Показатели качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Кожевникова Елена Александровна. Работа №364494
Дополнительное образование, несмотря на всю специфичность его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно должно иметь цели, задачи, результат. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи, с целью определения результативности и эффективности программы.
Методист Кожевникова Е.А.
МУ ДО ЦДТ Г.о. Подольск
Показатели качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительное образование, несмотря на всю специфичность его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно должно иметь цели, задачи, результат. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи, с целью определения результативности и эффективности программы.
Напомним, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. По мнению ведущих методистов, «…такая цель дополнительного образования шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества».
То есть, основными показателями качества реализации программы дополнительного образования являются:
Положительная динамика результативности
дополнительной общеобразовател
ьной общеразвивающей программы за период ее реализации.
2. Сохранность контингента учащихся в течение учебного года, последующих годов обучения, если программа рассчитана на несколько лет.
3.Результаты участия в конкурсной деятельности (если она предполагается по специфике программы).
4. Удовлетворенность родителей и учащихся результатами обучения.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить, как нам кажется, по двум группам показателей:
• учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении, кружке, студии, секции).
Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить. Однако делать это необходимо каждому педагогу, что обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
Таблица 1
1. Теоретическая подготовка
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Оценка в баллах
1.Теоретические знания по основным разделам учебного программы
Соответствие теоретических знаний программным требованиям
а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период
8-10
баллов
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½
5-7
баллов
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой
менее
5 баллов
2. Владение специальной терминологией
Осмысленность
и правильность использования специальной терминологии
а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием
8-10
баллов
б) средний уровень – соче тает специальную терминологию с бытовой
5-7
баллов
в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины
менее
5 баллов
2. Практическая подготовка
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Оценка в баллах
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период
8-10
баллов
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½
5-7
баллов
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки
менее
5 баллов
2. Творческие навыки
Креативность выполнения творческих заданий
а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно
8-10
баллов
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога
5-7
баллов
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями
менее 5
баллов
Количество набранных баллов соответствует уровню:
32-40 высокий уровень (В)
20-31средний уровень (С)
0-19 низкий уровень (Н)
Виды контроля:
Срок реализации программы - 1 год –
входной контроль (сентябрь), текущий (декабрь), итоговый (май).
Срок реализации программы – 3 года:
1 год: входной контроль (сентябрь), текущий (декабрь), промежуточный (май);
2 год: входной контроль (сентябрь), текущий (декабрь), промежуточный (май);
3 год: входной контроль (сентябрь), текущий (декабрь), итоговый (май).
На основании протоколов входного, текущего, промежуточного или итогового контролей, то есть, на основании тестирования, творческой работы или другой формы мониторинга, выбранной педагогом и указанной в программе, заполняется диагностическая карта учета результатов обучения.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, на основе проведенного мониторинга по разработанным заранее материалам.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «……..»
___________контроль _____________учебный год
№
п/п
Фамилия, имя учащегося
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Общий балл
Уровень освоения программы
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
Практические умения и навыки
Владение специальным оборудованием, техникой
безопасности
Иванов Иван
8
7
9
8
32
В
По результатам диагностических карт создаются гистограммы , по которым удобно проследить динамику результативности программы.
Результаты входного контроля 2023-2024 уч. г.
Вывод: всего в проведении входного контроля участвовали 15 учащихся, из них по результатам входного контроля показали средний уровень - 8 человек (53,3% от общего количества учащихся в группе), низкий уровень – 7 человек (46,7% от общего количества учащихся в группе). Число низкого уровня показателей на момент входного контроля обусловлено отсутствием специальной подготовки некоторых детей, начавших обучение по программе.
Результаты текущего контроля 2023-2024 уч. г.
Вывод: в проведении текущего контроля участвовали 15 учащихся, из них показали средний уровень полученных знаний и умений - 15 человек (100% от общего количества учащихся в группе). Наблюдается положительная динамика роста результативности образовательного процесса.
Результаты итоговой аттестации 2023-2024 уч. г.
Вывод: в проведении итоговой аттестации участвовали 15 учащихся. Из них показали высокий уровень полученных знаний и умений - 8 человек (53,3% от общего количества учащихся в группе), средний уровень – 7 человек (46,7% от общего количества учащихся в группе). Показатели низкого уровня овладения программным теоретическим и практическим материалом в конце учебного года
отсутствуют. К концу года прослеживается уменьшение показателей среднего уровня и сильный рост высоких показателей.
Результаты освоения программы за 2023/2024 уч.год
Вывод: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «……..» является результативной, что подтверждается данными входного и текущего контроля, итоговой аттестации, гистограммами результативности. Прослеживается стабильная динамика роста высоких показателей и спада низких. Показатели низкого уровня освоения программного материала к концу года отсутствуют, а выросшие по сравнению с началом года показатели среднего и высокого уровня демонстрируют качество усвоения теоретического и практического программного материала основной группой детей, в том числе демонстрирующих ранее низкие результаты.
Слайд 9.
Теперь обратимся к личностному аспекту образовательных результатов или, иными словами, к механизму оценки личностных качеств ребенка, развитие которых также должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
Все понимают, что на развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Многие педагоги - работают ли они в школах или в учреждениях дополнительного образования - отмечают резкое снижение у нынешних школьников элементарных организационно-управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но не особенно интересную работу, осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Оценка в баллах
1. Организационно-волевые качества
1. Терпение
Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени
а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие
8-10
баллов
б) средний уровень – на большую часть занятия
5-7
баллов
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия
менее
5 баллов
2. Воля
Способность активно побуждать себя
к практическим действиям
а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком
8-10
баллов
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога
5-7
баллов
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне
менее
5 баллов
3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки
а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам
8-10
баллов
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам
5-7
баллов
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно
менее
5 баллов
2. Ориентационные качества
1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
а) высокий уровень – нормальная
8-10
баллов
б) средний уровень – заниженная
5-7 баллов
в) низкий уровень – завышенная
менее
5 баллов
2. Интерес к занятиям в объединении
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы
а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
8-10
баллов
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком
5-7
баллов
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне
менее
5 баллов
3. Поведенческие качества
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
8-10
баллов
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
5-7
баллов
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты
менее
5 баллов
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения)
Умение воспринимать общие дела как свои собственные
а) высокий уровень – инициативен в общих делах
8-10
баллов
б) средний уровень – участвует при побуждении извне
5-7
баллов
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах
менее
5 баллов
70-56 высокий уровень
55-35 средний уровень
34-0 низкий уровень
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка.
С этой целью педагог оформляется диагностическая карта учета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4).
Карта заполняется три раза в год. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Диагностическая карта личностного развития воспитанников
в процессе освоения ими дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «…..»
№
п/п
Фамилия, имя учащегося
Организационно-волевые качества
Ориентационные качества
Поведенческие качества:
Общий балл
Уровень освоения программы
Терпение
Воля
Самоконтроль
Самооценка
Интерес к занятиям в объединении
Конфликтность
Тип сотрудничества
1.
Иванов Иван
8
7
7
9
8
8
7
54
С
2.
3.
После заполнения диагностических карт, вы делаете общий свод данных, сколько воспитанников у Вас с высоким, среднем и низким уровнем развития. И в соответствии с этим планируете свою дальнейшую работу.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения воспитанника (группы) по программе позволяет педагогу и методистам определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год.
Одним из главных показателей качества работы педагога дополнительного образования является сохранность контингента обучающихся.
Показатель общей численности обучающихся любого учреждения дополнительного образования является одним из основных и влияет на его статус. Дополнительное образование детей осуществляется, в основном, через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, обучение по которым не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора. Поэтому количество обучающихся в учреждениях меняется в течение учебного года по различным причинам и характеризуется таким понятием как сохранностью контингента.
На слайде представлены варианты отслеживания и оформления данного показателя.
Справка
по мониторингу сохранности контингента обучающихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия»
(педагог дополнительного образования Петрова А.Е.)
Цель: проверка сохранности контингента обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.
Проверяющий: заместитель директора по УР Сидорова М.И..
На основании приказа директора МБУДО «Тестовый» Корчагиной Н.Н. от _____ №____, был проведен мониторинг сохранности контингента обучающихся в учебных группах дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и фантазия».
Процент сохранности контингента обучающихся группы №1 за 2021-2022 уч.г. составил 93,3% , т.к. выбыл один обучающийся, в связи с переменой места жительства.
За 2022-2023, 2023-2024 учебные года процент сохранности контингента составил 100%.
В связи с этим, в среднем по всем группам сохранность контингента составила – 99% .
Результаты мониторинга занесены в таблицу.
Программа, группа
2021-2022 учебный год
2022-2023 учебный год
2023-2024 учебный год
Кол-во обучающихся
% сохранности контингента
Кол-во обучающихся
% сохранности контингента
Кол-во обучающихся
% сохранность
Начало года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
«Природа и фантазия», группа №1
15
14
93,3
12
12
100
12
12
100
Итого
15
14
93,3
12
12
100
12
12
100
Следующим показателем качества реализации программы дополнительного образования можно считать степень удовлетворенности родителей процессом и результатами обучения детей по программе.
Для определения степени удовлетворенности качеством образовательного процесса целесообразно провести исследование в форме анкетирования. Педагог сам может составить перечень вопросов, определить, кто будет принимать участие в анкетировании: только родители или еще и обучающиеся.
Данное исследование дает возможность выявить тенденции удовлетворенности участников опроса качеством получаемого образования, определить области деятельности, требующие совершенствования.
Цель исследования – изучение динамики удовлетворенности качеством образовательного процесса.
Задачи:
Изучить потребности, ожидания, представления субъектов воспитательно- образовательного процесса о качественном дополнительном образовании.
Выявить комфортность пребывания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей на основе мнений основных потребителей дополнительных образовательных услуг.
Определить удовлетворенность субъектов воспитательно-образовательного процесса качеством дополнительного образования и его составляющими: качеством условий, процесса, результатов.
Немаловажным показателем качества реализации программы дополнительного образования является участие в конкурсной деятельности. При этом следует оговориться, что подход, когда о результатах образования конкретного ребенка судят прежде всего по итогам его участия в конкурсах, таит в себе ряд опасностей. Во-первых, у разных детей - разные исходные темпы и глубина освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Таким образом, диагностирование результативности программы, контроль сохранности контингента, отслеживание результатов участия в конкурсной деятельности, степени удовлетворенности образовательным процессом, развитие личностных качеств ребенка позволяет обеспечить возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, его личностного и профессионального самоопределения.