Пословицы и поговорки - средство воспитания нравственных качеств дошкольников | Боровлёва Екатерина Сергеевна Козлова Надежда Николаевна. Работа №315286
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения нормам поведения, совершенствования культуры поведения дошкольников.. Включение пословиц и поговорок в воспитательную работу с дошкольниками позволяет развивать их мышление, прививать любовь к родине, повысить культуру речи, обогатить народной мудростью.Эта задача решается через ознакомление детей с пословицами и поговорками.Пословицы нужно использовать в любой ситуации
Статья на тему: «Пословицы и поговорки как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
Аннотация
Изменения в обществе, ускорение темпа жизни, увеличение забот о материальном благополучии затрудняет развитие высших нравственных качеств, таких как забота о ближнем, доброта, самоотречение ради общей цели. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей нравственные качества. Эта задача решается через ознакомление детей с пословицами и поговорками. Целью работы является внедрение пословиц и поговорок в воспитательную работу с детьми дошкольного возраста для их нравственного воспитания, культуры поведения и вежливости. В процессе работы были изучены способы и методы применения пословиц и поговорок в детском саду для развития нравственных качеств дошкольников. Применив их, у детей повысится интерес к окружающему, дети смогут думать, осмысливать обстановку, у них сформируются следующие нравственные качества: доброта, милосердие, уважение к труду, любовь к родине и т.д. Содержащиеся в работе теоретические, научно - методические и практические материалы, по развитию нравственных качеств дошкольников позволяют более подробно изучить механизмы влияния пословиц и поговорок на становление личности детей и могут быть использованы на практике воспитателями дошкольных организаций.
Ключевые слова
Дошкольный возраст, пословицы, поговорки, нравственные качества, воспитание, методы и средства формирование нравственных качеств.
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения нормам поведения, совершенствования культуры поведения дошкольников. Включение пословиц и поговорок в воспитательную работу с дошкольниками позволяет развивать их мышление, прививать любовь к родине, повысить культуру речи, обогатить народной мудростью. [1, с. 50]
Изучение многолетнего опыта педагогов позволяет высказать проблему – с каждым годом все реже встречается ребенок, обладающий такими качествами как доброта, мудрость, жалость, сочувствие, сопереживание, вежливость в комплексе. Изменения в обществе, ускорение темпа жизни, увеличение забот о материальном благополучии затрудняет развитие высших нравственных качеств, таких как забота о ближнем, доброта, самоотречение ради общей цели. [6, с. 89] Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей нравственные качества. Эта задача решается через ознакомление детей с пословицами и поговорками.
Вопрос о роли пословиц и поговорок как средстве воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста были предметом исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них внес свой вклад в теорию и практику внедрения пословиц и поговорок в воспитательную работу с дошкольниками.
Известный педагог А.Ф. Хинтибидзе считал, что пословицы и поговорки содержат в себе много поучительного для дошкольников. Пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, поэтому восприятие смысла пословиц и поговорок предполагает интенсивную работу мышления детей, определенных усилий над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в их нравственном развитии. Они знакомят детей окружающим миром, тем самым служат средством «социализации», приобщения их к истокам родной культуры. [10, с. 102]
Г.Н.Волков утверждал, что пословицы и поговорки формируют положительное отношение дошкольников к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно - этическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам. [4, с. 23]
А.Ш.Гашимов в своих работах писал о том, что пословицы и поговорки развивают у детей любовь к родному краю, учат бережно относиться к окружающим людям. [2, с. 445]
В.Ф. Афанасьев говорил о том, что пословицы и поговорки содержат скрытый смысл, над которым дошкольники должны поразмыслить, применив при этом свой опыт и знания. Пословицы и поговорки учат тому, что самое ценное человеческое качество – доброта. Они учат дошкольников ценить добрые дела, людей, стремиться самому быть добрым, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть свое поведение, оценить свою жизнь, свои поступки. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе. [3, с. 56]
Педагог Г.Н. Филонов утверждает, что пословицы и поговорки оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие. Они несут ярко выраженный нравственно - поучительный характер, поскольку содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании. [9, с. 223]
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена значимостью изучения пословиц и поговорок с целью внедрения их в воспитательную работу с детьми дошкольного возраста для их нравственного воспитания, культуры поведения и вежливости.
Решить проблему использования пословиц и поговорок в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольника пытались многие выдающиеся педагоги.
К.Д. Ушинский утверждал, что педагогическая работа педагога должна сводиться к активному знакомству дошкольников с пословицами и поговорками, к оказанию помощи при их заучивании, раскрытию смысла пословиц и поговорок, развитию умения применять их в речи. [8, с. 558]
А.С. Симонович писала о необходимости приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве со стихотворениями, рассказами, при изучении какой - либо темы, при обобщении или повторении изученного материала. [7, с. 65]
Н.И.Жинкин пришел к выводу, что пословицы и поговорки хорошо использовать в работе с дошкольниками через игру. Здесь затрагивается развитие мышления, логики, памяти. Услышав пословицу, каждый ребенок не только ее запоминает, и откладывает в своем подсознании, но и представляет себе окружающий мир по - другому, ровно так, как он был выражен в пословице. [5, с. 128]
Таким образом, однако, можно сказать, что проблема использования пословиц и поговорок в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольника недостаточно изучена, поэтому целью моей работы является выявление наиболее эффективных методических и дидактических приемов, способов использования пословиц в процессе формирования нравственной компетенции личности дошкольника, его гражданского и нравственного воспитания. Моя проектная деятельность направлена воспитание таких нравственных качеств дошкольников как доброта, милосердие, уважение к труду, любовь к родине и т.д. через использование пословиц и поговорок.
Приведем рекомендации по использованию пословиц и поговорок для развития нравственных качеств дошкольников.
В работе с детьми необходимо использовать поручения. Пословицу или поговорку можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда говорят: Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?» Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения. Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но педагог может говорить и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй. Последние не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным. Пословицы и поговорки педагог должен произносить выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождать жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.
Пословицы необходимо использовать в любой ситуации. Собираясь на прогулку, педагог может напомнить медлительному: «Семеро одного не ждут», а если кто - то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф, надо его предостеречь: «Береги нос в большой мороз».
На занятиях педагогу необходимо напомнить детям: «Ученье – свет, а не ученье - тьма», «Красна птица пеньем, человек уменьем». При закреплении материала: «Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, то его можно поправить такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться», «Сначала думай, потом говори». Если кто - то во время занятия отвлекается, педагог в зависимости от ситуации может напомнить: «Большой говорун – плохой роботун», «Не торопись языком – торопись делом», «Звону много, до толку мало».
Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь». После занятия можно сказать пословицу: «Делу время, потехе – час».
Совместные дела – эффективный метод воспитания доброты и дружелюбия дошкольников. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое - нибудь совместное дело, педагог может сказать: «Берись дружно, не будет грузно, тяжело), а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Оценка педагогом деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы становятся привычными для детей и не воспринимаются им, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую), и она получилась качественной можно сказать: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело». [9, с. 44]
В коллективе детей существуют и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что - то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы, чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословицей педагог показывает отношение к силе: сила хороша с добротой, с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для драчливого, несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».
Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации педагогу следует привести пословицы, подчеркивающее значения дружбы и согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух». А про двух неразлучных друзей можно сказать: «Куда иголка, туда и нитка».
Многообразие интонаций произношения пословиц расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать – переделывать» в одном случае констатируется как результат поспешности, а в другом – предупреждение.
В педагогическом процессе необходимо делать «тематические подборки» пословиц и поговорок. Когда дети будут знакомы с достаточным количеством пословиц и поговорок, тогда можно проводить игры на понимание и умение использовать их в нужной ситуации.
После беседы о значении какой – нибудь пословицы можно предложить детям придумать сказку, в которой кто - то из героев мог бы сказать эту пословицу или поговорку.
Дети могут нарисовать иллюстрации к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать на занятиях при ознакомлении с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек – волк».
Также рекомендуется использовать упражнение «Что не так». Детям даётся деформированный список пословиц и поговорок, их задача – произнести ее верно: Глаза – делают, руки – боятся»; Работнику – еловые шишки, а лодырю – медовые пышки»; «Маленькое безделье лучше большого дела».
При использовании упражнения «Найди пару» дети делятся на две команды. Каждому ребенку первой команды даётся своя часть пословицы, каждому ребенку второму команды продолжение пословицы. После сигнала ребенок должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» свой.
В качестве результата нашей проектной деятельности выступает книжка – малышка, в которой содержатся тематические подборки с пословицами и поговорками для дошкольников.
Итак, арсенал приемов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду для развития нравственных качеств дошкольников огромен. Применив вышеназванные приемы и методы использования пословиц и поговорок в воспитательной работе, у детей повысится интерес к окружающему, дети смогут думать, осмысливать обстановку, у них сформируются следующие нравственные качества: доброта, милосердие, уважение к труду, любовь к родине и т.д.
Таким образом, пословицы и поговорки играют важное значение для воспитания нравственных качеств дошкольников. Эффективными методами и средствами воспитания нравственных качеств дошкольников являются игра, беседа, упражнения, разыгрывание пословиц и поговорок, совместные дела, поручения, использование их в различных ситуациях, тематические подборки и т.д. В дальнейшем планируется расширить проект, разработав программу, содержащую занятия с использованием пословиц и поговорок. Содержащиеся в работе теоретические, научно - методические и практические материалы, по развитию нравственных качеств дошкольников позволяют более подробно изучить механизмы влияния пословиц и поговорок на становление личности детей и могут быть использованы в практике воспитателями дошкольных организаций.
Библиографический список:
Аникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. – М.:
Изд
–
во
Моск
.
у
н
–
та, 1969. –
79 с.
Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / (сост. А. А.
Агаев
, А. Ш. Гашимов). – М.: Педагогика, 1989. – 592 с.
Афанасьев, В.Ф.
Этнопедагогика
нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. – Якутск:
Якуткнигоиздат
, 1979. – 182 с.
Волков, Г.Н.
Этнопедагогика
: учеб. для студ. сред
.
и
высш
. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский. центр «Академия», 1999. – 168 с.
Жинкин
, Н.И. Механизмы речи. – М: АПН, 1958. – 370 с.
Измайлов, А.Э. Народная педагогика. – Москва:
Изд
–
во «Педагогика», 1991. –
252 с.
Симонович, А. С. Детский сад: практическое руководство для детских садовниц / А.С. Симонович; рис. исполнены Н. Я. Симонович-Ефимовой и
И
. С. Ефимовым.
–
3-е изд.,
перераб
. с
многочисл
. рис. работ, с играми, нотами и рассказами.
– Москва:
Изд
–
во И.Д. Сытина, 1907. – 128 с.
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский.
–
М.: Педагогика, 2012.
–
946 c.
Филонов, Г.Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов.
–
М.:
Педагогика, 1985.
–
223 с.
10. Хинтибидзе, А.Ф. Вопросы взаимоотношения народной и научной педагогики, XIX в.: Нар. творчество / Ант. Хинтибидзе; Под ред. Д. Гардавелидзе. – Тбилиси: Ганатлеба, 1986. – 197 с.