Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Познавательная активность дошкольника ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Петрова Татьяна Викторовна

К старшему дошкольному
возрасту заметно нарастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка. 
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности
ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности,
направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные
формы мышления. При этом главным фактором выступает характер  деятельности. Как подчеркивают психологи, для
развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения,
который определяется видом деятельности, в которой знания приобретались. На
протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное
значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет
познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс
усвоения знаний, умений и навыков,  а,
главным образом, как поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества, сотворчества.

В работах многих
отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников  в осмысленную деятельность, в процессе
которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать
их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания
самостоятельно.

Причины встречающейся
интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности
интеллектуальных  впечатлений,
интересов  ребенка. Вместе с тем, будучи не
в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют
его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим
особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все
исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную
особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,
осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную,
ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых
раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица
гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я
пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает
сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в
практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все
больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и
поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает
огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому
найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Н.Н.Поддьяков в качестве основного вида
ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет
деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность,
которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на
роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”

Потребность ребенка в
новых впечатлениях лежит в основе
возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской
(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Чтобы сформировать у
детей исследовательское поведение, я в своей работе применяю исследовательские
методы обучения, формирую у детей:

1.     Умение видеть проблемы.

Увидеть, а тем более сформулировать
проблему- дело трудное. Считается, что это способность творчески одаренного
человека.

На своих занятиях я предлагаю детям
задания и упражнения, которые формируют способность видеть проблемы.

Например: «Посмотрите на мир чужими
глазами» (листочек, камешек и т.д.),

«Сколько значений у предмета?».

Предлагаю найти как можно больше
вариантов реального использования предмета. (камни- строительство, музыкальные
инструменты, роспись для украшения, выкладывание узоров, игры на асфальте и
др.).

Предлагаю найти как можно больше
признаков предмета. Такие задания использую практически по всем лексическим
темам.

2.Умение
задавать вопросы
.

Как было сказано, дети от природы
исследователи и очень любят задавать вопросы (А какой самый большой океан?
Почему заяц путает следы? Почему зайчиха бросает зайчат? Она плохая мать? Что
такое мергель? И т.д.).

Но задают вопросы дети, как правило,
с высоким уровнем развития.

3.Умение
давать определенные понятия
.

Для этого я использую прием описания.

Описать объект - это значит ответить
на вопросы: что это такое? Чем отличается? На что похоже? Где используется?

4.Умение
классифицировать.

Популярное задание «Найди лишний
предмет» («Птицы зимующие и перелетные», «Грибы съедобные и несъедобные», «Домашние
и дикие животные» и т. д.

При классификации специально допускаю
ошибку, чтобы дети могли исправить и доказать свое мнение.

5.Умение
наблюдать
.

На своих занятиях использую
упражнения на развитие внимания и наблюдательности («Найди различия в парных
картинках», «Найди ошибки, намеренно сделанные художником» и др.

6.Умение
выдвигать гипотезы, строить предположения
.

Используя в своей работе методику
развивающего обучения, задаю детям такие вопросы и даю такие задания, которые
предполагают прогнозирование результатов. Например, как вы думаете:  что будет с перелетными птицами, если они не
улетят осенью в теплые края? Что будет на Земле, если исчезнут птицы? Почему
зимой снег, а летом дождь? Что будет с медведем зимой, если он «нагулял» мало
жира?

А также задаю вопросы, требующие
подтверждения или опровержения выдвинутых положений из личного опыта: где еще
видели? Где можно применить? И т.д.

7.Умения и навыки проведения
экспериментов.

Непосредственный контакт ребенка с
предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их
свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать
больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В кабинете создана мини-лаборатория
«Любознайка», оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами.

Эксперименты мы проводим не только
кратковременные, но и длительные.

Прежде чем приступить к ним, мы
вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности.

1.Выбираем объект исследования.

2.Подбираем оборудование.

3.Уточняем, каким будет эксперимент -
кратковременным или долговременным.

4.Определяем, для чего проводим опыт
(прогнозируем результат)

5.Закрепляем последовательность
действий.

6.Вспоминаем правила безопасности.

7.Проводим эксперимент.

8.Фиксируем результаты на карточках
или в альбоме.

9.Анализируем результаты (совпадают
ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опята был самый интересный; в
чем испытывали затруднения).

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×