё-таки он нашёл свою дочь в Петербурге, но на все мольбы отпустить Дуню поручик Минский отвечал грубо, а в заключение вытолкал несчастного смотрителя в шею. Бесправный и одинокий «маленький человек» не смог защитить свою честь и достоинство.
И мир рухнул для смотрителя. Незачем дальше жить. Не будет рядом ни любимой дочери, ни желанных внуков. Некому будет на смертном одре кружку воды подать. Смотритель сломался. Недолго ещё радовал местных ребятишек дешёвыми гостинцами и пьяненькими прибаутками. Потом тихо умер, и затерялась одинокая могилка. Заблудшая дочь однажды навестила её, но растоптанный очаг уже не восстановить…
Такова судьба «маленьких людей»: жить скромно и умереть тихо. Но несмотря на своё низкое социальное положение герой не создаёт впечатления ничтожной личности. Он вызывает уважение , потому что пытается отстаивать свои права. А ещё его откровенно жалко! Ведь нет ничего ценнее человека, которого государственное устройство пытается уничтожить, деля людей на «маленьких» и «значительных».
Сочинение № 5
Тема : " Какую роль играет Савельич в романе А. С. Пушкина " Капитанская дочка"?"
Роман Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка" - произведение о чести, совести . человеческом достоинстве. Эта проблема раскрывается на примере взаимоотношений главных героев : Петра Гринёва, Маши Мироновой, Емельяна Пугачёва, Алексея Швабрина.
Но не менее значимы второстепенные образы : семья капитана Миронова и , конечно же, Савельич.
Крепостной воспитатель Петруши, вырастивший его с пелёнок, этот человек достоин уважения, потому что стал ангелом-хранителем своему воспитаннику.
Взаимоотношения героев искренние, трогательные, несмотря на то что Пётр Гринёв - сын хозяина Савельича. Крепостной дядька относится к своему воспитаннику как к собственному ребёнку. Одна деталь : когда герои отправляются в Белогорскую крепость, всё имущество и деньги находились в руках Савельича. И когда Пётр потребовал у него сто рублей, чтобы оплатить долг Зурину, воспитатель отказался, на что услышал оскорбление в свой адрес и напоминание о том, что он только слуга. Пётр Гринёв сразу же извинился за свой эмоциональный взрыв, что говорит о том, что в основе их взаимоотношений - любовь.
Савельич буквально вытаскивает из петли своего воспитанника во время осады Белогорской крепости не потому, что выполняет приказ отца Гринёва оберегать барское дитя, а потому, что искренне любит Петра. Столько заботы , преданности, какими обладал Савельич, наверное, проявляет ещё и Маша Миронова.
Итак, Савельич играет большую роль в романе "Капитанская дочка". Создав его, автор хотел сказать своим читателям : любовь невозможно сыграть, она или есть, или её нет в душе человека.
Сочинение № 6
Тема : " С кем из героев романа А. С. Пушкина " Капитанская дочка" и как именно связан эпиграф " Береги честь смолоду?"
Словарь " Живого Великорусского языка" Владимира Ивановича Даля толкует слово "честь" как одно из основных человеческих достоинств, вызывающих уважение к самому себе или со стороны окружающих.
Проблемы долга, чести, человеческого достоинства поднял Александр Сергеевич Пушкин в романе " Капитанская дочка".
Главный герой произведения, семнадцатилетний Пётр Гринёв, достойно справляется со всеми жизненными трудностями. Проиграв офицеру Зурину сто рублей в бильярд, он ронимает, что долг - это позор для дворянина, и возвращает деньги.
Оказавшись в Белогорской крепости во время Пугачёвского восстания, герой постоянно находится на жизненном перепутье, перед выбором : быть убитым разбойниками или перейти на их сторону, как это сделал Алексей Швабрин, для которого не существует никаких моральных устоев; хранить верность любимой девушке или отказаться от неё, когда жизненные обстоятельства разлучают их; спасать свою шкуру, ища кругом виноватых в бедах, как поступает опять-таки Швабрин, или с поднятой головой идти на казнь.
Экзамен на честь или бесчестье держат все герои этого романа. И семья капитана Миронова, которая предпочла смерть предательству; и Маша Миронова, которая ради любимого человека способна пожертвовать собой и добиться правды любыми путями; и Емельян Пугачёв, фигура которого неоднозначна , умеет платить за добро добром, уважает людей, имеющих жизненные принципы.
Абсолютным злодеем в романе показан Алексей Швабрин - безнравственный, эгоистичный, бездушный, циничный. Наличие всех этих негативных качеств привело героя к роковой черте - предательству, проявлению бесчестья.
Итак, честь - одна из главных категорий в ряду таких, как добро, человечность. Её нужно иметь и "беречь смолоду", как доказали главные герои романа Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка".
Сочинение № 7
Тема : " В чём заключается нравственный выбор героев в романе А. С. Пушкина " Капитанская дочка"?"
Главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка" Пётр Гринёв, от чьего лица ведётся повествование, рассказывает о событиях , связанных с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва, в которых он, молодой человек , принимал участие.
Формирование личности молодого дворянина, волею судеб оказавшегося участником исторических событий, - это цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома на службу в Оренбургскую губернию, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора: проигрыш ста рублей в бильярд Зурину, встреча с вожатым во время бурана и поведение Петруши в этой ситуации, любовный конфликт. И в любом случае герой поступает по чести, не пятнает честь мундира и своё имя.
Особенно ярко проявляется нравственное начало героя во время Пугачёвского бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.
Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. Гринёв встаёт перед выбором : спасти Машу Миронову или остаться в Оренбурге. Офицерский долг требовал подчиниться решеню генерала - долг чести - откликнуться на отчаянный призыв девушки вырвать её из плена. Гринёв-человек победил Гринёва-солдата, присягнувшего императрице.
Честь для Гринёва - это человеческое достоинство. Такого же мнения придерживается и его отец. Искренность, открытость и честность отсутствуют, например, в Швабрине, и именно поэтому он стал предателем. А Пётр Гринёв сделал правильный нравственный выбор и остался Человеком.
Сочинение № 8
Тема : " Роль женских образов в романе А. С. Пушкина " Капитанская дочка"
Женские образы в романе Александра Сергеевича Пушкина " Капитанская дочка" играют важную роль. Без Маши Мироновой , Василисы Егоровны, матери Петра Гринёва и императрицы Екатерины Второй автор не смог бы в полной мере раскрыть проблему чести, долга, достоинства.
Так, центральным образом является Мария Ивановна Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, возлюбленная главного героя. Символично, что роман называется " Капитанская дочка", тем самым указывается авторское отношение к героине. Пушкинку симпатична эта девушка. Мне кажется, это один из лучших женских образов в русской литературе. Как и Татьяна Ларина, она порядочна в отношениях с любимым человеком, глубока, искренна, преданна.
Свою любовь к Петру Гринёву Маша не променяла на те блага, которые ей сулил Швабрин. Ради спасения любимого она готова на самые отчаянные поступки , например, на встречу с императрицей. Благодаря мужеству, стойкости, преданности Марии Ивановны Гринёв остался жив.
Василиса Егоровна Миронова - мать Маши, жена коменданта Белогорской крепости - олицетворение супружеского долга, преданности мужу. Так, она разделяет участь коменданта после захвата крепости пугачёвцами, предпочитает смерть, сохраняя честь и достоинство.
Матушка Петра Гринёва - воплощение всех лучших качеств, присущих матерям, любящим своих детей и желающим им счастья. Наверное, материнская любовь согревала героя, оберегала его в трудные периоды жизни.
Императрица Екатерина Вторая представлена в произведении как мудрый государственный деятель, способный отнестись к человеку не как бюрократ, а как справедливый судья. Создавая её образ, автор хотел сказать читателям, что такие качества как честь, достоинство, справедливость должны быть присущи всем людям независимо от чинов и рангов.
Итак, женские образы , созданные Александром Сергеевичем Пушкиным в романе " Капитанская дочка", подчёркивают главную мысль произведения : " Береги честь смолоду».
Сочинение № 9
Тема : « В чём причина временного»царствования» Хлестакова в уездном городе?»( по пьесе Н. В. Гоголя « Ревизор»)
Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии Николая Васильевича Гоголя « Ревизор» (1835 год ). Это петербургский чиновник низшего класса, волею судьбы оказавшийся в уездном российском городе по пути следования к родителям в деревню и принятый жителями этого города за ревизора, приезда которого местная администрация с содроганием ожидала с минуты на минуту. Очевидно, было чего бояться городским чиновникам, а кроме того, поведение Хлестакова в гостинице, когда он, проживая там уже несколько дней, не платил за постой ( как оказалось, прокутил в пути все деньги), совал свой нос во все кастрюли (очень хотелось есть), смахивало на поведение проверяющего.
И вот мнимый ревизор ( с подачи городских сплетников Добчинского и Бобчинского) любезно был принят городничим и его помощниками, оказался почётным гостем в его доме, конечно же, почувствовал к себе уважительное отношение, скорее, заискивающее, чего прежде не проявлялось к его персоне со стороны окружающих. Очень скоро недалёкий, легкомысленный, ничего из себя не представляющий человек вошёл в отведённую ему роль: без зазрения совести брал взятки, которые несли городские чиновники, не выполнявшие свои служебные обязанности и желавшие сменить гнев «начальника» на милость. Гоголь сатирически изобразил мнимого ревизора, пустомелю(чего стоят его слова о том, что он «…с Пушкиным на дружеской ноге» или о том, что ему суп в кастрюле на пароходе из Парижа привозят), легкомысленного человека ( например, он признаётся в любви одновременно сразу двум дамам).
Ну, а что хозяева города? Как же они просмотрели этого человека? Как допустили обмануть себя, воцарив пустышку на трон? Я думаю, в такой ситуации уместно вспомнить русскую пословицу : « У страха глаза велики». Находясь в состоянии страха, ужаса перед разоблачением , естественно, далее снятием с хлебного места, окажись Хлестаков на самом деле ревизором, эти люди кого угодно приняли бы за проверяющего, тем более Бобчинский и Добчинский так убедительно представили его таковым.
Итак, своим произведением великий сатирик обличает все недостатки чиновничьего аппарата Российского государства тридцатых годов девятнадцатого века и приводит читателей к мысли о том, что правда всегда найдёт свой путь.
Сочинение № 10
Тема : " Как в комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" воплощён авторский "смех сквозь слёзы"?"
Сюжет комедии " Ревизор" , так же как и сюжет поэмы " Мёртвые души", был подарен Николаю Васильевичу Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки, которые так хорошо известны каждому русскому человеку.
В " Ревизоре" воплощён авторский замысел : " смех сквозь слёзы", то есть сатирическое изображение действительности глазами человека, которому не безралична судьба народа, который понимает, что высмеянное им мешает развитию страны.
Так, критика писателя обрушилась на чиновников уездного города, в лице которых он высмеивает чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество и плохое воспитание.
Так, например, уездный лекарь Гибнер не в состоянии обращаться к пациентам, потому что не знает русского языка. Далеко не смешная деталь, указывающая на положение дел в медицине в России.
Фамилия судьи Ляпкин-Тяпкин говорящая, как, впрочем, и все фамилии героев. Привычная картина в богоугодных заведениях, которыми заведует Земляника, - грязь, антисанитария, несвежие колпаки на головах пациентов. Привычное дело - вскрывать на почте под началом почтмейстера Шпекина чужие письма, благодаря чему чиновники и узнали всю правду о себе из послания Хлестакова другу Тряпичкину.
Неслучайно, что комедия заканчивается словами городничего, обращёнными прямо в зал : " Чему смеётесь? Над собой смеётесь!"Этой репликой Гоголь показывает, что действие выходит далеко за пределы театра, переносится из уездного города на необъятные российские просторы.
Таким образом, сатирически изображая чиновников уездного города , автор поднимает очень серьёзную проблему : обличение недостатков государственных российских деятелей эпохи тридцатых годов девятнадцатого века.