Статья Понятие "зрительного восприятия" его виды и свойства в психолого-педагогической литературе. Автор: Тихнова Анастасия Александровна

Автор: Тихнова Анастасия Александровна
Зрительное восприятие - совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Пространственное зрительное восприятие у детей развивается несколько позже, так как механизмы его филогенетически новые. Пространственное восприятие требует интеграции сведений от слуховых, вестибулярных и кожно-мышечных анализаторов.

 

Зрительное восприятие оказывает существенное влияние на сенсомоторное воспитания, а значит, и на интеллектуальное развитие ребенка, его способности к обучению, овладению письмом и другими навыками работы руками, а также на психоэмоциональное здоровье.


Автор: Тихнова Анастасия Александровна

Понятие «зрительного восприятия» его виды и свойства в психолого-педагогической литературе

В настоящее время в психологии ученые пришли к общему определению смысла процесса восприятия. Встречаются лишь авторские различия в формулировке данного понятия.

Л. Д. Столяренко (2001) отмечает, что в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, а восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Таким образом, восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. [46]

Р. С. Немов и О. Л. Алексеев (2002) интерпретируют восприятие как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершается формированием образа. [32]

В.Н.Аванесова определяет восприятие как «процесс образования в нашем сознании внутреннего образа, модели объекта, который в данный момент воздействует на органы чувств, вызывая у человека целый комплекс ощущений свойств и качеств данного объекта». [42]

В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков (2005) определяют восприятие как 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов; 2) сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда под термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. [22]

Известно, что более 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Как и любой другое, зрительное восприятие у детей должно обладать следующими свойствами: предметностью; постоянством; целостностью; категориальностью.

Построение зрительного образа об окружающем мире определяется различными процессами, наиболее простые из них - это оценка «светло - темно» или видимая яркость, цвет и его насыщенность. Цветовое восприятие основано на врожденных особенностях и возможно благодаря особым структурам в подкорковой зоне головного мозга. [13]

Важную роль в познавательной деятельности человека играет зрительный анализатор. Более 90% поступающей к мозгу информации, дает зрительный анализатор. С деятельностью зрительного анализатора связано определение формы предметов, их величины, расстояния предметов от глаза, их подвижности, цвета. [36]

Зрительное восприятие - совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Пространственное зрительное восприятие у детей развивается несколько позже, так как механизмы его филогенетически новые. Пространственное восприятие требует интеграции сведений от слуховых, вестибулярных и кожно-мышечных анализаторов. [30]

Зрительное восприятие оказывает существенное влияние на сенсомоторное воспитания, а значит, и на интеллектуальное развитие ребенка, его способности к обучению, овладению письмом и другими навыками работы руками, а также на психоэмоциональное здоровье.

В процессе зрительного восприятия осуществляется анализ большого количества раздражителей, воздействующих на глаза. Ощущения от явлений и предметов тем более выразительные, чем сильнее развит зрительный анализатор. Особые свойства предметов иногда невозможно изучить без движения глаз и рук, то есть детям надо обследовать предмет со всех сторон. [23]

Зрительные образы включают 3 уровня отражения: сенситивный; представлений; вербально-логический.

Нарушение зрения, встречающиеся чаще всего, - это близорукость и дальнозоркость, связанные с установленными формой глазного яблока, или с изменением кривизны хрусталика.

У детей с нарушениями развития формирования любого из них нарушено, зрительные образы часто обеднены, неустойчивы и деформированы. Нарушение зрительного восприятия у детей отрицательно сказываются на их способностях к письму, разногласия фигур, соотношение частей и др. Но при постоянных упражнениях на развитие зрительного восприятия его недостаточность можно компенсировать. [26]

Характерные особенности зрительного восприятия: мгновенность, одновременность и целостность образа у таких детей недостаточен.

По наблюдениям известных тифлопедагогов (М.И. Земцова, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистова и др.) процесс восприятия осуществляет обычно ряд взаимодействующих анализаторов. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. [21]

 Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. Аккомодация глаз с важным двигательным механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние. Если нарушается аккомодация, снижается точность зрительного восприятия расстояния. [32]

Для восприятия расстоянии важное значение имеют движения глаз, в частности их конвергенция. Когда переводят глаза с дальнейшего объекта на ближайшее, происходит их конвергенция, и тем больше, чем ближе объект. Конвергенция глаз наблюдается в условиях бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Для восприятия расстоянии одним глазом характерна недостаточная точность. [29]

Через взаимодействие зрительного и кинестезического анализаторов обеспечивается адекватное восприятие размера, формы, рельефа предметов и их удаленности от нас. И.М. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы обводим их движениями глаз, словно «щупальцами». Между движениями глаз и оттиском предмета на их сетчатке устанавливается связь, что дает нам возможность лучше воспринимать размеры и формы предметов. [4]

Свойства зрительного восприятия:

прежде всего, зрение есть восприятие

дистантное

, то есть не требующее прямого контакта с воспринимаемыми объектами. Оно происходит на расстоянии;

зрительному восприятию присуща удивительная свобода, то есть орган этого восприятия, глаз, движется свободно по поверхности объекта. Это движение не ограничено границами объекта, как это можно заметить в осязательном восприятии, где, например, рука наталкивается на границу какого-либо предмета;

глаз в зрительном восприятии представляет собой орган с высоким сосредоточением чувствительных элементов, рецепторов.

И поэтому здесь в игру вступают менее поверхностно расположенные рецепторы;

глаз в зрительном восприятии представляет собой орган с высоким сосредоточения чувствительных элементов, рецепторов.

И поэтому здесь в игру вступают менее поверхностно расположенные рецепторы. [25]

В зрительном восприятии участвуют оба полушария головного мозга, каждая из которых получает информацию как от правого, так и от левого глаза. Благодаря этому у нас стереоскопическое зрение, что позволяет воспринимать предметы в объемном изображении и оценивать их относительную удаленность в пространстве. [42]

При первоначальном ознакомлении с предметами глаза обязательно движутся, выделяя признаки предметов, соотношение между ними и т. д. сформированы целостные образы передаются на хранение в память. Для восприятия уже известных предметов движение глаз необязательный; мы узнаем знакомый зрительный образ только по отдельным его признакам, воспроизводя отсутствует в памяти. [36]

Таким образом, зрительное восприятие оказывает существенное влияние на сенсомоторное, интеллектуальное развитие ребенка, его способности к обучению, овладению письмом и другими навыками работы руками. В процессе зрительного восприятия осуществляется анализ большого количества раздражителей, воздействующих на глаза. Ощущения от явлений и предметов тем более выразительные, чем сильнее развит зрительный анализатор.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x