Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Понятие речевого этикета ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Лихобабенко Наталья Николаевна

Понятие речевого этикета.

 

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не |обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д.
 Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности.

 Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.

Этикетное общение играет большую роль в жизни каждого из нас, но, конечно, человеческое общение вовсе не сводится к одним только ритуалам. Этикетные ситуации составляют лишь некоторую часть общения. Не этикетное общение не менее важно.
По мнению Э.В Арова  «Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по- разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически. Автоматически происходит и восприятие информации о человеческих отношениях, передаваемой особенностями речи. Но стоит допустить ошибку в выборе типа речи, как автоматизм восприятия нарушается, и мы сразу замечаем то, что раньше ускользало от нашего внимания. Речь колеблется в такт с человеческими отношениями.
· Это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения (модуляция) речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходит всегда. Значит, это одно из самых важных средств выражать этикетное содержание- средство, которое всегда в нашем распоряжении.

Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е. Гольдина «Речь и этикет» "Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях."


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.  И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

|            Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения Степень владения речевым этикетом определяет степень .профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.»

Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации.

 «К сфере речевого этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Так, например, в одних культурах принято жаловаться на трудности и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации.»

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

На уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.п.).

На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.).

На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов.

На интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, фраза Будьте любезны, закройте дверь может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование).

На уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр.

На организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Исследователь  Одинцов В.В  описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета. Вот некоторые из них. Речевой этикет:

1.     способствует установлению контакта между собеседниками;

2.     привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;

3.     позволяет засвидетельствовать уважение;

4.     помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);

5.     формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

Факторы, определяющие формирование речевого этикета.
Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?
Л.А. Введенская так определяет эти факторы:
 «Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную част.» 

В связи с этим формулы речевого этикета  можно, Гольдина В.Е, разделить  на 3основные группы:

« 1.) речевые формулы для начала общения,

2.) речевые формулы, применяемые в процессе общения,

3.) речевые формулы для окончания общения.» 
 «|Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, |официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности.
В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам,
одноклассникам или коллегам по работе.»

Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности,  результативности деловых отношений.

 

Речевой этикет в современном обществе.

Специфика речевого этикета в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму.

Так, представление о правильной, культурной, нормированной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. Например, каждому носителю языка известны формулы извинения за неловкость; однако нормой приветствуются одни (Извините меня, Прошу прощения) – и отвергаются или не рекомендуются другие, например, Извиняюсь (причем иногда подобному разграничению даются «обоснования» вроде: нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других и пр.).

В приведенном ниже примере вежливая форма используется, чтобы подчеркнуть недовольство начальника подчиненным:

– Здрасьте, Любовь Григорьевна! – сказал он в отвратительно галантной манере. – Задерживаетесь? <…>

Больше всего ее напугало то, что к ней обращаются на «вы», по имени-отчеству. Это делало все происходящее крайне двусмысленным, потому что если опаздывала Любочка – это было одно, а если инженер по рационализации Любовь Григорьевна Сухоручко – уже совсем другое. (В.О.Пелевин, «Вести из Непала».)

Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство для маневра».

 Классификация грубых речевых нарушений в устной и письменной речи.

.         В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают ,о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе.

Следует отметить, что очень часто создать благоприятную обстановку для общения мешает наша «загрязненная речь» , отклоненная от норм, полная речевых ошибок, засоренная иностранными словами.

 А.С.Пушкин ещё 200 лет назад горестно замечал:

«Сокровища родного слова-

Заметят важные умы-

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим Муз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

А не читаем книг своих…

Первый враг чистоты речи, по мнению,-« это слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их».

 Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, однозначно, представь, понимаешь и т. д.
           У каждого есть свой «индивидуальный запас» подобных слов. Часть их – вводные слова, которые указывают на отношение говорящего к высказываемой мысли. Но, не к месту употребленные, они превращаются в слова-паразиты, не несущие никакую смысловую нагрузку. Говорящий бессознательно стремится заполнить ими образовавшуюся паузу или заменить какое-нибудь слово, которое не хочется вспоминать или выговаривать. Если всерьёз прислушаться к его репликам, то можно обнаружить странные психологические несоответствия.
Л.А. Введенская считает, что «Человек, постоянно употребляющий слово «короче», так и стремится сократить свою речь, повторяющий слово «вообще» или «в общем» все время обобщает свои мысли, у человека с «как бы» все очень приблизительно, зыбко, а человек, говорящий «в принципе», очень принципиален и категоричен. «То есть»- непрестанно поправляет, «просто» - упрощает, а «это самое»- указывает на непонятно что.»

Эту особенность нелитературной речи прекрасно подметил Н. В. Гоголь и дал блестящий образец её в «Повести о капитане Копейкине» ( 1 том «Мертвых душ»). В рассказе малокультурного почтмейстера находим такой отрывок: « Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире.
Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная
Шахерезада. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения – словом, Семирамида, судырь, да и полно!»()

По словам В.Е Гольдина «Второй опасный враг нашей устной речи- это грубые просторечные и жаргонные слова. Просторечие с жаргонами составляют особую «неузаконенную» сферу разговорного языка и противопоставляются языку литературному – высшей форме существования национального языка. Для многих просторечий характерны экспрессивно сниженные оценочные слова с гаммой оттенков: от фамильярности до грубости, которым в литературном языке есть нейтральные синонимы: морда- лицо, шарахнуть- ударить, дрыхнуть – спать, драпануть – убежать. В словаре
Ожегова для таких слов есть пометка: прост. Чрезмерное и нецелесообразное употребление просторечий делает речь человека вульгарной и убогой.»
             Просторечия могут выявляться и в области ударения (про’цент, вместо проце’нт), в области произношения (чё вместо что, щас вместо сейчас, стока вместо столько), в области морфологии (выбора’, вместо лит. вы’боры, хочут вместо хотят), словоупотребления (ложить вместо класть, обратно в значении опять) и во многих видоизмененных формах слов (тапочек, опосля, здеся, нету).

 По мнениюЗ.Н. Люстровой « Особенно некрасиво звучат в речи жаргонные выражения – разновидность речи какой – либо группы людей, объединенных профессией, эмоциональный спектр: от шутливо – иронического до грубо- вульгарного тона.»

 Некоторые жаргонизмы пришли из других языков («чувак»- парень из цыганского,  «хаер»- волосы из английского), из разных диалектов («берлять»- пить, «ухайдакать» - утомить). Многие жаргонизмы возникли благодаря переносному смыслу или ассоциациям, которые, однако лишены эстетического значения: рвануть – пойти, тачка – машина, лимон – миллион, косарь – тысяча рублей.
           Мало кто из любителей подобных выражений знает, что он говорит как уголовник. Ведь многие жаргонизмы пробрались в разговорный язык из языка деклассированных элементов (арго), распространенного в сфере преступного мира, который пользуется им с целью сокрытия предмета разговора, чтобы никто не догадался об их злоухщрениях: круто, шмон, беспредел, бакланить.

Молодежный сленг относится к этому же разряду грубых слов. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, маска. Рискованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых.
Подобно его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Это – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».
       Среди юного поколения часто считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь ни в одном словаре. Ведь значение их никак не связано с самим корнем, а примененные в речи, они служат как бы вычурным заменителем и пошлым растворителем грамотного и красивого языка.

Клевый – произошло от слова «клевать», это тот, который клюет;

Крутой – значит горбатый;

Грузить - накладывать тяжелые предметы на человека.

Что же можно сказать о человеке, который в порыве гордыни возглашает: а мне по барабану! Действительно, верхнюю часть туловища этого человека трудно назвать головою.

Многие другие слова подобного рода нелепы и бессмысленны, и смешон тот, кто любит покрасоваться за их счет.

А вот слово «блин», без которого некоторые и не мыслят своего языкового существования, помимо лексической абсурдности носит вполне серьёзный, очень некрасивый подспудный смысл. Как отмечают исследователи, происхождение этого слова связано с заменой другого, нецензурного слова, начинающегося на эту же букву. Стоит задуматься, что мы говорим!

Молодежный жаргон имеет свои временные границы: с каждым поколением молодых (5-7 лет) меняется и набор жаргонизмов. Никто сейчас уже не помнит таких своеобразных оценок: железно – «хорошо», пшено – «плохо», так широко распространенных в 60-70 г.г. ХХ века. Жаргон – это своего рода язык в языке, эфемерное явление кризисного характера.

Речевые ошибки, встречающиеся в речи современного человека.

В наше время каждый человек с детства получает информацию из телевизора.

И что же он там видит?   Сейчас существует  очень много телевизионных каналов, но, к сожалению, единицы из них в своей трансляции соответствуют нормам речевого поведения ( Культура, Россия). Возьмем, к примеру, каналы, которые смотрит  молодежь: МТV, ТНТ, СТС. Именно в передачах этих каналов наблюдается грубое нарушение речевого этикета. Приведем пример: в телесериалах : «Универ», «Счастливы вместе», «Клуб», «Наша Раша», а так же в передачах: «Дом2», «NEXT», «Камеди клаб». Очень часто при трансляции в речи героев мы слышим писк, который заменяет матерные слова, что выходит за всякие грани нормам русского языка, а ведь именно из этих телепередач и фильмов современная молодежь берет пример и пополняет словарный запас, к сожалению, нелитературными фразами. Грубые речевые нарушения мы видим и в рекламе: «Один раз Персил,- всегда Персил», «Сникерсни- не тормози» (неологизм), в рингтонах « Ё моё, мама звонит», «Если вы грустите-не грустите»-Гарик Харламов, « короче о главном»- Михаил Галустян, «Все сливаем по красной цене»- Вадим Галыгин.

В речи телеведущих мы также встречаем отступление от речевого этикета, в основном это слова паразиты. В наших региональных передачах мы встречаем в речи телеведущих  «Гэканье» .

Так как современный человек берет пример с газет, радио, телевидения, то в речи школьников очень много речевых ошибок .

Мы в Позднеевской школе проводили исследования с сентября 2008г. и выявили следующие недочеты и ошибки современного школьника: словоформа тортов произносится с ударением на последнем слоге, хотя правильным считается звучание тортов. 16% школьников считают нормальным звучание позвоним ( правильно позвоним). Многие ученики употребляют слова паразиты : типа, короче, фигня, ну, блин.

Нередко мы слышим в не очень грамотной речи неправильно образованные формы родительного падежа числительного(пятиста  вместо пятисот) , формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных ( договор вместо договоры, сопогов вместо сапог), формы непродуктивных глаголов с чередованием в корне (ляжь ,стерём вместо ляг, сотрём) и т.п.

Синтаксические ошибки- самый распространенный вид ошибок и в устной , и в письменной речи. Это нарушение управления и согласования в словосочетании  (например, показать об этом Вместо показать это; с семьюстами пассажиров вместо с семьюстами пассажирами), нарушение норм согласования между подлежащим и сказуемым (Стая голубей кружились над домом вместо…  кружилась …)

Ошибки учеников из школьных сочинений.

Характер ошибки

Пример

Исправление

Нарушение лексической сочетаемости.

В стихах Есенина особую роль имеют сравнения . Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева . Образ Раскольникова в романе противоречив

В стихах Есенина особую роль играют сравнения . Героем рассказа «Ионыч» является Старцев , в образе которого … Характер Раскольникова в романе противоречив.

Употребление лишнего слова (плеоназм)

Бесчисленное множество . Он негодовал от возмущения.

Множество. Он негодовал . Или: Он возмущался.

Употребление рядом или близко однокоренных слов ( тавтология).

В рассказе «Муму» рассказывается … В образе Катерины изображена…

В рассказе «Муму» повествуется … В образе Екатерины представлена…

Повторы

Недавно я прочла одну интересную книгу . Эта книга называется «Собачье сердце» . В этой книге интересно рассказывается…

Недавно я прочла одну интересную книгу , которая называется «Собачье сердце». В ней рассказывается…

Ошибочное словообразование

Утопичество

Взятничество

скучание

Утопия

Взяточничество

скука

 

Неудачный порядок слов

Есть немало произведений , повествующих о детстве автора , в мировой литературе.

В мировой литературе есть немало произведений , повествующих о детстве автора.

Употребления слова иной стилистической окраски.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Попечитель богоугодных заведений перед ревизором ведет себя заискивающе.

Неправильный выбор падежного окончания.

Нет время

Без рельс

выбора

Нет времени

Без рельсов

выборы

В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы.

Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

Жизненный путь героя тяжелый и трагичный .

Жизненный путь героя тяжел и трагичен.

Недопустимо значение формы оба с существительными женского рода (форма женского рода обе).

Обими героинями

Обеими героинями

Ошибочное образование форм местоимений .

Ихний ребенок

Около его

Их ребенок

Около него

Ошибочное образование глагольных форм

Ложит

ездиет

Кладет

ездит

Недопустимо одновременное использование суффиксов ОВА и ЕМ

Исследоваемый процесс

Исследуемый процесс

Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий.

Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.

Читая (прочитав) статью и отмечая (отметив) нужный материал , я всегда делаю выписки.

    
 
Используемая литература


1.А.А. Акишина , «Речевой этикет русского телефонного разговора»,М 2000

2.  Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет».,1983.

3.Э.В. Арова «Будьте добры»., М. 1998

4. Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М. 2002

5. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа. Для учащихся. –М.:Просвещение.1993.

 

6. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей     речи. – М.

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×